22 мая 2001 г.

Перспективы космического туризма

Пицца-хат изготовила "космическую" пиццу

На Марсе территория размером с Европу была смыта водой?

Микродвигатель для микроспутников

Аппарат X-40A совершил последний седьмой испытательный полет со свободным планированием

Первый европейский симпозиум по астробиологии

Запуск европейского спутника связи Artemis передвинут на 12 июля

Перспективы космического туризма

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" намерена представить новую туристическую программу. Предполагается, что космические туристы смогут совершать недельное орбитальное путешествие в узкой трехместной капсуле космического корабля "Союз".

Энергия планирует продавать два из трех мест на каждом корабле, который будет совершать независимые орбитальные полеты. Таким способом предполагается увеличить прибыль от "коммерциализации космоса". В отличие от Тито, пассажиры Союза не будут пристыковываться к МКС, они просто проведут несколько дней на орбите.

На такое решение повлияли, вероятно, возражения коллег по МКС, поступавшие во время пребывания Юрия Батурина, Талгата Мусабаева и Дэниса Тито на борту станции.

Президент компании MirCorp Джефри Менбер (Jeffrey Manber) сообщил, что ведет переговоры с представителями РКК "Энергия" для достижения соглашения, на основании которого его компания, расположенная в Амстердаме, смогла бы продавать орбитальные полеты всем желающим вне России. Все вопросы должны быть разрешены уже в ближайшие две недели.

Менбер добавил, что не расстроен возможностью того, что Росавиакосмос на два года запретит полеты туристов на МКС. Он понимает, что партнерам по космической станции требуется выработать общие нормы, прежде чем на ее борт ступит новый турист.

В тоже время Менбер заявил о вероятности того, что MirCorp будет заниматься поиском людей для полетов на борту "Союза".

Пицца-хат изготовила "космическую" пиццу

22 мая американская компания "Пицца-хат", владеющая крупнейшей в мире сетью закусочных-пиццерий, объявила, что впервые в истории ей удалось "доставить" пиццу на орбиту космонавтам международной космической станции.

В распространенном в США пресс-релизе, базирующаяся в Далласе /штат Техас/ компания сообщает, что специальная "космическая пицца" стала результатом целого года совместной работы экспертов "Пицца-хат" с группой специалистов-пищевиков из России. "Испытания" этой пиццы продолжались несколько месяцев.

По данным компании, "космическая" пицца была сделана из теста, имела слой соуса и сыра, но вместо традиционной итальянской колбасы "Пепперони" при ее приготовлении пришлось использовать салями. Только салями смогла выдержать 60-дневный "испытательный срок". Размер пиццы был специально подогнан под габариты вакуумной печки-духовки на борту международной космической станции, где космонавты ее разогревали.

На Марсе территория размером с Европу была смыта водой?

Специалисты по планетным наукам из Университета Вашингтона (Сент-Луис) Брайан Хайнек (Brian M. Hynek) и Роджер Филлипс (Roger J. Phillips) провели анализ подробных топографических снимков, сделанных зондом Mars Global Surveyor, который находится сейчас на околомарсианской орбите. Эти снимки позволяют определить высоту каждого фрагмента поверхности с точностью до полуметра.

В южном полушарии Марса рельеф гористый с множеством кратеров, а в северном наблюдаются довольно гладкие равнины, здесь совсем мало кратеров и нет долинных участков. Такая структура поверхности могла образоваться в результате обширной эрозии. В западном полушарии Марса есть область, которая называется Arabia Terra. По размерам она сравнима с Европой. И эта обширная территория примерно на километр ниже окружающих высокогорий и границы низменности на севере. Именно на ней имеются особенно явные следы эрозии, и упомянутые специалисты считают, что эта эрозия была вызвана текущей водой. Местность эта выглядит как остатки некогда бывших здесь гор, но создается такое впечатление, что верхний километровый слой этих гор кто-то снес и рассыпал по равнинам на севере от этого места. Эти проблемы Хайнек и Роджерс обсуждают в статье, опубликованной в майском номере журнала Geology.

Как оказалось, западная часть области Arabia Terra отличается от остальных тем, что на ней находится совсем мало крупных кратеров, и почти нет следов долинных впадин, зато много свидетельств эрозии горных пород. Хайнек и Роджерс считают, что большая часть Arabia Terra была "сметена" с этого места, и сделала это, скорее всего, вода, протекавшая здесь когда-то. Ветровая эрозия маловероятна, поскольку ветер хорошо действует на протяжении продолжительного периода времени, но на ограниченных пространствах, а вода могла произвести такие разрушения на столь обширной территории. В пользу этой гипотезы говорит еще и наличие остатков долин, по дну которых когда-то могла течь вода. Этот процесс "смыва" Arabia Terra происходил на ранних этапах истории Марса и закончился примерно 3,5-3,8 млн лет назад.

