Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

12 апреля 2001 г.

Содержание

Россия намерена создать новую пилотируемую станцию

Средства на освоение космоса у России найдутся

"Интерспутник" заключил контракт с немецкой компанией KB Impuls Service GmbH на аренду спутника "Экспресс-3А"

Работы по очистке территории республики Алтай от обломков ракет, стартовавших с космодрома Байконур, начнутся 1-го июня

Президент Буш предложил выделить NASA в 2002 году 14,5 млрд дол.

На космодром для подготовки к запуску прибыл спутник GOES-M

НАСА по-прежнему возражает против полета первого космического туриста, гражданина США Дэниса Тито на МКС

Небо в "Кристаллах"

У "шаттлов" сегодня тоже юбилей

Три японских космических организации собираются объединиться



Россия намерена создать новую пилотируемую станцию

Начата разработка нового варианта пилотируемой стации, которая заменит сведенную с орбиты станцию "Мир". Об этом в эксклюзивном интервью РИА "Новости" сообщил летчик-космонавт Александр Лазуткин.

Он также отметил, что изучается возможность осуществления программы полета на "Марс".

Лазуткин назвал работы по программе Международной космической станции "шагом на месте". По его словам, они полезны лишь с точки зрения развития международного сотрудничества.

Он опроверг бытующее мнение о том, что США якобы "могут вытолкнуть Россию из программы МКС". По словам Лазуткина, "иностранные специалисты, работающие в космической отрасли, уверены, что без русских станцию не построить".

Как подчеркнул Лазуткин, "в космосе никто так не работает, как русские".


Средства на освоение космоса у России найдутся

Михаил Касьянов заверяет, что у России найдутся средства для продолжения освоения космического пространства.

"Страна, запустившая в Космос первый корабль с человеком на борту, найдет силы для продолжения освоения космического пространства на благо родины и всего мирового сообщества", - заявил премьер-министр, открывая торжественный вечер в ГКЦЗ "Россия" по случаю 40-летия полета Юрия Гагарина в Космос.

Как передает РИА "Новости", Касьянов подчеркнул, что правительство понимает важность дальнейшего развития космонавтики и предпринимает все усилия для его государственной поддержки.

Премьер-министр напомнил, что уже утверждена программа по развитию космонавтики до 2005 года, и правительство постарается в приоритетном порядке обеспечить ее финансирование.

Полет Юрия Гагарина Михаил Касьянов назвал "самым ярким, эмоциональным, знаковым событием" ушедшего ХХ века. "Нельзя забыть восхищение всего мира Гагариным и страной, отправившей его в первый космический полет", - продолжил премьер. Это событием стало не просто достижением научно-технической мысли, а ознаменовало начало перехода земной цивилизации на новый этап развития, заявил Касьянов.

Сейчас результаты космической работы используются в 130 странах мира. Касьянов напомнил о важности работы, совершенной станцией "Мир", ставшей первой подобной Международной комической станцией. "15 лет работы "Мира" войдут золотыми страницами в историю освоения космического пространства", - сказал глава правительства.

В основе работы нынешней Международной космической станции также лежит отечественный опыт крупномасштабной работы в космосе.

"Нам есть чем гордиться!" - подчеркнул премьер.


"Интерспутник" заключил контракт с немецкой компанией KB Impuls Service GmbH на аренду спутника "Экспресс-3А"

Немецкий оператор спутниковой связи компания KB Impuls Service GmbH, подписала контракт с Международной организацией космической связи (МОКС) "Интерспутник" на аренду одного транспондера в диапазоне частот "С" на спутнике "Экспресс-3А" в орбитальной позиции 11 градуса западной долготы.

Арендованная емкость (36 МГц) предназначается для организации спутниковых телефонных каналов связи, передачи данных и доступа в сеть Интернет на территории Германии и других стран Европы с использованием собственных наземных средств KB Impuls в Берлине.

