19 апреля 2001 г.

Заканчивается подготовка к старту космического корабля многоразового использования Endeavour

Американский корабль "Индевор" должен стартовать сегодня к международной космической станции

Специалисты НАСА по-прежнему против полета американского туриста Денниса Тито на Международную космическую станцию в апреле и надеются убедить Росавиакосмос в необходимости перенести его на октябрь

Индия пополнила список космических держав

Вчера экипаж МКС немного полетал на корабле "Союз"

Последние приготовления к старту "шаттла" Endeavour

Темная сторона Луны и климат на Земле

На программу создания европейской спутниковой навигационной системы Galileo выделены первые 100 млн евро

Началась заправка космического корабля многоразового использования Endeavour, старт которого к Международной космической станции состоится сегодня, с космодрома им. Джона Кеннеди во Флориде. Как сообщает CNN, на борту "шаттла" находятся семь членов экипажа. Миссия, которая продлиться 11 дней, доставит на станцию необходимые грузы, а также "космическую руку" - робота, который существенно облегчит операции в открытом космосе.

В состав интернационального экипажа из семи человек входит и россиянин Юрий Лончаков. Экспедиция доставит и установит на МКС управляемую механическую руку. Доля монтажа потребуется совершить как минимум два выхода в открытый космос. "Индевор" привезет также на станцию оборудование, одежду и питание. Экипаж ждут назад 30 апреля.

В то же время космическое ведомство США на всякий случай уже начало готовиться к появлению "первого космического туриста" на борту орбитального комплекса. Помимо НАСА, против апрельского полета калифорнийского бизнесмена на российском корабле "Союз ТМ" выступают космические агентства стран Европы, Канады и Японии. Их позиция объясняется беспокойством по поводу безопасности экипажа и самой станции "Альфа". Эксперты США и Европы считают, что уровень подготовки Тито к полету недостаточно высок и это может осложнить условия работы всего экипажа. Они полагают, что ему следует пройти тренировки в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне в течение двух месяцев, чтобы ознакомиться с американским сегментом станции.

Индия пополнила список космических держав

Вчера Индия стала полноправной космической державой - ее ракета GSLV-D1 вывела спутник весом 1,5 тонны на геосинхронную орбиту. Запуск состоялся на космодроме Шрикарикота на юге Индии в ранее намеченное время - в 10:13 по Гринвичу (14:13 мск). Экспериментальный спутник связи GSAT-1 был выведен на заданную геосинхронную орбиту через 17 минут после старта. Спутник теперь проведет на орбите несколько экспериментов с двигателем, с системами навигации и связи. Результаты этих испытаний будут использованы в следующих индийских спутниках связи.

Напомним, что это была вторая попытка запуска ракеты GSLV-D1. Первая состоялась 28 марта этого года, но тогда обратный отсчет времени был остановлен в последнюю секунду из-за неполадок в работе одного из четырех жидкотопливных ускорителей первой ступени. Этот двигатель был заменен, и во второй раз все уже прошло без сбоев.

Разработка ракеты GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle) велась 10 лет и обошлась в 305 млн дол. Высота ракеты - 49 м, вес - около 400 тонн. В третьей ступени ракеты использован российский криогенный двигатель 12 КРД, разработанный и построенный в ГКПНЦ им. Хруничева. Индия в ближайшие 2-3 года купит в общей сложности 7 таких двигателей.

Теперь Индия планирует провести еще как минимум один испытательный запуск ракеты GSLV, прежде чем на ней будет отправлен в космос первый коммерческий спутник. Правда, сроки второго запуска пока неизвестны. В дальнейшем Индия собирается предоставлять услуги по запуску спутников на геосинхронные орбиты, причем цены будут на 25% ниже, чем у конкурентов, а конкуренты - это Россия, Китай, Франция и США.

Вчера экипаж МКС немного полетал на корабле "Союз"

Вчера 18 апреля экипаж МКС провел перестыковку корабля "Союз" с нижнего порта модуля "Заря" к кормовому шлюзу модуля "Звезда". Управлял "Союзом" конечно же командир экипажа МКС российский космонавт Юрий Усачев. Вся операция заняла около 20 минут: в 12:40 по Гринвичу была проведена отстыковка, а в 13:01 ЦУП подтвердил захват и пристыковку "Союза" к модулю "Звезда.

