23 апреля 2001 г.

Американец Деннис Тито отправится на Международную космическую станцию

Сегодня на Байконур отправляется экипаж очередной экспедиции на Международную космическую станцию

Астронавты "шаттла" Endeavour смонтировали на внешней поверхности МКС робот-манипулятор Canadarm2

В мае состоится первый полет модернизированной ракеты "Союз"

На мыс Канаверал для подготовки к запуску прибыл научный спутник MAP

Смена руководителя Марсианской программы NASA

NASA и Итальянское космическое агентство подписали соглашение о будущем жилом модуле МКС

Американец Деннис Тито отправится на Международную космическую станцию

Вместе с российскими космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным. И хотя у американской стороны по-прежнему есть опасения, связанные с пребыванием Тито на станции, сегодня экипаж в полном составе отправился из Звездного городка на Байконур.

АВТОР=О.ПАСТУХОВА

Теперь уже нет никаких сомнений в том, что Деннис Тито полетит на Международную станцию. Все разногласия с американской стороной урегулированы. То есть, НАСА вынуждено было согласиться с участием космонавта-туриста в экспедиции, поскольку Россия продемонстрировала изрядную твердость позиции. Тито, правда, запретили появляться в американском сегменте. Но его, похоже, это и не расстроило. Любоваться Землей - ради этого он и летит в космос - Тито будет из иллюминатора российского модуля. И все время, пока вокруг его персоны бушевали страсти, Тито сохранял завидное хладнокровие.

ДЕННИС ТИТО, КОСМОНАВТ-ТУРИСТ:"Я очень серьезно готовился к полету. Меня интересовали только тренировки. А на политические аспекты, которые возникали вокруг моего участия в экспедиции, я старался не обращать внимания."

На время полета на корабле "Союз" на Денниса Тито возложены обязанности оператора систем связи. Ответственность, конечно, условная, если учесть, что Тито так и не освоил русский. Но оборудование корабля изучил действительно досконально. А с языком ему помогает командир Талгат Мусабаев. Причем, и Мусабаев, и Батурин не считают Денниса Тито дилетантом. У первого космонавта-туриста есть и специальное образование, и опыт работы в НАСА, правда, инженерный. И отношения к команде сложились вполне дружеские. Со своими близкими космонавты прощаются у автобуса, который отвезет их на аэродром. Но привычных слез при прощании сегодня не было - расстаются ненадолго, экспедиция продлится чуть больше недели. А Денниса Тито, никто кроме новых российский коллег из Зведного городка, на космодром не провожал.

В ее составе командир экипажа Талгат Мусабаев, бортинженер Юрий Батурин и первый космический турист, американский бизнесмен Дэннис Тито. Старт намечен на 28 апреля, в оставшиеся дни космонавты будут проходить заключительные медицинские проверки и тренировки.

Стыковка "шаттла" Endeavour с Международной космической станцией состоялась на третий день полета 21 апреля в 13:59 по Гринвичу (17:59 мск). Правда, произошла она с опозданием на 23 минуты по сравнению с ранее запланированным временем, но эта задержка не повлияла на дальнейший план экспедиции. Сразу после стыковки началась подготовка к первому из двух запланированных выходов в открытый космос. Переходной люк между Endeavour и МКС не открывался. В соответствии с планом это будет сделано только сегодня 23 апреля после завершения первого выхода в открытый космос. Это связано с тем, что на Endeavour давление ниже, чем на МКС, и при выходе в открытый космос астронавтам потребовалось бы меньше времени для выравнивания давлений в переходном шлюзе.

Крис Хэдфилд (Chris Hadfield) и Скотт Паразински (Scott Parazynski) начали работы в открытом космосе 22 апреля в 11:45 по Гринвичу (15:45 мск). Их основной задачей была установка на внешней поверхности модуля Destiny "руки" канадского робота-манипулятора Canadarm2 длиной более 17,5 м. Стоимость всего робота составляет 900 млн дол. Для Криса Хэдфилда это был первый выход в открытый космос, а, кроме того, он стал первым канадцем, совершившим это. И без проблем не обошлось. Через 4 часа после начала работ на внешней поверхности станции в правый глаз Криса Хэдфилда попал посторонний предмет. По всей видимости, это был мельчайший кусочек мыла, которым чистят иллюминаторы шлемов, так как глаз щипало как от мыла. Хэдфилду пришлось увеличить давление воздуха в скафандре и несколько минут провести с закрытыми глазами. После этого, по его словам, правый глаз оставался полузакрытым, но резь прекратилась, и он смог продолжить работу.

Работы в открытом космосе продолжались в общей сложности 7 часов 10 минут, то есть почти на час дольше ранее намеченного времени. Вскоре после возвращения Хэдфилда и Паразински на борт "шаттла" Endeavour член экипажа МКС Сьюзен Хелмс (Susan Helms), которая в это время находилась внутри модуля Destiny, провела первую проверку работы только что установленного робота Canadarm2. С бортового компьютера она дала команду на разворачивание его "руки", которая и была успешно выполнена. Работы по тестированию Canadarm2 продолжатся сегодня 23 апреля. Первые крупные работы с помощью Canadarm2 будут проведены на МКС в июне этого года. Этот робот будет использован для установки основного шлюзового отсека.

Кроме установки робота-манипулятора Хэдфилд и Паразински смонтировали на внешней поверхности МКС новую антенну УВЧ-диапазона. Она была установлена недалеко от стыковочного порта PMA-2, к которому как раз сейчас пристыкован "шаттл" Endeavour. Благодаря этой антенне должно быть улучшено качество связи между прибывающими "шаттлами" и экипажами МКС.