Спутник "Экспресс-3А" был выведен в на орбиту в 24 июня 2000 года ракетой "Протон". Он находится на геостационарной орбите высотой 36 тыс. км. "Экспресс-3А" был построен в НПО прикладной механики им. академика М.Ф.Решетнева в г. Железногорске Красноярского края, а коммуникационное оборудование для него было изготовлено французской фирмой Alcatel Space. На спутнике установлено 12 мощных ретрансляторов C-диапазона и 5 ретрансляторов Ku-диапазона. Спутник будет использоваться для обеспечения широкополосного Internet-доступа и трансляции цифрового телевизионного вещания. Транспондеры спутника "Экспресс-3А" используются клиентами системы "Интерспутник" для организации трансатлантического телефонного трафика, передачи данных и высокоскоростного доступа в сеть Интернет, а также цифрового телевизионного вещания на территории Европы.

"Интерспутник" - это международная межправительственная организация, созданная в 1971 году для эксплуатации глобальной системы спутниковой связи. На сегодняшний день членами "Интерспутника" являются 24 государства. В космическую группировку системы связи "Интерспутник" входят спутники серии "Экспресс" и "Горизонт", а также спутники последнего поколения LMI-1 и "Экспресс-А". "Интерспутник" является одним из ведущих операторов глобальных систем спутниковой связи и предоставляет услуги международной, национальной и региональной связи в регионах Атлантического, Индийского и Тихого океанов.


Работы по очистке территории республики Алтай от обломков ракет, стартовавших с космодрома Байконур, начнутся 1-го июня

Соответствующая договоренность достигнута между руководством республики и командованием ракетных войск стратегического назначения. Предполагается, что тонна собранных обломков будет стоить 600 долларов. Уже определена фирма, которая будет заниматься сбором космического мусора. Агентство ИТАР-ТАСС передает, что за 40 лет полетов в космос на территорию Алтая упали ступени 400 ракет. Общий вес этого мусора превышает 2 тысячи тонн.


Президент Буш предложил выделить NASA в 2002 году 14,5 млрд дол.

Обсуждение бюджета NASA на следующий 2002 финансовый год еще только начинается, но администрация президента Буша уже обнародовала свои предложения. В них в графе расходов космического агентства NASA значатся 14,5 миллиардов долларов. Российская космонавтика о таких деньгах и не мечтает, а NASA этого, конечно же, мало. Администратор NASA Дэн Голдин (Dan Goldin) по поводу этой суммы сказал, что им придется принимать "трудные решения" по ряду ранее намеченных программ.

Несмотря на то, что предлагаемый бюджет на 250 млн дол. больше, чем в прошлом году, но в NASA уже подсчитали, что с учетом инфляции денег выделено не больше, чем на 2001 год. Кроме того, дополнительные 250 млн не планируется "равномерно размазывать" по всем существующим проектам. По словам Голдина, президент поставил перед NASA задачу определиться с приоритетами, и пустить деньги только на ключевые проекты, которые позволят США сделать самые большие шаги "на пути научных и технологических открытий".

Так что часть программ будут закрыты или уже закрыты. В первую очередь это касается проектов по аэронавтике. 1 марта были объявлены первые жертвы - экспериментальные аппараты X-33 ни X-34. Финансирование этих работ уже прекращено. Зато увеличено финансирование работ в рамках "инициативы космического запуска" (Space Launch Initiative, SLI) по созданию корабля многоразового использования нового поколения с 271 млн дол. в 2001 г. до 475 млн дол. в 2002 г. Больше, чем в этом году получат проекты, связанные с МКС и с "шаттлами" (на МКС предлагается выделить 2,1 млрд дол.).

Зато, в проекте бюджета на 2002 г. нет двух научных программ. В их числе зонд Solar Probe, предназначенный для исследования Солнца, и уже в который раз вычеркнут из планов проект зонда Pluto-Kuiper Express (PKE), который должен был отправиться к Плутону. Деньги, ранее выделенные на них, будут потрачены на другие миссии, в том числе на инфракрасный телескоп Space Infrared Telescope Facility (SIRTF) и зонд Gravity Probe-B.

