7 мая 2001 г.

На борту МКС начались коммерческие эксперименты

"Шаттл" Endeavour готовится к перелету через территорию США

Еще у одного астероида обнаружен спутник

Платформа Odyssey прибыла к месту очередного "морского старта"

Первый космический турист вернулся на Землю

На неделю перенесен запуск с космодрома Байконур американского спутника российской ракетой "Протон"

Более ста человек в Соединенных Штатах выражают желание совершить в будущем так называемые суборбитальные полеты

Экипаж космического корабля СОЮЗ-ТМ, который накануне утром успешно приземлился в Казахстане, проведет ближайшие 10 дней в подмосковном Звездном городке

В Британии десятки богатых людей хотят купить в России путевки на МКС

В России и на Западе уже обсуждаются перспективы следующих экскурсий на орбиту

В космос готовится полететь еще один любитель

В ходе двух успешных полетов НАСА миниатюрный винчестер IBM хранил высококачественные снимки из космоса

Американцы занимают очередь на полеты в космос

"Я побывал в раю" - сказал космический турист, едва ступив на Землю

На борту МКС начались коммерческие эксперименты

"Шаттл" Endeavour, который 1 мая вернулся с МКС, доставил на станцию помимо канадского робота-манипулятора материалы и оборудование для трех коммерческих экспериментов. Этими экспериментами занялся второй долговременный экипаж МКС. И завершатся эти эксперименты в июле, когда очередной "шаттл" Discovery вернет нынешний экипаж МКС вместе с плодами их трудов на Землю.

Один из этих экспериментов предполагает выращивание на борту МКС растений, причем за оставшееся время они должны успеть дать семена. Это растения вида Arabidopsis, относящегося к семейству Brassica, в которое входят всем известные капуста и редис. В процессе эксперимента планируется исследовать их устойчивость к болезням и реакцию на различные питательные вещества.

Во время второго эксперимента будет исследоваться влияние микрогравитации на производство антибиотиков микробами, его спонсирует фармацевтическая компания Bristol-Myers Squibb. А в третьем эксперименте будет проверяться работа установки для выращивания кристаллов протеинов. В процессе эксперимента будут исследоваться 1008 образцов с биологическими растворами.

Как сообщается, в проведении экспериментов будут принимать участие и коммерческие партнеры NASA, которые через наземный ЦУП смогут общаться с экипажем и давать указания по работе.

"Шаттл" Endeavour готовится к перелету через территорию США

1 мая "шаттл" Endeavour вернулся из своей последней экспедиции на МКС. Правда, посадку он совершил не на родном мысе Канаверал, так как там была плохая погода, а на противоположном побережье США - на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. На этой неделе планируется переправить Endeavour обратно на территорию космического центра им. Кеннеди. Для этого "шаттл" укрепят сверху на фюзеляже специально оборудованного грузового самолета Boeing 747. А пока была проведена первая инспекция технического состояния Endeavour. Обследование показало, что во время полета в тепловой защитный экран "шаттла" ударилось в общей сложности 92 космических тела, причем в 13 случаях следы от ударов имели размеры более 2,5 см. В смысле количества повреждений и их характера этот полет "шаттла" был вполне обычным.

Предполагается, что Endeavour двинется в обратный путь завтра 8 мая. Boeing 747 с "шаттлом" на борту взлетит с базы Эдвардс, затем совершит посадку для дозаправки на базе ВВС Abilene в штате Техас, а потом возьмет курс на базу Eglin во Флориде, где останется на ночь. Если все пойдет по плану, и погода на всей траектории полета будет нормальной, то на мыс Канаверал Endeavour прибудет 9 мая.

Еще у одного астероида обнаружен спутник

У астероида 1998 WW31, который относится к классу транснептуновых объектов, удалось обнаружить спутник. Как видно из наименования астероида, сам он был открыт совсем недавно - в 1998 г. А теперь обнаружилось, что он представляет собой двойной объект. Это удалось выяснить во время работ по программе фотометрии транснептуновых объектов. Наблюдения велись на 3,6-м телескопе Canada-France-Hawaii Telescope, установленном на Гавайях на горе Мауна-Ки на высоте 4200 м.