Завтра 24 апреля Хэдфилду и Паразински предстоит еще один выход в открытый космос для продолжения работ на внешней поверхности МКС.

В мае состоится первый полет модернизированной ракеты "Союз"

В мае этого года должен состояться первый запуск модернизированной ракеты "Союз", оснащенной модернизированными двигателями РД-107 и РД-108 производства НПО "Энергомаш" из подмосковного города Химки. Эта модернизация позволит существенно увеличить массу полезной нагрузки.

Первый запуск модернизированной ракеты "Союз-ФГ" будет осуществлен с российским кораблем. В дальнейшем эти ракеты, возможно, будут взлетать с нового австралийского космодрома (но окончательное решение по этому поводу еще не принято). Предполагается также использование новой ракеты для вывода на орбиту пилотируемых кораблей "Союз-ТМ".

Напомним, что двигатели НПО "Энергомаш" были закуплены компанией Lockheed Martin для установки на новую ракету Atlas 3. Свой первый и пока единственный полет она совершила в мае прошлого года.

На мыс Канаверал для подготовки к запуску прибыл научный спутник MAP

[NASA]

На прошлой неделе на космодром на мысе Канаверал из центра космических полетов им. Годдарда для подготовки к запуску был доставлен научный спутник MAP (Microwave Anisotropy Probe). Его летом этого года должна вывести на орбиту ракета Boeing Delta II.

Спутник MAP предназначается для точного измерения фона космического микроволнового излучения во всех направлениях. Это излучение является "послесвечением" Большого Взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная. Таким образом, спутник MAP должен будет, если удастся, ответить на фундаментальные вопросы об образовании и эволюции Вселенной. В частности, предполагается, что полученные с его помощью данные, позволят определить возраст Вселенной, ответить на вопросы, как и когда образовались первые галактики, продолжит ли Вселенная свое расширение или в будущем ее ждет коллапс, а также, с какой скоростью расширяется Вселенная.

В сборочном корпусе SAEF-2 космического центра им. Кеннеди на спутник MAP установят антенны и солнечные панели, а также проведут испытания по раскрытию панелей и тесты по проверке работы всех систем. На стартовую площадку спутник планируется доставить 19 июня, после чего он будет установлен на ракете Boeing Delta II. Согласно нынешним планам, старт назначен на 30 июня.

Смена руководителя Марсианской программы NASA

[NASA]

На прошлой неделе у Марсианской программы NASA поменялся руководитель. Подал в отставку занимавший ранее этот пост Скотт Хаббард (Scott Hubbard), но официально он продолжит исполнять свои обязанности до 6 мая 2001 г., после чего этот пост займет Орландо Фигуэра (Orlando Figueroa), который сейчас занимает должность заместителя главного инженера по системотехнике в штаб-квартире NASA в Вашингтоне. А до этого он 22 года проработал на разных постах в летном исследовательском центре им. Годдарда.

Скотт Хаббард занимал должность руководителя Марсианской программы NASA немногим более года. Он занял ее в марте прошлого года во время официального разбирательства причин аварий двух последних американских марсианских экспедиций. И именно он отвечал за полную реорганизацию программы исследования Марса в NASA, в результате которой нужно было "извлечь уроки" из провалов и выработать рекомендации по проектированию будущих "успешных" марсианских миссий. Реорганизация эта была проведена, но каковы будут ее результаты, можно будет сказать только в октябре этого года. Именно тогда должен будет выйти на околомарсианскую орбиту новый автоматический зонд Odyssey, который был запущен 7 апреля.

В своем заявлении для прессы Хаббард сказал, что прошедший год был для него очень насыщенным, а теперь он решил вернуться обратно в Калифорнию в исследовательский центр им. Эймса, где он раньше работал. В общем, пожинать лавры (если они будут) будет уже другой руководитель Марсианской программы.

На ближайшие пять лет NASA запросило на Марсианскую программу 500 млн дол. Этого должно хватить на три экспедиции, который планируется организовать в 2003, 2005 и 2007 гг. Кроме того, в 2011 г. предполагается отправить на Марс зонд, который соберет на этой планете образцы грунта и доставит их на Землю.

[NASA]

NASA и Итальянское космическое агентство (ASI) подписали рамочное соглашение, которое предусматривает возможное строительство итальянцами американского жилого модуля для МКС. Этот модуль рассчитан на 3-4 человек и, таким образом, он позволит увеличить в случае необходимости экипаж МКС до 6-7 человек. Ранее из-за проблем с финансированием NASA решило отказаться создания от этого модуля, но теперь, возможно, к этому проекту вернуться, а производство в Италии позволит сэкономить определенную сумму.

Если этим планам будет суждено сбыться, то вклад Италии в строительство МКС существенно увеличится. Напомним, что на сегодняшний день вкладом Италии являются 3 модуля материально-технического снабжения Leonardo, Raffaello и Donatello. Leonardo уже участвовал в прошлой экспедиции "шаттла" на МКС, Raffaello сейчас пристыкован к МКС, куда на нем доставлена очередная партия грузов, а Donatello примет участие в экспедиции на МКС "шаттла" миссии STS-105 в июле 2001 г. Кроме того, сейчас на МКС в составе экипажа "шаттла" STS-100 находится итальянский астронавт Умберто Гуидони.