В качестве оправдания отказа от миссии Pluto-Kuiper Express, которая в принципе не терпит отлагательства, так как временной фактор для полета на Плутон очень важен, Голдин сказал, что дополнительные 310 млн дол. получит проект разработки технологий, которые позволят сократить время полетов к внешнему краю солнечной системы.

Но дебаты по проекту бюджета еще будут долгими, принят он будет, скорее всего, только в сентябре, так как 2002 финансовый год начинается 1 октября 2001 г.


На космодром для подготовки к запуску прибыл спутник GOES-M

На этой неделе в космический центр им. Кеннеди на мысе Канаверал для подготовки к старту был доставлен спутник GOES-M, принадлежащий Национальному управлению США по океанам и атмосфере (NOAA). Запуск этого спутника назначен на 12 июля 2001 г. Его выведет на орбиту ракета-носитель Atlas 2A с разгонным блоком Centaur. Она прибудет на мыс Канаверал в конце мая.

Называние GOES-M - то сокращение от Geostationary Operational Environmental Satellite, то есть он будет находиться на геостационарной орбите и вести наблюдение за погодой и окружающей средой. Это будет пятый и последний спутник из новой серии геостационарных метеоспутников, работающих в интересах NOAA. После того, как GOES-M будет выведен на заданную орбиту, он будет переименован в GOES-12. Этап его проверки на орбите придется как раз на наиболее активную фазу сезона тропических ураганов 2001 г.


НАСА по-прежнему возражает против полета первого космического туриста, гражданина США Дэниса Тито на МКС

Об этом в интервью нашей радиостанции заявила пресс-секретарь НАСА Дебора Рон. Она также сообщила, что на следующей неделе пройдет встреча руководителей национальных космических агентств, которые отвечают за МКС, где и будет обсуждаться вопрос о полете первого космического туриста. "Это человек, который не прошел подготовки должным образом.... Он проходил подготовку на "Союзе" и на российском оборудовании. Но МКС - это не только "Союз", не только Российская техника. Необходима подготовка и на американском оборудовании... Любой человек, не только Тито, должен отвечать совместно разработанным критериям полета в космос непрофессионалов, которые нам и надо обсудить межу партнерами. Мы обеспокоены тем, что в это время на станции будет очень много работы, поэтому мы не считаем, что для него полет в апреле будет безопасным", - пояснила Д.Рон. Она отметила, что "у других партнеров по МКС тоже есть возражения против полета Тито, и они их высказывают". Вместе с тем Д.Рон отметила, что "МКС - это партнерство, и партнеры должны разрешить возникшую межу ними проблему. "Ни один из партнеров не может принимать здесь односторонних решений. Поэтому мы и продолжаем дискуссию, поэтому будет проведена встреча руководителей космических агентств", - добавила пресс- секретарь НАСА. В НАСА не захотели отвечать на вопрос о своих дальнейших действиях в случае, если Россия не будет прислушиваться к мнению американской стороны.

Напомним, сегодня в подмосковном Звездном городке было объявлено, что Дэнис Тито полетит в космос 28 апреля. Вместе с ним на орбиту отправится российский экипаж - Юрий Батурин и Талгат Мусабаев. Сам Дэнис Тито сегодня заявил, что считает себя абсолютно готовым к полету. На российском корабле "Союз" до стыковки с МКС у Дэниса Тито будут свои обязанности. Он займется радиосвязью. Кроме того, американский бизнесмен будет выполнять все команды командира экипажа Талгата Мусабаев. Напомним, что за путевку в космос американец заплатил Росавиакосмосу 20 миллионов долларов.


