В Центре подготовки космонавтов последний экзамен сдает экипаж космического корабля "Союз"
И если все члены экипажа пройдут его успешно, то уже в конце апреля на Международную космическую станцию может отправиться первый турист - американец Денис Тито.
АВТОР-О.ПАСТУХОВА
Последний предстартовый экзамен для экипажа - это условный полет, во время которого они должны справится с множеством неприятностей и серьезных отказов. И, конечно, с заданием их никто не знакомит заранее. Космонавт-турист сдает экзамен наравне с другими членами экипажа. В программу полета он, безусловно , не вмешивается, но суть операций должен понимать.
ДЕНИС ТИТО, КОСМОНАВТ-ТУРИСТ: "Я провел девять месяцев в серьезных тренировках и думаю, мне будет понятно все, что будет происходить на орбите. Во всяком случае, в рамках моей программы я подготовлен отлично."
Специалисты, которые готовили его к полету, в этом тоже не сомневаются, более того не считают его дилетантом в космонавтике.
ПЕТР КЛИМУК, НАЧАЛЬНИК ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМ.ГАГАРИНА:"Человек не просто откуда-то пришел. Человек - инженер, который имеет два высших образования, человек, который научную степень имеет. Самое главное - в космических делах разбирается и в НАСА давно уже работал, лет пять."
Во всяком случае он прекрасно разбирается в работе скафандра и систем жизнеобеспечения. И уж, конечно, никакой потенциальной опасности для Международной станции не представляет.
ТАЛГАТ МУСАБАЕВ, КОМАНДИР ЭКИПАЖА: "How do you do, Denny?"
- Очень хорошо!
- О! Принципиальный ответ на русском языке на английский вопрос/
Конечно, переговоры с американской стороной по поводу участия космнавта-туриста все-же продолжаются, скорее это уже согласование программы его пребывания на борту. Но серьезных возражений с американской стороны уже не звучит. И сдав экзамен, Денис Тито, по сути, получит уже допуск к полету.
18 апреля Индия собирается повторить попытку запуска своей первой ракеты
Первая попытка запуска первой индийской ракеты-носителя GSLV D-1 состоялась 28 марта 2001 г. Тогда обратный отсчет времени был остановлен буквально в последнюю секунду перед стартом из-за технических проблем в двигателе одного из четырех жидкотопливных ускорителей ракеты (точнее, сила тяги этом двигателе не достигла расчетного значения). Этот двигатель был заменен, и теперь назначена новая дата запуска ракеты GSLV - 18 апреля (окно запуска продлится до 25 апреля). Ракета должна вывести на геосинхронную орбиту экспериментальный спутник связи GSAT-1 весом около 1,5 тонн.
Проведены очередные испытания двигателя для новой ракеты Delta 4
На прошлой неделе в космическом центре им. Стенниса были проведены очередные испытания двигателя RS-68, который будет использоваться в качестве основного в новой ракете Delta 4. Это уже третье включение двигателя, проведенное в рамках программы его испытаний в собранном виде. Двигатель проработал 45 секунд и отключился после того, как закончилось все топливо (жидкий водород). Испытания были признаны успешными. Первый запуск ракеты Delta 4 намечен на начало 2002 г., и руководитель программы Delta Дэн Коллинз (Dan Collins) считает, что сроки работ по этому проекту будут выдержаны.
В NASA разрабатывается концепция нового космического гамма-телескопа
Космическое агентство NASA в начале июня прошлого года спустило с орбиты и затопило с Тихом океане космический гамма-телескоп CGRO (Compton Gamma Ray Observatory). Такое решение было принято после того, как на телескопе в декабре 1999 г. вышел из строя один из трех его гироскопов. В принципе, телескоп мог летать и с двумя гироскопами, но NASA опасалось, что при поломке еще одного гороскопа телескоп стал бы неуправляемым. Астрономы категорически возражали против такого решения, предлагались различные решения проблемы с гироскопами, но NASA настояло на своем.
Теперь NASA финансирует проект нового космического гамма-телескопа, который будет называться GLAST (Gamma Ray Large Area Space Telescope). Правда, его разработка находится на самом начальном этапе, и недавно с компанией TRW был заключен контракт сроком на полгода на разработку концепции этого телескопа. На телескопе GLAST будет установлено около 3 тонн научного оборудования, и в том числе монитор гамма-вспышек GLAST Burst Monitor, который построит центр космических полетов им. Маршалла и телескоп GLAST Large Area Telescope (LAT), разработчиком которого является Стэнфордский университет. Это будет в 30 раз более чувствительный телескоп, чем тот, что был установлен на CGRO.
Гамма-телескоп GLAST будет заниматься исследованием гамма-вспышек, нейтронных звезд, далеких галактик со сверхмассивными черными дырами в центре и остатков от взрывов сверхновых звезд. Его запуск запланирован на 2005 год.
Телескоп Hubble сфотографировал центр галактики "Водоворот"
В числе новых опубликованных снимков, сделанных космическим телескопом Hubble, есть очень эффектная фотография галактики "Водоворот" (Whirlpool), внешний вид которой полностью оправдывает ее название. Эта галактика, которая в официальных каталогах имеет наименования M51 и HGC 5194, находится в созвездии Гончих Псов. Это одна из самых "фотогеничных" галактик. Она популярна не только у профессионалов, но и у астрономов-любителей, так как ее видно и в небольшие телескопы. На этом снимке четко видны спиральные рукава и облака пыли, где происходит рождение массивных ярких звезд (яркие красноватые пятна). В центре галактики виден огромный диск из пыли, которая, возможно, является "топливом" для черной дыры.
Зонд DS1 с ионным двигателем держит курс на комету Боррелли
[NASA]
Экспериментальный американский зонд Deep Space 1 (DS1) сейчас направляется к комете Боррелли, с которой он должен встретиться в сентябре 2001 г. На зонде сейчас работает экспериментальный ионный ксеноновый двигатель. Целью полета была просто проверка работы этого ионного двигателя, и изначально предполагалось, что он проработает 200 часов, после чего испытания будут признаны успешными. Однако, 21 марта этого года двигатель преодолел отметку в 10 тыс. часов (что в 50 раз больше ранее запланированного времени) и продолжает работать и сейчас. Если так пойдет и дальше, то к концу своей миссии у кометы Боррелли он проработает 14 тыс. часов.
Следует отметить, что в наземных условиях точно такой же ксеноновый ионный двигатель проработал уже около 15,5 тыс. часов. Эти испытания начались в октябре 1998 г. Тогда же состоялся и запуск зонда DS1. Установленный на нем ионный двигатель был включен не сразу и поначалу работал со сбоями, но теперь "разошелся не на шутку". Его мощность варьируется в диапазоне от 520 Вт до 1,9 кВт.
|