25 апреля 2001 г.

На перемещение "космического туриста" наложены ограничения

Американская межпланетная станция "Марс Одиссей", запущенная в направлении "Красной планеты" в начале апреля, произвела первые научные замеры

Индийский спутник не вышел на геостационарную орбиту

Участники программы Международной космической станции утвердили решение о полете Д.Тито на станцию

Астронавты "шаттла" Endeavour провели второй выход в открытый космос и завершили монтаж робота Canadarm2

Mars Odyssey сфотографировал Землю для калибровки аппаратуры "ночного видения"

Во время своей первой космической экспедиции модуль Leonardo был немножко поврежден двумя микрометеоритами

Неполадки на спутнике Galaxy 3R

На перемещение "космического туриста" наложены ограничения

NASA и его партнеры по проекту МКС дали согласие на полет первого "космического туриста" Дэнниса Тито. Ранее они противились участию Тито в экспедиции, мотивируя свою позицию требованиями безопасности и недостаточным уровенем подготовки космонавта-туриста. Старт экипажа, состоящего из Талгата Мусабаева, Юрия Батурина и Тито, намечен на 28 апреля.

Сейчас на космодроме Байконур проводится общая сборка космического корабля "Союз ТМ-32" с ракетой-носителем. Вывоз ракеты на стартовый комплекс должен начаться 26 апреля в 5 часов утра по московскому времени.

Программа пребывания американского бизнесмена на МКС состоит из двух частей - Тито примет участие в некоторых экспериментах на российском сегменте станции, а также займется личной стереофотосъемкой. На перемещения "туриста" по станции наложены ограничения. К примеру, в американскую часть он если и сможет попасть, то только в сопровождении командира. "Я американец и такой взгляд на вещи мне не совсем понятен, но у нас свобода слова, и мне можно об этом говорить", - заявил Тито, который заплатил за полет 20 млн долларов и расценивает его как начало своей карьеры космонавта.

Предстоящему полету Тито придают огромное значение представители формирующейся индустрии космического туризма. Уже существуют десятки компаний, которые готовятся к коммерческим космическим путешествиям.

Но пока объектом этих исследований стала Земля. Со станции, находящейся на расстоянии около 5 миллионов километров от Земли, были проведены фотографирование нашей планеты и измерение температуры в Антарктиде и Австралии. Полученные результаты подтвердили, что с помощью уникальной аппаратуры "Одиссея" можно производить точные измерения с огромных расстояний.

Станция должна выйти на орбиту Марса в конце октября. После этого ее приборы начнут исследование структуры поверхности планеты. Стоимость экспедиции составляет 300 миллионов долларов, продлится она до 2004 года.

Индийский спутник не вышел на геостационарную орбиту

Индийский коммуникационный спутник ГСАТ-1, запущенный 18 апреля с помощью первой отечественной ракеты-носителя, не вышел на геостационарную орбиту из-за нехватки топлива.

Как сообщили в среду РИА "Новости" представители Индийской организации космических исследований, сейчас спутник находится на орбите с периодом обращения вокруг Земли в 23 часа вместо необходимых 24 часов, поэтому его полезный груз не может быть использован по назначению.

Проблема возникла в результате того, что из двух топливных резервуаров горючее поступало в двигатели в неравном количестве, поэтому траектория полета ракеты изменилась.

Для ее выравнивания было израсходовано дополнительное количество топлива, и поэтому его не хватило для корректировки орбиты на последнем этапе.

Следующий запуск ракеты-носителя с геостационарным спутником индийцы планируют осуществить во второй половине 2002 года.

Участники программы создания Международной космической станции приняли окончательное решение об отправке туда американца Денниса Тито на борту российского корабля "Союз ТМ", в экипаж которого войдут также космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Их старт запланирован на 28 апреля с космодрома Байконур. "Первый космический турист" проведет на МКС шесть дней. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на NASA, Координационный совет МКС, в состав которого входят представители космических агентств России, США, стран Европы, Канады и Японии, одобрил полет Д.Тито на станцию в соответствии с рекомендацией Многосторонней комиссии по вопросам подготовки экипажей. Однако это решение принято в виде исключения, поскольку Д.Тито не прошел достаточную подготовку. По выражению NASA, ему предоставлена своеобразная "привилегия".