Небо в "Кристаллах"

За день до сороковой годовщины первого полета человека в космос окончательно прояснилась судьба первого космического туриста. Американский финансист Дэннис Тито, вызвавшийся оплатить свою подготовку и полет, включен Межведомственной комиссией в состав краткосрочной экспедиции на Международную космическую станцию и стартует с Байконура вместе с Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным 28 апреля. Об этом объявил вчера заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Андрей Майборода. Совпадение кажется символическим. Через сорок лет после Гагарина в космос летит не первооткрыватель, а клиент. Еще недавно в нашей стране это сочли бы едва ли не крамолой, а сегодня уже никто не скрывает, что от космонавтики, как и от всякой другой сферы деятельности, россияне-налогоплательщики ждут не только стимулов для поддержания своей национальной гордости, но и вполне конкретной отдачи. Хотя бы в виде 20 заработанных на богатом американце миллионов долларов. В общем, космос становится ближе.

Конечно, нельзя сказать, что мы только сейчас становимся свидетелями крутого поворота в развитии отечественной космонавтики. Изменение траектории наметилось еще несколько лет назад. Командир нынешнего экипажа Талгат Мусабаев во время предыдущего полета в 1998 году в свободное от научной программы время рекламировал для европейцев автомобили БМВ. По слухам, даже в позывных 25-й основной экспедиции -- "Кристаллы" -- содержался коммерческий подтекст, ведь именно тогда Росавиакосмос создал для привлечения средств специальную маркетинговую компанию, да и вообще, как признавался глава этого ведомства Юрий Коптев, спасали тогда космонавтику "диковатыми на первый взгляд решениями". По старой традиции, командир сохранил свои позывные, и вчера по всем телеканалам показывали его новый экипаж, для связи с которым ЦУП вольно или невольно будет использовать название одного из производителей самого популярного в России напитка.

Впрочем, похоже, все, что раньше почему-то считалось "диковатым", сегодня постепенно входит в норму. Уже стала историей станция "Мир", сбором внебюджетных средств для которой объясняли свой повышенный интерес к коммерции руководители космической отрасли. А интерес не пропал. И чтобы выполнить свои контрактные обязательства перед Дэннисом Тито, Росавиакосмос пошел на перепалку с партнерами по МКС -- проекту, участие в котором Россия предпочла национальной программе пилотируемой космонавтики. Тито включили в экипаж, проигнорировав мнение НАСА и Европейского космического агентства, выступающих и против полета неспециалиста на этапе строительства станции, и против увлечения коммерческими проектами в целом. "У нас сейчас нет оснований полагать, что Дэннис Тито не полетит", -- заявил корреспонденту газеты "Время новостей" пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов. Сегодня эта уверенность понятна, ведь американец отправится в космос на российском корабле, а командиром на станции сейчас является россиянин Юрий Усачев. Однако конфликт по поводу первого туриста может оказаться только первым, поскольку с подачи НАСА в кодексе поведения экипажей МКС появился пункт, запрещающий космонавтам и астронавтам вести коммерческую деятельность.

Сегодня в России мало кто безоговорочно разделяет такую "некапиталистическую" позицию американцев. Даже ветераны космонавтики вносят посильный вклад в ее коммерциализацию. Вчера сразу три дважды Героя Советского Союза -- Валерий Кубасов, Виктор Савиных и Александр Александров -- участвовали в презентации интернет-аукциона, на котором будут представлены лоты, мало-мальски имеющие отношение к космической тематике: от часов марки "Полет", действительно побывавших на орбите, до простых футболок с портретом Юрия Гагарина.


У "шаттлов" сегодня тоже юбилей

Сегодня 12 апреля 2001 г. все прогрессивное человечество отмечает 40-летнюю годовщину первого полета человека в космос.

