|
|||||||
Мировые космические новости 19 апреля 2001 г. |
Заканчивается подготовка к старту космического корабля многоразового использования Endeavour Началась заправка космического корабля многоразового использования Endeavour, старт которого к Международной космической станции состоится сегодня, с космодрома им. Джона Кеннеди во Флориде. Как сообщает CNN, на борту "шаттла" находятся семь членов экипажа. Миссия, которая продлиться 11 дней, доставит на станцию необходимые грузы, а также "космическую руку" - робота, который существенно облегчит операции в открытом космосе. Американский корабль "Индевор" должен стартовать сегодня к международной космической станции В состав интернационального экипажа из семи человек входит и россиянин Юрий Лончаков. Экспедиция доставит и установит на МКС управляемую механическую руку. Доля монтажа потребуется совершить как минимум два выхода в открытый космос. "Индевор" привезет также на станцию оборудование, одежду и питание. Экипаж ждут назад 30 апреля. Специалисты НАСА по-прежнему против полета американского туриста Денниса Тито на Международную космическую станцию в апреле и надеются убедить Росавиакосмос в необходимости перенести его на октябрь В то же время космическое ведомство США на всякий случай уже начало готовиться к появлению "первого космического туриста" на борту орбитального комплекса. Помимо НАСА, против апрельского полета калифорнийского бизнесмена на российском корабле "Союз ТМ" выступают космические агентства стран Европы, Канады и Японии. Их позиция объясняется беспокойством по поводу безопасности экипажа и самой станции "Альфа". Эксперты США и Европы считают, что уровень подготовки Тито к полету недостаточно высок и это может осложнить условия работы всего экипажа. Они полагают, что ему следует пройти тренировки в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне в течение двух месяцев, чтобы ознакомиться с американским сегментом станции. Индия пополнила список космических держав Вчера Индия стала полноправной космической державой - ее ракета GSLV-D1 вывела спутник весом 1,5 тонны на геосинхронную орбиту. Запуск состоялся на космодроме Шрикарикота на юге Индии в ранее намеченное время - в 10:13 по Гринвичу (14:13 мск). Экспериментальный спутник связи GSAT-1 был выведен на заданную геосинхронную орбиту через 17 минут после старта. Спутник теперь проведет на орбите несколько экспериментов с двигателем, с системами навигации и связи. Результаты этих испытаний будут использованы в следующих индийских спутниках связи. Напомним, что это была вторая попытка запуска ракеты GSLV-D1. Первая состоялась 28 марта этого года, но тогда обратный отсчет времени был остановлен в последнюю секунду из-за неполадок в работе одного из четырех жидкотопливных ускорителей первой ступени. Этот двигатель был заменен, и во второй раз все уже прошло без сбоев. Разработка ракеты GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle) велась 10 лет и обошлась в 305 млн дол. Высота ракеты - 49 м, вес - около 400 тонн. В третьей ступени ракеты использован российский криогенный двигатель 12 КРД, разработанный и построенный в ГКПНЦ им. Хруничева. Индия в ближайшие 2-3 года купит в общей сложности 7 таких двигателей. Теперь Индия планирует провести еще как минимум один испытательный запуск ракеты GSLV, прежде чем на ней будет отправлен в космос первый коммерческий спутник. Правда, сроки второго запуска пока неизвестны. В дальнейшем Индия собирается предоставлять услуги по запуску спутников на геосинхронные орбиты, причем цены будут на 25% ниже, чем у конкурентов, а конкуренты - это Россия, Китай, Франция и США. Вчера экипаж МКС немного полетал на корабле "Союз" Вчера 18 апреля экипаж МКС провел перестыковку корабля "Союз" с нижнего порта модуля "Заря" к кормовому шлюзу модуля "Звезда". Управлял "Союзом" конечно же командир экипажа МКС российский космонавт Юрий Усачев. Вся операция заняла около 20 минут: в 12:40 по Гринвичу была проведена отстыковка, а в 13:01 ЦУП подтвердил захват и пристыковку "Союза" к модулю "Звезда. Следует отметить, что почти два месяца назад, а точнее 24 февраля, аналогичную процедуру произвел первый долговременный экипаж МКС, в составе которой было два российских космонавта - Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Только тогда все проводилось в обратную сторону - "Союз" был отстыкован от кормового шлюза "Звезды" и пристыкован к нижнему порту модуля "Заря", как показано на рисунке слева. Так что для иллюстрации