Транснептуновые объекты - это довольно небольшие астероиды, орбиты которых находятся за орбитой Нептуна, то есть от Солнца они находятся на расстоянии более 30 астрономических единиц (1 а.е. - это радиус орбиты Земли при ее вращении вокруг Солнца). Эти астероиды состоят главным образом из льда, и образовались они одновременно с образованием солнечной системы 4,6 млрд лет назад. Первый такой объект был обнаружен менее 10 лет назад, и сейчас они активно исследуются.

Астероид 1998 WW31 находится на расстоянии 45,6 астрономических единиц от Земли, величина его светимости составляет 23.6, то есть это очень мелкий объект. Его диаметр составляет около 150 км. Согласно последним данным соотношение масс астероида и его спутника составляет около 1,7, то есть их можно скорее считать "двойным астероидом", чем "планетой со спутником". А расстояние между ними составляет порядка 40 тыс. км. Исследования этого двойного объекта планируется продолжить. На основе наблюдений взаимного движения астероида и его спутника, возможно, удастся впервые определить массу и плотность транснептунового объекта.

Платформа Odyssey прибыла к месту очередного "морского старта"

Завтра 8 мая в 22:10 по Гринвичу (9 мая в 2:10 мск) должен состояться очередной старт с плавучей платформы Odyssey, длительность окна запуска - 45 минут. Сама платформа и командное судно Sea Launch вышли из порта Лонг-Бич 25 апреля и уже прибыли к месту старта в Тихом океане. Это точка на экваторе с координатой 154 градуса западной долготы. Ракета "Зенит" должна вывести на орбиту второй (и последний) спутник системы спутникового радио XM Satellite Radio, правда, номер у него первый - XM-1 (а кодовое название "Roll"). Первым отправился на орбиту спутник XM-2 ("Rock"), это было 18 марта этого года, и его запуск тоже состоялся с плавучей платформы Odyssey. Спутник Rock уже занял место на заданной геостационарной орбите высотой 36 тыс. км над экватором с координатой 115 градусов западной долготы. Спутник Roll планируется вывести на орбиту с координатой 85 градусов западной долготы. Вместе они будут обеспечивать работу системы радиовещания XM Satellite Radio с передачей до 100 ради! оканалов непосредственно на приемники пользователей на территории Северной Америки (главным образом, водителей автомобилей).

Первый космический турист вернулся на Землю

Вчера рано утром 6 мая вернулся на Землю экипаж корабля "Союз ТМ-32", который завершил недельную экспедицию на Международную космическую станцию. Правда, вернулся он на другом корабле "Союз" - "Союз ТМ-31", на котором на МКС 2 ноября прошлого года прибыл первый долговременный экипаж станции (Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев). Полгода гарантийного срока работы в космосе "Союза ТМ-31" прошли, и его заменил "Союз ТМ-32". Теперь этот корабль будет использоваться в качестве средства аварийной эвакуации экипажа.

Вчера в 3 часа 12 минут по московскому времени были задраены переходные люки между кораблем "Союз ТМ-31" и МКС. Спустя 3 часа 7 минут после этого момента "Союз" отстыковался от МКС и свой последний виток вокруг Земли. Возвращение прошло по плану, и в 9:41 мск спускаемый аппарат приземлился на территории Казахстана в районе города Аркалык. На "Союзе ТМ-31" вернулись на Землю российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин и первый космический турист американский миллионер Деннис Тито (на снимке). Все они после посадки чувствовали себя вполне нормально и даже захотели самостоятельно выбраться из спускаемого аппарата. Но первому туристу сделать это не дали и вынесли его на руках. Сразу после полета Деннис Тито сказал, что он побывал в раю. Сейчас все члены экипажа уже доставлены в Звездный городок, где они пройдут медицинское обследование и послеполетную реабилитацию.

Экипаж "Союза" на МКС 6 дней, во время которых Мусабаев и Батурин проводили научные эксперименты в интересах России и Казахстана, а турист Деннис Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. Теперь он собирается опубликовать книгу о своем пребывании в космосе, чем хотя бы частично компенсирует свои затраты на эту турпоездку в размере 20 млн дол.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Росавиакосмоса, это изменение не связано с техническими причинами, а обусловлено лишь "уточнением распорядка пусков". Подготовка старта на Байконуре идет по плану и без осложнений, подчеркивают российские специалисты.

