21 мая 2001 г.

NASA заключает контракты на разработку технологий для "шаттлов" нового поколения

Шестой полет демонстрационного экспериментального аппарата

К МКС отправился очередной грузовик "Прогресс"

Комета LINEAR разваливается на части

Ракета Delta 2 вывела в космос американский разведывательный спутник GeoLITE

Японские учёные представили прототип космической солнечной электростанции

В течение следующих нескольких месяцев астрономы-любители имеют шансы увидеть планеты, находящиеся вне солнечной системы

Несколько потенциальных космических туристов уже прошли или сейчас проходят медицинский отбор для полета на орбиту в российском Институте медико-биологических проблем РАН

Международная группа исследователей выдвинула новую гипотезу о происхождении Солнечной системы

Планета на закуску

На прошлой неделе космическое агентство NASA заключило контракты с 20 компаниями и двумя университетами на разработку технологий, которые планируется использовать для создания нового поколения кораблей многоразового использования, которые должны будут заменить нынешние "шаттлы". Общая стоимость контрактов - 767 млн дол. Они были подписаны в рамках программы Space Launch Initiative (SLI), которая рассчитана на 5 лет и бюджет которой составляет 4,8 млрд дол. Цель этой программы - сделать космические полеты более надежными и дешевыми, по сравнению с современными "шаттлами" и ракетами-носителями.

В рамках программы SLI планируется к 2006 году разработать два или более конкурирующих проекта кораблей многоразового использования второго поколения, стоимость запуска 1 кг груза на которых составит 2200 дол., что в 10 раз ниже, чем на "шаттле". Однако при этом безопасность экипажа должна быть увеличена в 100 раз.

Предполагается, что первый такой корабль будет создан через 10 лет. А пока NASA начинает рассматривать самые разные технологии и концепции, которые могут пригодиться при создании "шаттла" нового поколения. Упомянутые выше контракты заключены на 10 месяцев с возможностью продления на один и более лет для тех проектов, которые будут признаны перспективными.

Контракты заключены и крупными и с небольшими компаниями, а также с университетами штатов Северная Каролина и Огайо. Правда, основные деньги - 561,4 млн дол. - пошли пяти крупным давно известным компаниям: Boeing, Lockheed Martin, Orbital Sciences Corporation, Northrop Grumman и Pratt & Whitney. И только 12% всей суммы достались мелким компаниям и университетам. Правда, в списке компаний, получивших контракты, нет нескольких фирм, которые в последние годы работали над своими собственными проектами коммерческих кораблей многоразового использования (Rotary Rocket Company, Kelly Space and Technology, Pioneer Rocketplane и Space Access LLC). Очень небольшие контракты достались фирмам Andrews Space & Technology и Universal Space Lines, которые занимались "многоразовыми" проблемами. Неожиданно большой контракт - на сумму в 135 млн дол. - получила компания Kistler Aerospace, которая разрабатывает свою ракету многоразового использования K-1. Как подчеркнул представитель NASA, компания! Kistler будет получать деньги до тех пор, пока ее разработки будут успешными.

Шестой полет демонстрационного экспериментального аппарата

На прошлой неделе на полигоне летного исследовательского центра Dryden на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии состоялся шестой испытательный полет демонстрационного корабля X-40A. Как и во время предыдущих испытаний X-40A был поднят вертолетом Army Chinook на высоту около 4,5 км и сброшен. Далее X-40A полетел самостоятельно и через минуту приземлился. Во время этого полета были повторены все маневры, которые X-40A совершил в предыдущих испытаниях.

Всего запланировано семь полетов аппарата X-40A в свободном падении, которые проводятся в рамках проекта разработки экспериментального корабля X-37. X-40 представляет собой уменьшенную (85%) копию X-37, на котором NASA собирается испытывать новые технологии для кораблей многоразового использования.

К МКС отправился очередной грузовик "Прогресс"

Сегодня ночью в 2 часа 33 минуты по московскому времени с космодрома Байконур успешно стартовала ракета "Союз" с беспилотным грузовым кораблем "Прогресс М1-6" на борту. Грузовик направляется на МКС. Это уже четвертый полет "Прогрессов" для доставки грузов на станцию. На этот раз "Прогресс" везет туда топливо, продукты питания, компьютерные комплектующие и разнообразное оборудование - всего общим весом 3100 кг.

Напомним, что запуск этого "Прогресса" неоднократно переносился. Сначала он был назначен на 12 апреля, затем по просьбе российской стороны был перенесен на 20 мая, потом его передвинули на 18 мая, а затем обратно на 20 мая. Как бы то ни было, но "Прогресс" уже заданную орбиту, с которой он будет в течение почти двух суток сближаться со станцией.

