"Шаттл" Discovery готовится к завтрашнему старту
[NASA]
Завтра 8 марта рано утром в 6:42 по местному времени (14:42 мск) "шаттл" Discovery должен отправиться к Международной космической станции (МКС). Сейчас на стартовой площадке 39B полным ходом идут приготовления к запуску. Пока обратный отсчет времени идет без проблем, и никаких технических неполадок не зафиксировано. Правда, проблемы может создать погода.
По прогнозам метеорологов, вероятность слишком низкой температуры составляет 30%. Согласно требованиям NASA, температура воздуха должна быть достаточной высокой для того, чтобы на внешнем топливном баке не образовывался лед. Это опасно потому, что во время старта сорвавшиеся с бака льдинки могут повредить "шаттл". Точной цифры для "опасной" температуры не существует, так как лед начинает образовываться при определенном сочетании температуры, влажности воздуха и скорости ветра. Согласно метеопрогнозу, в момент старта температура воздуха составит около 7 градусов С, относительная влажность - 80%, а скорость ветра - от 15 до 22,5 км/час. Это приемлемые для запуска условия. Но если температура упадет хотя бы до 5 градусов С, а скорость ветра будет хотя бы 5,6 км/ч, то начнется обледенение бака.
Сегодня в море должны отправиться суда Freedom Star и Liberty Star, которые подбирают в океане в 225 км к северо-востоку от места старта отработавшие твердотопливные ускорители. Но, как сообщается, их выход может быть задержан из-за слишком большого волнения на море. Правда, жестких требований, чтобы корабли были в заданном квадрате к моменту старта, не существует. И NASA уже дважды запускало "шаттлы" без дожидающихся в море кораблей. Так что, высокие волны не смогут задержать старт Discovery.
Европа и Япония будут исследовать Марс вместе
Недавно состоялось очередное совещание специалистов, работающих над двумя проектами - европейского зонда Mars Express и японского Nozomi. Оба они будут исследовать Марс.
Японский зонд Nozomi был запущен еще в 1998 г. Изначально предполагалось, что он прибудет к Марсу в 1999 г. Однако во время маневра в гравитационном поле Земли, в результате которого планировалось изменить траекторию и скорость движения Nozomi, с двигателем зонда возникли проблемы. Поэтому он сможет достигнуть орбиты Марса только в 2003 г.
Зонд Европейского космического агентства Mars Express еще только строится. Его запуск намечен на 1 июня 2003 г. Он отправится к Марсу вместе со спускаемым аппаратом Beagle 2. В космос его выведет российская ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат".
Предполагается, что Mars Express прибудет к Марсу в 2004 г. и займет полярную орбиту этой планеты, а Nozomi с 2003 г. будет вращаться по экваториальной орбите. В результате они должны удачно дополнить друг друга в процессе исследования атмосферы и мониторинга погодных условий на Марсе. Правда, конкретная программа совместных работ европейского и японского аппаратов пока не определена.
Но уже решено скоординировать процедуры обработки информации, которая будет поступать с Nozomi и Mars Express, а также проводить обмены специалистами. В общем, пока предполагается, что сотрудничество будет долгим.
Европейский проект системы спутниковой связи для самолетов
7 лет назад Европейское космическое агентство и консорциум европейских компаний во главе с французской фирмой Alcatel выдвинули проект системы спутниковой связи, которая должна дополнить существующие наземные системы связи с самолетами. С 1994 г. велись исследования этого проекта на техническую осуществимость, а во второй половине 2002 г. должна состояться первая демонстрация работы этой системы связи, которая получила название Satellite Data Link System (SDLS).
Существующая сейчас Авиационная мобильная спутниковая система (Aeronautical Mobile Satellite System, AMSS) редко используется для связи пилотов с авиадиспетчерскими службами. Это делается только в воздушном пространстве над океанами.