Об этом сообщает компания "Спей Эдвенчерис". Именно она помогла в свое время бизнесмену из Калифорнии Деннису Тито заключить соглашение с Росавиакосмосом о полете на орбиту. За это он заплатил 20 миллионов долларов. Полет суборбитальный - на высоту до 100 километров - обойдется намного дешевле: не более чем в 100 тысяч долларов. При этом надо сказать, что самого корабля, способного доставить туристов на такую высоту пока не существует. Конструкторские бюро только разрабатывают его.

Первые полеты будут, возможно, не раньше 2005 года. Предполагается, что на корабле будут от 3 до 6 человек. В течение нескольких минут они смогут испытать состояние невесомости. Особой предполетной подготовки им не потребуется.

Здесь Талгат Мусабаев, Юрий Батурин и Деннис Тито пройдут полное медицинское обследование. В то же время, врачи уверяют, что здоровье космонавтов, в том числе и первого космического туриста, никаких опасений у них не вызывает.

Тем временем, в Британии десятки богатых людей не прочь купить в России путевки на МКС. Турфирма "Ред Леттерс", которая занимается организацией экстремальных путешествий сообщила, что ей уже поступили предварительные заявки.

В Британии десятки богатых людей хотят купить в России путевки на МКС

Об этом сообщила сегодня лондонская компания Ред Леттерс. Эта турфирма занимается организацией экстремальных путешествий. В частности, сейчас она предлагает британцам полетать на российских истребителях МИГ-29.

В России и на Западе уже обсуждаются перспективы следующих экскурсий на орбиту

Официальные лица в Росавиакосмосе заявляют о том, что они готовы отправить в космос второго туриста к зиме текущего года, несмотря на противодействие американской стороны. Так пишет сегодняшняя "Санди Таймс". Газета цитирует слова неназванного официального представителя российского космического агентства: "вопрос не в том, намерены ли мы послать в космос еще одного туриста, вопрос в том, когда мы сделаем это". Кстати, ИТАР ТАСС сообщает, что в одной лишь Британии уже несколько десятков мультимиллионеров хотят приобрести у России путевки на МКС. Лондонская компания Ред Леттерс, известная как турфирма экстремальных путешествий, предполагает в ближайшие дни вступить в контакты с Росавиакосмосом. Как заявил директор компании, идея о космических турах зреет в фирме уже давно, поскольку в ближайшие 10 лет такие приключения для непрофессионалов станут нормой.

Официальная встреча экипажа с первым туристом в Звездном городке состоится 16 мая.

В космос готовится полететь еще один любитель

Как сообщает агентство MIGnews.com со ссылкой на New York Post, некто Брайен Уолкер, доморощенный конструктор-ракетостроитель из США, надеется осенью запустить свое детище - ракету стоимостью 250 тысяч долларов, которую он построил на своем заднем дворе. Острота момента заключается в том, что космонавт-любитель готов сам подняться в космос на своем детище. В космос ракета должна отправиться с помощью 6-метровой вышки, которую Уолкер установил на дне высохшего озера в штате Орегон. По расчетам 44-летнего изобретателя, капсула, в которой будет находиться космонавт, поднимется на высоту в 32 мили, а затем приземлится, там где и взлетала - на дне пересохшего озера.

Для того, чтобы получить разрешение на полет любителю осталось совсем немного - предоставить в Федеральную администрацию по аэронавтике план полета и подробное описание устройства своего космического аппарат.

30 апреля 2001 года, Сан-Хосе, Калифорния, США — Корпорация IBM объявила, что разработанный ею винчестер Microdrive емкостью 1Гб обладает надежностью и производительностью, необходимыми для съемок в открытом космосе. Заявление поступило после того, как астронавты во время последних полетов многоразовых аппаратов Atlantis и Discovery успешно сохранили и доставили на Землю с помощью Microdrive цифровые изображения.