вчерашней операции на рисунке нужно переставить направление красной стрелки. В феврале перестыковка проводилась для того, чтобы освободить кормовой порт "Звезды" для причаливания беспилотного грузового корабля "Прогресс", который прибыл на МКС в 28 февраля. А теперь нужно было освободить место для маневра "шаттлу" Endeavour, который сегодня должен отправиться на МКС. Кроме того, новый корабль "Союз", который должен прилететь на МКС 30 апреля, будет швартоваться именно к модулю "Заря". Последние приготовления к старту "шаттла" Endeavour Сегодня 19 апреля на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Endeavour, который отправится на Международную космическую станцию (МКС). Старт назначен на 14:41 по местному времени. В Москве будет уже 22:41. Заполнение внешнего топливного бака "шаттла" начнется на стартовой площадке Pad 39A рано утром в 4:45 (12:45 мск). По прогнозам синоптиков, вероятность благоприятной для запуска погоды составляет 90%. Прямой видеорепортаж о подготовке к запуску и о самом старте будет вестись на сайте космического центра им. Кеннеди по адресу http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/countdown/video/video90.html. Темная сторона Луны и климат на Земле В номере от 1 мая журнала Geophysical Research Letters, который издается Американским геофизическим союзом (American Geophysical Union), группа специалистов из Технологического института Нью-Джерси и Калифорнийского технологического института опубликовала статью, посвященную несколько модернизированному, но ранее почти забытому методу мониторинга климата Земли с помощью наблюдений темной стороны Луны в те периоды, когда на ночном небе виден только ее тонкий серп. Такой способ позволяет определить коэффициент отражения солнечного света Землей. Эти измерения дополняют результаты наблюдений земной поверхности с помощью спутников. Известно, что коэффициент отражения солнечного света Землей и ее атмосферой является важным климатическим параметром. Долговременные измерения этого параметра позволяют определить вариации различных параметров облаков и аэрозольных частиц, находящихся в атмосфере. Слабое свечение теневой части луны легко видно невооруженным глазом. Первым это явление объяснил еще Леонардо да Винчи. В этом случае Луна работает как гигантское зеркало, отражающее свет, который попал на нее в результате отражения солнечного света Землей. При такой конфигурации яркость теневой части Луны определяется коэффициентом отражения Земли. Согласно последним измерениям, проведенным авторами упомянутой статьи, этой коэффициент сейчас равен 0.297 с точностью до 0.005. Кроме того, было обнаружено, что сезонные вариации отражательной способности Земли очень велики - они составляют около 20%. Более того, оказалось, что за последние 5 лет коэффициент отражения Земли снизился на 2,5%. Но даже это небольшое казалось бы изменение играет большую роль в глобальном потеплении климата на Земле. Важно также то, что за эти пять лет происходило усиление магнитной активности Солнца, что подтверждает гипотезу о том, что магнитное поле Солнца пусть косвенным образом, но влияет на климат Земли (яркость излучения Солнца за это время изменялась очень незначительно, так что это не могло дать такого эффекта). На программу создания европейской спутниковой навигационной системы Galileo выделены первые 100 млн евро 5 апреля 2001 г. Союз министров транспорта европейских стран подписал соглашение о выделении 100 млн евро на первый этап реализации программы создания европейской глобальной спутниковой навигационной системы Galileo. В соответствие с этим же решением в декабре этого года будет профинансирован следующий этап работ в размере 450 млн евро. Ну а официальное решение о разворачивании всего созвездия спутников Galileo планируется подписать к концу 2003 г. Причем решение министров транспорта касается сразу двух долговременных европейских спутниковых навигационных проектов - Galileo и EGNOS, которые планируется интегрировать. Кроме того, к июню 2001 г. должны быть определены технические требования к системе Galileo, чтобы можно было обеспечить ее взаимодействие с существующими глобальными спутниковыми навигационными системами GPS и ГЛОНАСС. В ноябре 2001 г. должны быть подведены итоги тендеров на выполнение работы на всех фазах проекта Galileo, причем, предполагается, что в этих тендерах будут участвовать также компании из тех европейских стран, представители которых не входят в Союз министров транспорта. |
|
|