Cпециальная рабочая группа NASA во главе с астронавтом Томасом Стаффордом представила в Вашингтоне рекомендации по поводу предстоящего путешествия Д.Тито. Эксперты считают, что в целях обеспечения безопасности второй постоянной экспедиции, работающей сейчас на МКС, а также экипажа "Союза", работа на станции и научные эксперименты должны быть временно ограничены. В период пребывания там калифорнийского бизнесмена будет, в частности, приостановлена проверка гигантской руки-манипулятора, созданной канадскими специалистами.

Кроме того, Д.Тито будет находиться в основном в российских модулях. Появляться внутри американского сегмента станции он сможет лишь в сопровождении космонавта-профессионала и после соответствующего инструктажа. Спать ему рекомендовано на борту корабля-спасателя "Союз" на случай чрезвычайных ситуаций. По мнению NASA, такие меры предосторожности необходимы в связи с тем, что "космический турист" прошел подготовку лишь в России и не знаком с устройством американской части МКС. Помимо этого, рабочая группа NASA считает, что Росавиакосмос должен гарантировать, что он несет полную ответственность за полет Д.Тито и впредь не будет принимать односторонних решений об отправке на станцию гражданских лиц без предварительных договоренностей с партнерами.

Вчера астронавты "шаттла" Endeavour Крис Хэдфилд (Chris Hadfield) и Скотт Паразински (Scott Parazynski) выполнили второй выход в открытый космос для проведения работ на внешней поверхности Международной космической станции (МКС). Они провели в открытом космосе в общей сложности 7 часов 40 минут (с 12:34 до 20:14 по Гринвичу).

Основной из задачей было подключение электрических кабелей, соединяющих платформу робота-манипулятора Canadarm2 с лабораторным модулем Destiny. После выполнения этой операции Сьюзен Хелмс из экипажа МКС, управляя роботом с борта станции, легко и плавно подняла с его помощью уже не нужную грузовую платформу весом около 1350 кг, установленную на модуле Destiny. Перед отлетом "шаттла" эту платформу планируется с помощью той же руки манипулятора Canadarm2 поместить в грузовой отсек Endeavour. Ну а основная работа для Canadarm2 начнется в июне, когда с его помощью на МКС будет установлен основной шлюзовой отсек.

Рука робота Canadarm 2 состоит из двух секций, соединенных друг с другом шарниром. Оба конца этой руки имеют специальные захватывающие конструкции, и оба конца могут использоваться в качестве платформы для всего этого крана. На внешней поверхности МКС будет установлено более десяти платформ для этого робота с подведенными кабелями электропитания и системы управления. Таким образом, робот, перемещаясь между этими платформами, сможет выполнять работы на всей поверхности станции.

Вчера астронавты также сняли с внешней поверхности модуля Unity УВЧ-антенну, которая больше не нужна, и смонтировали блок запасного преобразователя тока весом около 180 кг.

Mars Odyssey сфотографировал Землю для калибровки аппаратуры "ночного видения"

[NASA]

Американский марсианский зонд Mars Odyssey стартовал к Марсу 7 апреля этого года. К Марсу он прилетит только в октябре, а пока на нем идет калибровка оборудования. Для этого на прошлой неделе свой первый снимок сделала многофункциональная камера с системой тепловидения Thermal Emission Imaging System (THEMIS).

На околомарсианской орбите эта система будет использоваться для съемки поверхности Марса в видимом и инфракрасном диапазоне длин волн для определения минералогического состава этой поверхности. А пока камера произвела съемку Земли в видимом (слева) и в ИК-диапазоне длин волн. На левом снимке Земля выглядит как узкий серп, подобно тому, как мы иногда видим Луну, а в ИК-лучах видны все области Земли, испускающие тепловое излучение. Самый "холодный" синий цвет - в Антарктиде (там сейчас полярная ночь), а самые "теплые" участки - в Австралии. С помощью этих снимков системы THEMIS была определена температура в Антарктиде (-50 градусов С) и ночная температура в Австралии (+9 градусов С), что с достаточной точностью соответствует показаниям "наземных" синоптиков (при этом следует учесть, что Mars Odyssey тогда находился на расстоянии 3,5 млн км от Земли).