Как сообщается, необходимость в создании системы SDLS возникла в связи с резким ростом авиатрафика, который произошел за последние 10 лет. Нынешние системы связи уже не обеспечивают должной безопасности полетов. Новая система SDLS должна обеспечивать передачу данных и голосовую связь, а также связь экипажей самолетов с наземными диспетчерскими службами. В связи с ростом авиатрафика уже произведено наращивание мощности наземных систем ОВЧ-связи, однако, через несколько лет и эти ресурсы будут исчерпаны. Поэтому решено было создать спутниковую систему связи, которая будет обслуживать и те территории, где по каким-либо причинам нельзя установить наземное оборудование.
Наряду со спутниковыми навигационными системами система SDLS позволит более точно отслеживать положение самолетов в воздухе, благодаря чему можно будет увеличить допустимое с точки зрение безопасности количество самолетов в заданном сегменте воздушного пространства.
Первая демонстрация работы будущей системы SDLS будет произведена с использованием прототипа бортового оборудования, расположенного на земле. Затем испытания будут перенесены в воздух, в том числе, на коммерческие авиалайнеры. Кроме того, предлагаемая к реализации система связи SDLS должна будет пройти строгую сертификацию на безопасность в Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation, ICAO).
Orbital получает контракт на создание суборбитальной ракеты-мишени
Компания Orbital Sciences получила контракт от ВВС США и Центра ракетных систем (Missile Systems Center) на сумму в 5 млн дол. на работы по проекту создания ракеты "быстрого реагирования" Quick Reaction Launch Vehicle-2 (QRLV-2). Этот проект разрабатывается в рамках программы создания ракетных зондов Sounding Rockets Program-2 (SRP-2), которой занимаются ВВС США. Если Orbital успешно справится с этим проектом, то она сможет претендовать уже на более дорогой контракт в 96 млн дол. на обеспечение запуска этих ракет.
В соответствии с программой QRLV-2 компания Orbital должна сконструировать, построить и запустить одноступенчатую управляемую суборбитальную ракету. Запуск этой ракеты должен состояться в марте 2002 г. на стартовом комплексе Kodiak на Аляске. Как сообщается, эта ракета будет использоваться для проверки работы ракет-перехватчиков, а также в других целях в интересах министерства обороны США.
Программа SRP-2 является продолжением программы SRP-1, в реализации которой компания Orbital также принимает участие. Она поставила суборбитальные ракеты для испытаний, которые должны состояться в марте 2001 г. Их запуск также будет произведен со стартового комплекса Kodiak.
Aerojet продолжит разработку двигателя для модернизированной ракеты J-I Upgrade
Компания Aerojet сейчас в декабре 2000 г. получила контракт сроком на полгода на сумму в 480 тыс. дол. для продолжения эскизного проектирования двигателя первой ступени модернизированной ракеты J-I Upgrade. Это будет двухступенчатая жидкотопливная ракета-носитель, способная выводить на солнечно-синхронную орбиту полезную нагрузку весом в 1 тонну. Предполагается, что этой нагрузкой будут коммерческие спутники связи и экспериментальные спутники японского космического агентства NASDA.
Для сокращения затрат на разработку Aerojet будет использовать в этом двигателе уже готовые технологии из модифицированного российского двигателя НК-33. Aerojet принимает участие в создании этих двигателей вместе с КБ им. Н.Д. Кузнецова. Двигатели НК-33 планируется установить на ракету многоразового использования Kistler K-1.
В июне этого года должен начаться следующий этап разработки двигателя для ракеты J-I. Он рассчитан на 14 месяцев и по его завершении должен быть создан первый полномасштабный образец двигателя. Стоимость контракта на этот этап уже существенно выше - 31 млн дол. Производить эти двигатели планируется вплоть до 2010 г.
Вообще же компания Aerojet занималась разработкой целого ряда двигателей, в частности, двигателя для второй ступени ракеты Delta 2, маневровых двигателей для "шаттлов", двигателей для зонда NEAR, который недавно завершил свою миссию и остался на поверхности астероида Эрос, и двигателей для орбитального зонда MESSENGER, который должен отправиться к Меркурию.
|