6 апреля 2001 г.

Сбой в запуске спутника-связи "Экран-М"

Старт ракеты-носителя "Протон-М", планировавшийся на 6 апреля, перенесен на сутки

Запуск "шаттла" Endeavour к МКС, возможно, будет произведен на день раньше

Найдены еще два новых рентгеновских пульсара

8 апреля в Санкт-Петербурге состоится праздник "День Космонавтики"

Второй экипаж МКС готовится к двум экспедициям посещения

Завтра к Марсу должен отправиться исследовательский зонд 2001 Mars Odyssey

Сбой в запуске спутника-связи "Экран-М"

На последнем этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Протон-М" обнаружились неполадки, и запуск пришлось отложить.

Специалисты выявили неисправность в работе батарей спутника, который "Протон" должен вывести на орбиту. Неполадки уже устранены, и в ходе повторных проверок никаких сбоев не обнаружено. Поэтому было решено перенести запуск ровно на сутки.

Такая задержка не повлияет на программу выведения в заданную точку орбиты спутника "Экран-М". Этот аппарат предназначен для ретрансляции телепередач в районы Сибири и Дальнего Востока.

СЕРГЕЙ ЖИЛЬЦОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИМ.ХРУНИЧЕВА: "Никаких серьезных сбоев во всех системах не выявлено и по циклограмме полета, для того чтобы спутник вышел в нужную для него точку на орбите, нужна отсрочка ровно на сутки. Старт запланирован на 7 часов 47 минут по московскому времени 7 апреля…".

Старт модернизированной ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом "Экран-М" на борту, планировавшийся с космодрома "Байконур" на утро 6 апреля, перенесен на сутки по техническим причинам. Об этом сообщили в пятницу ИТАР-ТАСС в пресс- службе Ракетных войск стратегического назначения. Причиной переноса пуска носителя на резервную дату явилось незначительное отклонение от допуска параметров по отдельным системам разгонного блока "Бриз-М".

Запуск "шаттла" Endeavour к МКС, возможно, будет произведен на день раньше

[NASA]

Космическое агентство NASA сейчас рассматривает возможность переноса запуска "шаттла" Endeavour миссии STS-100, который должен отправиться к МКС, на один день - с 19 на 18 апреля. Желание устроить "досрочный" пуск объясняется необходимостью иметь запас времени для отстыковки "шаттла" от МКС, прежде чем туда прибудет российский пилотируемый корабль "Союз". Вообще-то, если все пойдет по плану, и "шаттл" взлетит с первой попытки 19 апреля, то запас времени будет. В этом случае стыковка "шаттла" с МКС произойдет 22 апреля, а отстыковка - 28 апреля. Именно в этот день с Байконура должны отправиться на МКС на корабле "Союз" российские космонавты Юрий Батурин и Талгат Мусабаев и космический турист Дэнис Тито. "Союз" должен пристыковаться к МКС 30 апреля.

Если же "шаттл" стартует со второй попытки 20 апреля, то к МКС он прибудет не на третий день, а на четвертый - 23 апреля, и отстыковка автоматически передвинется на 30 апреля, и места для пристыковки "Союза" уже не будет. Следует учесть, что к МКС сейчас пристыкован старый корабль "Союз", гарантийный срок службы которого на орбите составляет 180 дней, и он уже подходит к концу. Новый "Союз" должен заменить этот старый, и на старом должны вернуться на Землю наши космонавты вместе с Тито.

По заявлению NASA, Росавиакосмос отказывается переносить запуск "Союза", поэтому, если "шаттл" Endeavour не взлетит с первой попытки, то запуск будет перенесен на 6 мая, когда старый "Союз" отчалит от МКС.

Если будет решено перенести старт Endeavour на 18 апреля, то он состоится приблизительно в 15:03 по местному времени мыса Канаверал (23:03 мск).

В составе экипажа Endeavour 7 человек: командир Кент Ромингер (Kent Rominger), штурман Джефф Эшби (Jeff Ashby) и специалисты - канадский астронавт Крис Хэдфилд (Chris Hadfield), два американских астронавта Джон Филипс (John Phillips) и Скотт Паразински (Scott Parazynski), астронавт Европейского космического агентства итальянец Умберто Гуидони (Umberto Guidoni) и российский космонавт Юрий Лончаков. Основные цели этой миссии - доставка на МКС и монтаж на ее внешней поверхности канадского робота-манипулятора Canadarm2, а также доставка на станцию очередной порции грузов (в основном это научное оборудование) в модуле материально-технического снабжения Raffaello (копия модуля Leonardo, доставленного на МКС во время предыдущей экспедиции посещения "шаттлом" Discovery).

Найдены еще два новых рентгеновских пульсара

[NASA]

В галактике Малое Магелланово Облако, которая является одной из соседок нашего Млечного Пути, астрономы обнаружили два новых рентгеновских пульсара. Таким образом, число известных пульсаров в Малом Магеллановом Облаке дошло до 25 (три года назад был известен только один). В нашей галактике число известных пульсаров на порядок меньше.

Открытием новых пульсаров в Малом Магеллановом Облаке занимались аспирант университета Саутгэмптона (Великобритания) Силас Лэйкок (Silas Laycock) и группа специалистов под руководством д-ра Робина Корбета (Robin Corbet) из центра космических полетов им. Годдарда агентства NASA. Пульсары были обнаружены с помощью рентгеновского космического телескопа Rossi X-ray Timing Explorer.

Рентгеновские пульсары - это один из видов вращающихся нейтронных звезд. Нейтронная звезда - это то, что осталось от произошедшего когда-то взрыва сверхновой. Масса пульсаров в несколько раз превышает массу нашего Солнца, но их радиус составляет всего несколько десятков километров.