Стыковка "Прогресса" с МКС должна состояться 23 мая в 4:20 мск. Он должен пристыковаться к кормовому шлюзу российского модуля "Звезда". Стыковка должна пройти в автоматическом режиме, но если это по каким-либо причинам сделать не удастся, то управление возьмет на себя командир нынешнего экипажа МКС Юрий Усачев. На прошлой неделе он уже провел проверку системы ручной стыковки станции.

Сегодняшний запуск примечателен тем, что "Прогресс" вывела на орбиту модифицированная версия ракеты - "Союз ФГ", в которой проведены некоторые усовершенствования в системе управления и в двигательной системе, за счет чего на 200 кг повышена ее грузоподъемность.

Комета LINEAR разваливается на части

Комета LINEAR (C/2001 A2) была открыта совсем недавно - 3 января 2001. До недавнего времени она состояла из двух осколков, которые летели параллельными курсами. Астрономы наблюдали за кометой с момента ее открытия. Сейчас комета находится на расстоянии около 100 млн км от Земли. За ней постоянно ведется наблюдение астрономами, работающими на 8,2-метровом телескопе VLT YEPUN Европейской Южной обсерватории. Три недели назад было зафиксировано заметное увеличение светимости кометы, а одно из ее ядер стало более вытянутым. 16 мая стало ясно, что это ядро разделилось еще как минимум на две части. Телескоп зафиксировал два отдельных фрагмента, которые находились на расстоянии около 500 км (1 угловая секунда). Так что теперь почти параллельно друг другу в космосе летят три фрагмента кометы LINEAR (третий фрагмент на снимке самый мелкий). Кроме того, выяснилось, что яркое облако, или кома, вокруг компонентов кометы имеет довольно необычную форму. Астрономы объясняют это наличием в это! м облаке помимо пыли еще и большого количества газа.

Комета продолжает приближаться к Солнцу, 25 мая 2001 г. она должна пройти перигей своей орбиты - 116 млн км от Солнца. Она светится все ярче и ярче, и жители южного полушария могут видеть ее невооруженным глазом в районе созвездия Зайца. Комета LINEAR движется по очень сильно вытянутой орбите вокруг Солнца. Возможно, это ее первый подлет к Солнцу. Вполне вероятно, что он окажется последним, так как комета рассыпается буквально на глазах.

Ракета Delta 2 вывела в космос американский разведывательный спутник GeoLITE

18 мая в 13:45 по местному времени (21:45 мск) на космодроме на мысе Канаверал стартовала ракета Delta 2. Она вывела на переходную геосинхронную орбиту экспериментальный спутник связи GeoLITE, принадлежащий Национальному разведывательному управлению США. Стоимость спутника - 130 млн дол. На нем установлена экспериментальная лазерная система связи, которая должна обеспечить более быструю передачу разведывательной информации со спутников на Землю.

Спутник выйдет на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км приблизительно через неделю. Так как спутник секретный, то координаты орбиты не сообщаются.

Напомним, что запуск спутника GeoLITE состоялся на день позже ранее намеченного времени, так как накануне запуска было решено заменить три гибких шланга в основном двигателе RS-27A первой ступени ракеты.

Японские учёные представили прототип космической солнечной электростанции

Одним из перспективных альтернативных источников энергии, всерьёз рассматриваемым сейчас во многих странах, являются космические солнечные электростанции. Одним из государств, в котором активно ведутся исследования в этом направлении, является Япония.

Япония надеется обзавестись орбитальной электростанцией к 2020 году. Работа уже начата: в этом финансовом году в проект будет вложено 100 млн. йен. План предусматривает запуск спутника, который, находясь на высоте 36 тысяч километров, будет преобразовывать солнечную энергию в электричество. Полученная электроэнергия будет передаваться на Землю в виде микроволнового луча. Приём будет осуществляться посредством огромной четырёхкилометровой наземной антенны.

В пятницу Национальное космическое агентство Японии (NASDA) и Университет Киото продемонстрировали прототип этой системы. В сравнении с электростанцией, которую планируют построить через два десятка лет, прототип выглядит довольно скромно: он представляет собой размещённую на трёхметровой высоте солнечную батарею, подключенную к устройство, преобразующему электричество в микроволны.

В скором времени планируется перейти ко второй стадии испытаний. В космос будет выведен спутник, на котором японские учёные отработают передачу на Землю микроволнового луча.

Американцы, работающие над собственным проектом космической электростанции, надеются добиться первых реальных результатов раньше Японии. В 2006-2007 году, согласно планам NASA, Международная космическая станция будет использована для испытания беспроводного передачи энергии. Кроме этого, примерно в те же сроки может быть построена первая испытательная 100-киловаттная электростанция. Впрочем, о практическом использовании космической энергетики, по мнению специалистов NASA, можно будет говорить лишь через три-четыре десятка лет, когда мощность электростанций превысит 10 мегаватт.