Следует отметить, что почти два месяца назад, а точнее 24 февраля, аналогичную процедуру произвел первый долговременный экипаж МКС, в составе которой было два российских космонавта - Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Только тогда все проводилось в обратную сторону - "Союз" был отстыкован от кормового шлюза "Звезды" и пристыкован к нижнему порту модуля "Заря", как показано на рисунке слева. Так что для иллюстрации вчерашней операции на рисунке нужно переставить направление красной стрелки.

В феврале перестыковка проводилась для того, чтобы освободить кормовой порт "Звезды" для причаливания беспилотного грузового корабля "Прогресс", который прибыл на МКС в 28 февраля. А теперь нужно было освободить место для маневра "шаттлу" Endeavour, который сегодня должен отправиться на МКС. Кроме того, новый корабль "Союз", который должен прилететь на МКС 30 апреля, будет швартоваться именно к модулю "Заря".

Последние приготовления к старту "шаттла" Endeavour

Сегодня 19 апреля на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Endeavour, который отправится на Международную космическую станцию (МКС). Старт назначен на 14:41 по местному времени. В Москве будет уже 22:41. Заполнение внешнего топливного бака "шаттла" начнется на стартовой площадке Pad 39A рано утром в 4:45 (12:45 мск).

По прогнозам синоптиков, вероятность благоприятной для запуска погоды составляет 90%. Прямой видеорепортаж о подготовке к запуску и о самом старте будет вестись на сайте космического центра им. Кеннеди по адресу http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/countdown/video/video90.html.

Темная сторона Луны и климат на Земле

В номере от 1 мая журнала Geophysical Research Letters, который издается Американским геофизическим союзом (American Geophysical Union), группа специалистов из Технологического института Нью-Джерси и Калифорнийского технологического института опубликовала статью, посвященную несколько модернизированному, но ранее почти забытому методу мониторинга климата Земли с помощью наблюдений темной стороны Луны в те периоды, когда на ночном небе виден только ее тонкий серп. Такой способ позволяет определить коэффициент отражения солнечного света Землей. Эти измерения дополняют результаты наблюдений земной поверхности с помощью спутников. Известно, что коэффициент отражения солнечного света Землей и ее атмосферой является важным климатическим параметром. Долговременные измерения этого параметра позволяют определить вариации различных параметров облаков и аэрозольных частиц, находящихся в атмосфере.

Слабое свечение теневой части луны легко видно невооруженным глазом. Первым это явление объяснил еще Леонардо да Винчи. В этом случае Луна работает как гигантское зеркало, отражающее свет, который попал на нее в результате отражения солнечного света Землей. При такой конфигурации яркость теневой части Луны определяется коэффициентом отражения Земли.

Согласно последним измерениям, проведенным авторами упомянутой статьи, этой коэффициент сейчас равен 0.297 с точностью до 0.005. Кроме того, было обнаружено, что сезонные вариации отражательной способности Земли очень велики - они составляют около 20%. Более того, оказалось, что за последние 5 лет коэффициент отражения Земли снизился на 2,5%. Но даже это небольшое казалось бы изменение играет большую роль в глобальном потеплении климата на Земле.

Важно также то, что за эти пять лет происходило усиление магнитной активности Солнца, что подтверждает гипотезу о том, что магнитное поле Солнца пусть косвенным образом, но влияет на климат Земли (яркость излучения Солнца за это время изменялась очень незначительно, так что это не могло дать такого эффекта).

5 апреля 2001 г. Союз министров транспорта европейских стран подписал соглашение о выделении 100 млн евро на первый этап реализации программы создания европейской глобальной спутниковой навигационной системы Galileo. В соответствие с этим же решением в декабре этого года будет профинансирован следующий этап работ в размере 450 млн евро. Ну а официальное решение о разворачивании всего созвездия спутников Galileo планируется подписать к концу 2003 г.

Причем решение министров транспорта касается сразу двух долговременных европейских спутниковых навигационных проектов - Galileo и EGNOS, которые планируется интегрировать. Кроме того, к июню 2001 г. должны быть определены технические требования к системе Galileo, чтобы можно было обеспечить ее взаимодействие с существующими глобальными спутниковыми навигационными системами GPS и ГЛОНАСС. В ноябре 2001 г. должны быть подведены итоги тендеров на выполнение работы на всех фазах проекта Galileo, причем, предполагается, что в этих тендерах будут участвовать также компании из тех европейских стран, представители которых не входят в Союз министров транспорта.