Microdrive, успешно преодолевший ряд тестов, в том числе на устойчивость к высоким дозам радиации и к невесомости, во время полетов на Международную космическую станцию сохранил сотни цифровых изображений большого объема. Снимки были сделаны цифровым фотоаппаратом Kodak Professional DCS 660 с разрешением 6 мегапикселей.

Американцы занимают очередь на полеты в космос

Уже свыше 100 человек в Соединенных Штатах изъявили желание совершить в будущем суборбитальные полеты. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщила в компания "Спейс эдвенчериз", которая помогла калифорнийскому бизнесмену Деннису Тито достичь соглашения с Росавиакосмосом о путешествии на Международную космическую станцию (МКС).

За претворение в жизнь своей мечты 60-летний Тито выложил 20 млн. долларов. Однако суборбитальный полет - на высоту до 100 км - обойдется намного дешевле - в 98 тыс. долларов. По словам президента фирмы Эрика Андерсона, забронировавшие себе места внесли уже депозиты на общую сумму 2 млн. долларов. И это несмотря на то, что самого корабля, способного доставить будущих туристов на такую высоту, еще не существует. Разработкой подобного "челнока" сейчас занимается свыше 10 компаний и конструкторских бюро.

Как сообщил Андерсон, он рассчитывает на то, что первые суборбитальные туристы стартуют в 2005 году. Предполагается, что корабль будет вмещать от 3 до 6 человек. В ходе полета они смогут испытать состояние невесомости в течение 3-4-х минут и полюбоваться видами Земли. Подобные экспедиции потребуют от желающих небольшой предполетной подготовки - всего около 4-х дней, подчеркнул Андерсон, добавив, что Тито тренировался 6 месяцев.

Несколько дней назад "Спейс эдвенчериз" объявила, что нашла в Европе и Юго-Восточной Азии двух новых искателей приключений, готовых выложить 20 млн. долларов за 8-дневный полет на МКС.

"Я побывал в раю" - сказал космический турист, едва ступив на Землю

Корабль "Союз ТМ-31" коснулся Земли около казахского города Аркалык в 9 часов 41 минуту и 30 секунд по Москве. Это всего на 10 секунд позже запланированного. С 9 утра в районе посадки курсировали 8 вертолетов со спасателями, медиками и журналистами. Они зафиксировали момент открытия основного парашюта и кружили над капсулой в момент касания земли. Сильный ветер волок ее примерно 15 метров по степи, в остальном же посадка прошла отлично. И вот люк открыт.

Самочувствие российских космонавтов Талгата Мусабаева и Юрия Батурина хорошее, они передвигались сами. Дэннис Тито самостоятельно выбраться из капсулы не смог. При входе в плотные слои атмосферы экипаж испытал примерно четырехкратную перегрузку, и это повлияло на самочувствие 60-летнего новичка. Впрочем, при первом медицинском осмотре никаких серьезных повреждений врачи у него не обнаружили. Несмотря на бледность, настроение у космического туриста было превосходным.

Дэннис Тито: "Полет замечательный, это лучше всего! Это был рай, я только что вернулся из рая".

По традиции, в руки каждому дали по яблоку - это символ Казахстана. Тито попытался жонглировать, но не смог.

Дэннис Тито: "Видите, я все еще привык к невесомости. Это был действительно классный полет и мягкая посадка. Очень продуманная станция, и там хорошая команда".

Между тем, сегодня ночью перед расстыковкой "Союза" и МКС оставшиеся на станции американцы Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс попрощались с Дэннисом Тито более сдержано, чем с россиянами Батуриным и Мусабаевым. Никаких объятий, просто пожатие руки. Вероятно, экипажу передались настроения на Земле. Здесь вокруг полета Тито всю неделю развивалось противостояние НАСА и Росавиакосмоса. Но сейчас космонавты об этом не думают. Вертолетом их доставили в столицу Казахстана Астану. Там они встретились с президентом Назарбаевым и вылетают в Москву. Вечером прибытия двух россиян и американца ожидают в Звездном. Дэннис Тито останется в России как минимум до 16 мая. Вместе с другими членами экипажа он пройдет подробный медосмотр и отчитается за полет.