Сейчас Odyssey находится еще дальше - на расстоянии около 4,7 млн км - и продолжает удаляться от Земли со скоростью 3,3 км в секунду.

Модуль материально-технического снабжения Leonardo участвовал в предыдущей экспедиции посещения МКС - миссии STS-102 "шаттла" Discovery. Сейчас на МКС находится его копия - модуль Raffaello, который доставлен туда "шаттлом" Endeavour. Ну а Leonardo сейчас находится на мысе Канаверал на территории космического центра им. Кеннеди, где он проходит послеполетное обследование. Уже опубликованы некоторые результаты этого обследования - фотографии следов, которые оставили на обшивке Leonardo два микрометеорита (на снимке слева - один из этих следов).

Эти пробоины Leonardo получил за неделю пребывания в открытом космосе. Правда, пробоинами эти повреждения, строго говоря, и назвать нельзя, поскольку они есть только на самой внешней обшивке, а внутреннее многослойное изолирующее покрытие осталось целым. По параметрам этих дырочек специалисты определили, что микрометеориты летели со скоростью не менее 10 км/с. Если бы они попали в иллюминатор "шаттла", то на нем остался бы "кратер" размером 2,5 см в диаметре. А если бы такой метеорит попал в астронавта во время выхода в открытый космос, то скафандр не разгерметизировался бы, но синяк от удара остался бы.

Удары подобных микрометеоритов - это довольно обычное дело для всех спутников на околоземных орбитах. Но число этих ударов зависит от длительности пребывания спутника в космосе, его размера, ориентации в пространстве, наклонения орбиты, ее высоты и уровня солнечной активности. Например, обшивка модулей МКС делалась с таким расчетом, чтобы вероятность удара метеорита, способного реально повредить модуль, не превышала 0,5% в год при эксплуатации станции в течение 15 лет.

Неполадки на спутнике Galaxy 3R

Компания PanAmSat сообщила о том, что в воскресенье 22 апреля на ее спутнике Galaxy 3R возникли неполадки в работе основного управляющего процессора, но при этом автоматически включился резервный управляющий процессор. Однако, из-за этого сбоя временно отключились несколько ретрансляторов C- и Ku-диапазонов, и некоторые клиенты временно были лишены связи. Нормальная работа спутника была восстановлена только через два часа.

Сейчас компания PanAmSat вместе с производителем этого спутника фирмой Boeing Satellite Systems исследуют этот инцидент. Но для таких случаев PanAmSat еще в 1998 г. разработала план расширения своей спутниковой сети, который предусматривает запуск четырех новых спутников Galaxy, которые должны в случае аварий на основных спутниках брать на себя их нагрузку. Три спутника уже находятся на орбите, а четвертый - Galaxy 3C - планируется вывести в космос в третьем квартале этого года. Он и будет работать на орбите с координатой 95 градусов западной долготы в качестве запасного для ставшего проблемным спутника Galaxy 3R.

Спутник Galaxy 3R был построен на базе платформы Boeing 601. И случившаяся авария не единственная среди спутников серии Boeing 601. Проведенные ранее расследования показали, что на всех спутниках этой серии, построенных до августа 1997 г., установлены переключатели, на которых при определенных условиях может возникать короткое замыкание. Точно так же в ноябре 1998 г. вышел из строя управляющий процессор на другом принадлежащем PanAmSat спутнике - PAS-4. Он находится на орбите с координатой 68,5 градусов восточной долготы. На нем тоже в работу включился запасной процессор, и пока все идет нормально. Но в мае этого года PanAmSat запустит спутник PAS-10, который заменит PAS-4 на этой орбите.