То есть по времени он совпадает в возрастом других "вещественных доказательств" существования воды на Марсе. На заре марсианской истории происходили многочисленные извержения вулканов, во время которых выбрасывались огромные массы воды, углекислого газа, серы и других парниковых газов, а на поверхность планеты выливалась лава и высыпался вулканический пепел. В результате этих процессов, протекавших в течение нескольких сотен миллионов лет, на Марсе образовалась атмосфера, а температура поверхности поднялась до такой величины, что вода могла оставаться в жидком виде. Вот эта жидкая вода и могла смыть западную часть Arabia Terra. В пользу такого развития событий говорит и то, что в этой местности обнаружено довольно много красного железняка (оксид железа), который на Земле образуется в присутствии воды.

Возможно, окончательно разрешит эту проблему один из марсоходов Mars Rover, которые должны прибыть на Марс в 2004 г. Если, конечно, хотя бы один из них будет исследовать Arabia Terra.

Микродвигатель для микроспутников

Группа специалистов из компании TRW, Калифорнийского технологического института и фирмы Aerospace разработала систему микродвигателей размером в четверть одноцентовой монеты. Эта система предназначается для совершения маневров на орбитах спутниками весом от 450 г до 22,5 кг. Недавно она успешно была испытана во время полета суборбитальной метеорологической ракеты Scorpius. Работы проводятся по контракту, заключенному с агентством перспективных разработок министерств обороны США (DARPA).

В каждом двигателе системы MEMS (micro-electromechanical system) камера сгорания имеет размер макового зернышки. Топливом для этого двигателя является стифнат свинца. Конструкция двигателя трехслойная: кремний/стекло/кремний. В среднем слое находится несколько небольших топливных камер, на одной стороне которых находится диафрагма, а на другой - поджигающий электрод. Никаких движущихся частей в двигателе нет. Каждая такая камера представляет собой отдельный двигатель, и при поджиге такой двигатель дает один импульс. Импульсы поджига на решетку из таких микродвигателей можно подавать в определенной последовательности, и эта технология получила название "цифрового реактивного движения".

Экспериментальный макет X-40A, который представляет собой немного уменьшенную (85%) копию экспериментального корабля многоразового использования X-37, совершил последний, седьмой по счету, испытательный полет со свободным планированием. В субботу 19 мая, как и во время предыдущих испытательных полетов, аппарат X-40A был поднят вертолетом на высоту около 4,5 км. Затем он был отпущен с привязи и через 2 минуты самостоятельно приземлился на посадочной полосе полигона летного исследовательского центра Dryden в Калифорнии. Во время полета максимальная скорость X-40A составила 486 км/час. Целью испытаний была проверка устойчивости полета аппарата при проведении различных маневров, а именно при поворотах вокруг собственной оси и из стороны в сторону. Первый такой испытательный полет состоялся в марте этого года.

Эти испытательные полеты проводились в рамках проекта разработки экспериментального корабля многоразового использования X-37, на котором в свою очередь будут испытываться новые космические технологии, в том числе и процедура возвращения на Землю через плотные слои атмосферы.

Первый европейский симпозиум по астробиологии

Вчера 21 мая в городке Фраскати в пригородах Рима открылся Первый Европейский симпозиум по экзо/астробиологии, который продлится 3 дня. Его организаторами являются Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA) и Европейское экзобиологическое общество (European Exobiology Network). Цель мероприятия - определить потенциал Европы в деле астробиологических исследований и разработать новые пути сотрудничества между европейскими странами в этом вопросе. Возможно, что на симпозиуме будут предложены проекты подобных совместных исследований, которые, например, могут быть реализованы во время будущих пилотируемых экспедиций на Марс.

Специальные секции симпозиума посвящены организмам, живущим в экстремальных с нашей точки зрения условиях; земным аналогам внеземных форм жизни; химии примитивных форм жизни; обитаемым планетам в других планетных системах; поиску жизни в солнечной системе и за ее пределами.

Запуск европейского спутника связи Artemis передвинут на 12 июля

Европейское космическое агентство (ESA) и компания Arianespace договорились о более ранних сроках запуска нового экспериментального спутника связи Artemis. Как сообщается, этот спутник будет выведен на орбиту ракетой Ariane 5, которая стартует 12 июля 2001 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане. Вместе с Artemis'ом в космос на этой же ракете отправится японский спутник связи BSAT-2b.

Artemis - это будет самый современный телекоммуникационный спутник, разработанный в ESA. Он должен будет продемонстрировать работу новых технологий в области связи и не только. Например, в системе стабилизации спутника будет работать электрический ионный двигатель, более легкий и компактный по сравнению с обычными двигателями с химическим топливом. А вместо традиционного радиопередатчика в ретрансляторе спутника будет установлен полупроводниковый лазерный передатчик. С помощью этого передатчика на Землю будут передаваться большие объемы информации с других спутников, которые находятся на низких околоземных орбитах. На спутнике будет также установлена система Eurobeam, способная поддерживать голосовую связь на 662 каналах одновременно. Спутник Artemis также будет одним из элементов европейской спутниковой навигационной системы EGNOS.

Ракета Ariane 5 выведет спутник Artemis на геосинхронную переходную орбиту, а затем с помощью собственного двигателя Artemis выйдет на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км с координатой 21,5 градусов восточной долготы над центральной Африкой.