Малое Магелланово Облако - это галактика неправильной формы, которая находится на расстоянии около 200 тыс. световых лет от Земли. Это вторая по близости галактика по отношению к нашему Млечному Пути. Она видна невооруженным глазом в южном полушарии Земли. Ее общая масса в 50 раз меньше массы нашей галактики, но рентгеновских пульсаров в ней гораздо больше. Кроме того, в Малом Магеллановом Облаке необычно большую долю составляют горячие молодые звезды и обнаружены следы множества недавних взрывов сверхновых.

8 апреля в Санкт-Петербурге состоится праздник "День Космонавтики"

8 апреля 2001 года на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге состоится праздник "День Космонавтики", посвященный 40-летию первого полета человека в космос. Организаторы праздника: Санкт-Петербургский Фонд музея города, Государственный музей истории города, Федерация космонавтики.

Празднование Дня космонавтики в Санкт-Петербурге проводится не впервые, и в год 40-летия первого полета человека в космос он обещает быть особенно грандиозным. Его организаторы намерены использовать в нем и достижения высоких технологий. В прошлом году был организован сеанс видеосвязи участников праздника с орбитальным космическим комплексом "Мир". В этом году, когда "Мира" больше нет, будет организовано общение в режиме реального времени Интернет-пользователей и российских космонавтов-гостей праздника. Для этого будет использована технология "eHelp Live", разработанная Петербургскими компаниями InternetHelp.ru и СТАР СПб.

Посетители сайта InternetHelp.ru в этот день будут не только следить за ходом праздника, но и с 12:00 до 18:00 по московскому времени смогут пообщаться с присутствующими на празднике космонавтами Георгием Гречко, Леонидом Кизимом и Александром Баландиным в живом Интернет-эфире.

Компьютеры будут установлены прямо на Соборной площади Петропавловской крепости. Одновременно каждый из космонавтов будет вести диалог с несколькими посетителями сайта. Посетители будут связываться с космонавтами в порядке очереди. Интернет-сообщество сможет наблюдать за тем, какие вопросы задаются, и что на них отвечают космонавты.

Второй экипаж МКС готовится к двум экспедициям посещения

[NASA]

На этой неделе второй постоянный экипаж МКС Юрий Усачев, Сьюзен Хелмс и Джим Восс занимался не только повседневной работой и обслуживанием оборудования станции, но и медико-биологическими экспериментами. Во-первых проводились работы по активизации антенны Ku-диапазона, которая предназначается для передачи на Землю телевизионного и звукового сигналов и широкополосных потоков данных. До сих пор можно было поддерживать только нормальную голосовую связь с помощью антенны S-диапазона, а при необходимости передачи телевизионного изображения нужно было использовать видеосистему на базе портативных компьютеров.

Экипаж также заменил кое-какие детали в системе удаления углекислого газа в лабораторном модуле Destiny, однако полного восстановления ее работоспособности добиться не удалось - плохо работает дренажный клапан. Правда, пока хватает мощности аналогичной системы, установленной в модуле "Звезда", которая вполне справляется с очисткой воздуха для трех человек. Кислород для внутренней атмосферы станции сейчас поставляется из баков грузового корабля "Прогресс", который сейчас пристыкован к кормовому шлюзу модуля "Звезда". Когда он закончится, то кислород будет генерировать система "Электрон", установленная на модуле "Звезда", но пока она за ненадобностью выключена.

Грузовой корабль "Прогресс" планируется отстыковать от станции где-то в районе 15 апреля. К освободившемуся порту 17 апреля будет перестыкован корабль "Союз". Таким образом освободится место для пристыковки модуля материально-технического снабжения Raffaello, который доставит на станцию "шаттл" Endeavour.

На этой неделе было проведено кратковременное тестовое включение двигателей грузового корабля "Прогресс" для проверки возможности передачи на него команд с Земли через компьютеры модуля "Звезда". В результате этого включения скорость станции изменилась на 1 м/с. В начале следующей недели планируется провести уже "настоящее" включение двигателя "Прогресса" для коррекции орбиты МКС с целью подготовки к прибытию нового корабля "Союз".

Все основные системы МКС работают нормально, а сама станция сейчас находится на орбите высотой 384 км над Землей.

Завтра к Марсу должен отправиться исследовательский зонд 2001 Mars Odyssey

[NASA]

Завтра 7 апреля на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск ракеты Boeing Delta 2, на борту которой находится новый американский исследовательский орбитальный марсианский зонд Mars Odyssey. Старт назначен на 11 часов 02 минуты по местному времени (19:02 мск). Если по каким-либо причинам эта попытка не состоится, то через 30 минут откроется второе окно запуска в 11:32. Затем, если потребуется старт будет перенесен на сутки. И в воскресенье 8 апреля будет также 2 попытки запуска - в 10:29 и в 11:29 по местному времени (соответственно, 18:29 и 19:29 мск). Вообще же, старт можно будет откладывать вплоть до 27 апреля.

Это будет первая марсианская миссия NASA после потери двух зондов в 1999 г. А вообще за 40 лет космических исследований на Марс было отправлено 30 экспедиций и только треть из них были успешными.

Стоимость зонда Mars Odyssey - 305 млн дол. По плану он должен выйти на сильно вытянутую эллиптическую орбиту вокруг Марса 24 октября 2001 г. А потом в течение 76 дней он будет постепенно изменять ее параметры, и в итоге займет круговую орбиту высотой около 400 км над поверхностью Марса с периодом обращения 2 часа. Далее в течение полного марсианского года (687 земных дней) зонд Odyssey будет карты химического состава и минералогических структур на поверхности Марса и измерять радиационный фон на этой планете (для подготовки к возможной пилотируемой экспедиции на Марс).