Как сообщает Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд (AAVSO), в ближайшие несколько месяцев астрономы-любители смогут увидеть две планеты, вращающиеся вокруг звезды вне солнечной системы. Звезда называется Глизе 876 (Gliese 876), располагается в 15,3 световых лет от Земли и имеет два спутника: планеты Глизе 876b и Глизе 876c. При этом ассоциация подчеркивает, что вероятность наблюдения планет в телескоп крайне мала, но все же шансы на это есть и AAVSO всеми силами пытается помощь астрономам увидеть "чужие" планеты.

Планеты в системе Глизе были открыты в 1998 г. группой ученых из Университете Калифорнии в Беркли во главе с Джеффри Мэрси (Geoffrey Marcy) благодаря эффекту Доплера. Он заключается в том, что вращающаяся планета то толкает звезду дальше от Земли, то притягивает ее ближе, в результате чего цвет звезды незначительно меняется от голубого к красному.

Однако любителям обнаружить и правильно интерпретировать такие изменения не под силу и они должны будут ждать прохождения одной из планет через меридиан, когда она пройдет между Землей и Глизе 876, что будет заметно визуально в виде пятна на звезде. Обнаружить это пятно также не просто, но задаче несколько облегчается небольшим расстоянием до Глизе и ее хорошей видимостью в телескоп. Прохождение планеты через меридиан, по расчетам, должно произойти 21 мая, однако AAVSO советует начать наблюдения 19 и завершить 27 мая. В следующих месяцах также появятся возможности для наблюдений.

На фото: переменная звезда Мира

Об этом сообщил сегодня в интервью ИТАР-ТАСС директор ИМБП академик Анатолий Григорьев. Он подтвердил, что среди проходивших медотбор год назад был американский режиссер, всемирно известный, в частности, в связи с фильмами "Терминатор" и "Титаник", Джеймс Камерон. Однако, по условиям подписанного с ним контракта, ИМБП не имеет права разглашать какие-либо детали проведенной работы.

Григорьев также пока предпочел не называть остальных кандидатов в космические туристы, поскольку либо их медобследование еще не закончено, либо не решен вопрос о полете. Академик только отметил, что среди них есть как иностранцы, так и россияне. По мнению директора ИМБП, в ближайшее время космический туризм должен активно развиваться. "Недавний полет Денниса Тито доказал, что в космосе могут жить не только супермены, но и обычные люди. Поэтому теперь для многих дорога на орбиту открыта", - сказал он. Правда, Григорьев подчеркнул, что это не значит "что завтра все могут отправиться в космос по профсоюзной путевке": для полета нужны и деньги, и здоровье, и терпение, чтобы пройти полугодовую подготовку. Григорьев также считает, что особенно перспективен космический турист для людей творческих профессий, которые смогут образно и интересно рассказать остальным землянам о жизни на орбите.

Шести исследовательским группам из США и Европы впервые удалось наблюдать взрыв кометы (в данном случае - Comet C/1999 S4 (LINEAR) или Comet C/LINEAR). Космическая катастрофа произошла недалеко от Земли и потому была в деталях отснята с помощью наземных телескопов. Шесть исследовательских групп сообщили 18 мая в Science о химическом составе кометы и "сценарии" ее взрыва.

Астрономы поставили под сомнение гипотезу о том, что именно кометы "отвечают" за доставку доставку углеродных соединений на планеты и астероиды, поскольку выяснилось, что взорвавшийся космический объект содержал очень мало углеродных соединений.

При этом исследователи уверены, что их работа имеет огромное значения для выяснения истории Солнечной системы: считается, что в результате подобных взрывов комет образовались планеты, и в том числе - наша Земля.

Планета на закуску

Группа астрономов из Астрофизического института на Канарских островах недавно обнаружила звезду HD82943, наблюдения за которой позволили разрешить одну из астрофизических загадок. Дело в том, что во многих звездных системах, где есть планеты, они вращаются по очень близким к светилу орбитам - примерно как наш Меркурий (при этом сами планеты зачастую больше Юпитера). Предполагалось, что подобные системы неустойчивы: планеты, в конце концов, должны либо упасть на звезду, либо "катапультироваться" в космическое пространство.

До сих пор, правда, это было лишь ничем не подтвержденной гипотезой. Теперь же ситуация изменилась: астрономы обнаружили в спектре излучения звезды HD82943 линию, принадлежащую изотопу 6Li. Этот изотоп обычен для вещества планет и, напротив, очень нехарактерен для звезд, поскольку весьма быстро (по космическим меркам, конечно), всего за тридцать миллионов лет, "сгорает" в пламени ядерных реакций. Так что наличие 6Li, по-видимому, свидетельствует о том, что HD82943 недавно поглотила одну из своих спутниц. Более того, одна из двух оставшихся планет имеет сильно вытянутую эллиптическую орбиту, что косвенно подтверждает справедливость предположения о недавней гибели ее соседки.