|
|||||||
Делёж космоса Леонид Попов Экстравагантный миллионер покупает космическую яхту и отправляется на прогулку по Луне. Перед стартом к "мистеру-твистеру" подходит стеснительный учёный и вежливо просит: "Если вам не трудно, окажите любезность, захватите с собой вот этот приборчик, а ещё, не будете ли вы так великодушны, привезите назад хоть ма-а-аленький камешек для наших исследований..." Такую картину мы вполне можем увидеть лет через десять. "И на Марсе будут яблони цвести", – пели когда-то у нас, не по указке сверху почитая Гагарина и Титова народными героями. А за океаном сочиняли поэмы и песни в честь Армстронга и Олдрина, шагающих по Луне. За романтикой звучно побрякивало оружие, копошились политические расчёты. И всё же во главе угла оставалась мечта! С конца 80-х всё резко поменялось. Противостояние систем уходило в прошлое, у нас и на Западе вдруг обнаружили, что космонавтика – страшно дорогая штука. В прессе раздались сердитые голоса: "А какая нам, налогоплательщикам, собственно, польза с вашего космоса?" В новой России таким образом просто оправдывался неизбежный при взятом курсе развал всего и вся. А законодатели США действительно прислушались к настроениям в обществе, начав аккуратно урезать ассигнования НАСА. Сам подход к освоению космоса во всём мире тихо сместился от "грандиозно" к "сколько стоит – когда окупится". Космос сегодня приносит некоторый доход. Например, создание новых телекоммуникаций. Компании связи регулярно раскошеливаются на запуск новых спутников. Снимки Земли с орбиты также продают за немалые деньги. Есть и другие доходные статьи. Но пилотируемая космонавтика, фундаментальная наука, исследования дальних планет?! Общий баланс печален: с точки зрения сегодняшней экономики космос сильно убыточен. А как же Международная космическая станция (МКС)? Этот и впрямь амбициозный проект был задуман американцами в том числе для того, чтобы, как в общей квартире, было видно, что русские в космосе поделывают. На "Мире" этого не углядишь. Несмотря на строительство в складчину, МКС в ближайшие годы будет весьма убыточна для тех же Штатов. На всех орбитальных станциях космонавты львиную долю времени тратят отнюдь не на эксперименты, а на поддержание работы самих станций. Самая востребованная космическая профессия сегодня – это "ремонтник-наладчик". А кто же будет ставить сенсационные научные опыты, производить в промышленных масштабах сверхчистые материалы, микросхемы, уникальные лекарства? Деннис Тито отвалил 20 миллионов зелёных на полёт в составе российского экипажа на МКС. Американцы скрипели зубами. Вроде бы от искреннего возмущения профанацией серьёзного дела, а как уверяют другие – от зависти к успешной сделке Российского авиакосмического агентства (РАКА). Частные компании ныне наперегонки строят суборбитальный, то есть поднимающийся на высоту не ниже 100 километров, коммерческий челнок. И дело не в так называемом Х-Prize в размере 10 миллионов долларов, обещанных неким фондом победителю, – разработка челнока стоит гораздо дороже. Просто уже выстраиваются очереди желающих слетать в космос хотя бы по суборбитальной траектории. Несмотря на то, что цена билета будет в районе 100 тысяч долларов! Американская фирма "Спейс адвенчурс", помогавшая Тито достичь соглашения с Росавиакосмосом, уже нашла в Европе и Азии двоих романтиков, готовых, подобно Тито, выложить по 20 миллионов за полёт на МКС (недавно, правда, одного гражданина ЮАР наше космическое агентство "отшило"). В Центре подготовки претенденты будут, кроме прочего, проходить полный курс изучения всего оборудования станции. Почему бы не научить их обращаться и с научной аппаратурой, ненавязчиво попросив провести пару опытов для блага мировой науки? В учебнике космонавта СССР Константина Феоктистова "Космическая техника" есть любопытная глава-мечта: "Станция Лас-Вегас". По расчётам автора, в достаточно близком будущем произойдёт заметное снижение стоимости полёта туриста на орбитальную станцию – до 60 тыс. долл. Станция Лас-Вегас, вмещающая десятки или даже сотни людей, полагает Феоктистов, могла бы предложить посетителям массу развлечений: игры в условиях невесомости или пониженной гравитации. Феоктистов ещё скромно умалчивает про секс в космосе. Роль РАКА и НАСА сведётся тогда к "извозу". Ведь оборотистые фирмы уже готовят и космические "постоялые дворы". Например, калифорнийский консорциум "Спейс айленд груп" лет через 10–15 собирается построить на орбите отель из внешних топливных баков "шаттлов", которые сейчас только засоряют космос. Каждый такой бак имеет внушительные размеры: примерно 46 метров в длину и 9 в диаметре. Их соединят в гигантскую карусель, пристыкуют служебные модули и запустят вращаться для создания там искусственной гравитации. Проект стоимостью миллиард долларов должен окупиться при еженедельных 300 постояльцах и цене проживания "всего" в 20 тысяч "грин". Нет, что ни говори, туризм – это законный венец человеческой цивилизации. В госказне денег всё меньше, у отдельных граждан всё больше – это жизнь, дружок! Так что метод совмещения приятного с полезным придётся внедрять и в другие "романтические" области деятельности. Хотите походить в море на старинной каравелле? Извольте за это взять пробы воды в квадрате N! Желаете прогуляться по Антарктиде? Вот вам небольшая программка исследований! Что, не расслышал? Вы Жак Кусто, Юрий Гагарин? А деньги у вас на это есть?! |
|
|