Но у NASA сегодня тоже юбилей, пусть и не такой внушительный: 12 апреля 1981 г., то есть ровно через 20 лет после полета Юрия Гагарина, состоялся первый запуск американского корабля многоразового использования, который с тех пор называется "шаттлом" ("челнок"). Специально это было подстроено или случайно получилось, история умалчивает. Первым "шаттлом", побывавшим в космосе, был Columbia. Его орбитальный полет вокруг Земли длился 2 дня и 6 часов. Эта экспедиция получила наименование "миссия STS-1". Основной целью этого первого полета была, конечно же, проверка самого корабля многоразового использования, его способности взлетать и безопасно для экипажа возвращаться на Землю. Проверялась работа всей конструкции: самого "шаттла", внешнего топливного бака и двух твердотопливных ускорителей, а также всех остальных систем корабля.

На борту Columbia был экипаж из двух человек: командир Джон Янг (John W. Young) и штурман Роберт Криппен (Robert L. Crippen).

Джон Янг уже тогда был ветераном американской астронавтики. Вместе с Гасом Гриссомом (Gus Grissom) он 23 марта 1965 г. на корабле Gemini 3 совершил первый пилотируемый космический полет по программе Gemini. Потом он летал на Gemini 10 в 1966 г., на Apollo 10 в 1969 г., на Apollo 16 в 1972 г. Так что первый полет "шаттла" был для него уже пятой космической экспедицией, и не последней. Потом он участвовал еще и в миссии STS-9 в 1983 г.

Роберт Криппен стал астронавтом NASA в 1969 г., но до первого полета "шаттла" он включался только в составы дублирующих экипажей кораблей Skylab 2, 3 и 4 и Apollo (проект "Союз-Апполон"). Но после STS-1, он был командиром еще трех экспедиций "шаттлов" - STS-7 в 1983 г., STS-41C в апреле 1984 г. и STS-41G в октябре 1984 г. В 1990-92 гг. он был директором программы Space Shuttle, в 1992-95 гг. - директором космического центра им. Кеннеди, откуда как раз стартуют "шаттлы", а сейчас он вице-президент по системам подготовки в компании Lockheed Martin Information Systems.

За прошедшие 20 лет в конструкции "шаттлов" ничего кардинально не изменилось. Теперь это - рабочая лошадка NASA. Всего их было построено 5 штук: Columbia, Discovery, Atlantis, Endeavour и Challenger. Последний взорвался во время аварии при взлете в январе 1986 г., тогда погибли 7 членов экипажа. Так что сейчас "шаттлов" осталось четыре. Недавно на самом первом "шаттле" Columbia был проведен капитальный ремонт, который длился около полутора лет. Теперь Columbia готовится к новому старту. Он намечен на 19 ноября. Это будет миссия STS-109. Columbia отправится на обслуживание и модернизацию космического телескопа Hubble.


Три японских космических организации собираются объединиться

В Японии, которую никак нельзя назвать крупной космической державой, имеется целых три только крупных космических организации - Национальное агентство по космическим исследованиям (NASDA, National Space Development Agency of Japan ), Институт исследований в области космоса и аэронавтики (ISAS, Institute of Space and Astronautical Science) и Национальная аэрокосмическая лаборатория (NAL, National Aerospace Laboratory). Теперь они решили объединиться, в связи с чем было подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым над всеми проектами они теперь будут работать вместе, и эта первая фаза объединения займет 3 года.

Такое решение было принято под давлением правительства страны и, в частности, министерства финансов, которое вполне справедливо считает, что деньги в этой отрасли японской экономики тратятся крайне неэффективно. Это касается и создания спутников, и запуска ракет-носителей. С ракетами в Японии дела обстоят совсем плохо - процент аварийных запусков просто неприлично высок, а если учесть, что японские ракеты взлетают в среднем раз в два года, то о какой либо программе космических запусков говорить вообще не приходится. Даже от сделанных ранее заказов клиенты отказываются. Например, в январе этого года Европейское космическое агентство официально расторгло ранее заключенное соглашение о запуске экспериментального спутника связи Artemis. Его должна была вывести на орбиту новая японская ракета-носитель H-2A, но ее разработка затягивается, и европейцы решили больше не ждать и отправить Artemis на французской ракете Ariane 5.



Нас считают