30 мая 2001 г.

Экипажу МКС предстоит провести выход в открытый космос

Испытания твердотопливного ускорителя "шаттла" прошли при скоплении публики

С космодрома "Плесецк" запущен военный спутник "Космос"

"Космос" отделился от ракеты-носителя

Двойной астероид рядом с Землей

Россия отказывается от развертывания оружия в космосе

Тибет как приемник космических сигналов

НАСА обвиняет Дэнниса Тито в нанесении вреда американо-российскому сотрудничеству в космосе

Прототип корабля многоразового использования успешно прошёл все испытания

Третий российский элемент МКС запустят в сентябре

Экипажу МКС предстоит провести выход в открытый космос

Второй долговременный экипаж МКС, который находится сейчас на станции, 8 июня должен провести выход в открытый космос. За борт станции пойдут командир Юрий Усачев и бортинженер Джим Восс, внутри останется Сьюзен Хелмс. До сих пор выходы для работы на внешней поверхности станции совершались только с борта "шаттлов". Цель этого выхода - подготовка места для монтажа российского стыковочного модуля, который прибудет на МКС в конце лета (старт корабля "Союз" пока назначен на 25 августа).

Испытания твердотопливного ускорителя "шаттла" прошли при скоплении публики

На прошлой неделе в штате Юта к северу от Солт-Лейк-Сити на полигоне Thiokol компании Alliant Techsystems собравшаяся публика смогла наблюдать успешные огневые испытания твердотопливного ускорителя многоразового использования для "шаттла". Напомним, что при взлетах "шаттл" образует единую конструкцию с внешним топливным баком и двумя твердотопливными ускорителями. Эти ускорители, отработав, падают в Атлантический океан, где их подбирают специальные суда и возвращают обратно на завод для повторной заправки топливом.

Во время испытаний двигатель ускорителя проработал 123,2 сек, то есть ровно столько, сколько во время реального запуска. Как сообщается, все прошло гладко, и все цели испытаний были достигнуты. А именно, была проверена новая конструкция теплозащиты сопла двигателя, в частности, новые материалы для некоторых деталей сопла и двигателя. Как сообщается, эта модификация двигателя позволить повысить безопасность запусков и снизить стоимость самого ускорителя. Полученные во время испытаний данные будут анализироваться в течение нескольких месяцев, после чего будет принято окончательное решение об использовании модифицированного двигателя. Если оно будет положительным, то первый "шаттл" с модернизированными ускорителями полетит в конце 2004 г.

С космодрома "Плесецк" запущен военный спутник "Космос"

На Государственном испытательном космодроме "Плесецк" во вторник 21 час 55 минут по московскому времени успешно стартовала ракета-носитель "Союз-У" со спутником серии "Космос", сообщает РИА "Новости".

Запуск спутника, которому присвоен порядковый номер "Космос-2377", осуществлен в интересах Минобороны РФ. Как сообщает пресс-служба Ракетных войск стратегического назначения, в 22 часа 04 минуты спутник вышел на расчетную орбиту, с ним поддерживается устойчивая телеметрическая связь.

Ракета-носитель "Союз-У" является усовершенствованной моделью ракеты "Союз", с помощью которой в космос успешно запущено около 400 космических аппаратов.

"Космос" отделился от ракеты-носителя

30 мая поступила информация о том, что космический аппарат серии "Космос", запущенный 29 мая в 21:55 по московскому времени боевыми расчетами Космических войск России с космодрома "Плесецк", в 22:04 успешно отделился от ракеты-носителя "Союз" и вышел на расчетную орбиту.

С космическим аппаратом, запущенным в интересах Минобороны России, установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь.

Двойной астероид рядом с Землей

Группа из шести радиоастрономов под руководством Лэнса Бэннера (Lance A. M. Benner) и Стивена Остро (Steven J. Ostro) обнаружила двойственность астероида 1999 KW4. По полученным данным, одна из его частей втрое меньше другой, размеры которой не превышают двух-трех километров, а разделяет их промежуток около 2 км.

Наблюдатели подозревали двойственность 1999 KW4 еще с прошлого года. Тогда чешскими астрономами из обсерватории Ондрежов (Ondrejov) была получена кривая изменения блеска этого астероида. Но малое количество и неравномерность данных не позволили дать точное подтверждение их предположению о наличии у астероида спутника, обращающегося с периодом 3 часа.

Группа Бэннера и Остро планирует продолжить исследования 1999 KW4 используя 70-метровую антенну Сети дальней космической связи в Голдстоуне, Калифорния. Также они попытаются провести серию интерферометрических наблюдений совместно с радиотелескопом Аресибо. В их ходе сигнал будет посылаться с передатчика на Аресибо, а прием отраженного будет осуществляться обоими антеннами.

Астероид 1999 KW4 принадлежит к группе Атона (группа астероидов сближающихся с Землей) и имеет рекордно короткий период обращения - всего 188 суток. Во время нынешнего сближения минимальное расстояние между астероидом и нашей планетой составит 4,8 миллиона километров, а в следующий раз мы встретимся с двойным астероидом только через 18 лет.

Россия отказывается от развертывания оружия в космосе

"Россия однозначно отказывается от развертывания оружия в космосе", - заявил сегодня командующий космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов. Между тем, по его словам "сколько существует космос, столько и попыток по проведению научных разработок выведения оружия в космос". Но, как отметил генерал Перминов, одно дело проводить разработки, а другое - претворять их в жизнь.

Анатолий Перминов не исключил, что некоторыми странами сейчас действительно ведется научная работа по данной проблематике. Но при этом он ответственно заявил, что "ни одной страной конкретные шаги по развертыванию космического оружия не проводится" Анатолий Перминов не исключил, что в 21 веке такие попытки все-таки будут произведены. Но при этом он считает, что ни одно государство самостоятельно без согласия других стран на это не решится.

Германские и российские медики разрабатывают методики оказания срочной медицинской помощи космонавтам, находящимся в космосе, передает корреспондент РИА "Новости" со ссылкой на сообщение австрийских СМИ.

В университетской клинике германского города Майнца создан Симуляционный центр, где до 2003 г будут завершены совместные исследования по выработке методик лечения космонавтов на международной космической станции. Их можно будет использовать в случае возникновения у членов экипажа инфаркта миокарда, ожогов, желудочных кровотечений и других заболеваний.

Группа ученых под руководством профессора Вольфа Манна и известного российского кардиолога Олега Атькова, который в 1984 г побывал в космосе на орбитальной станции Союз-7", проводит испытания влияния медикаментов на человека в состоянии невесомости.

Тибет как приемник космических сигналов

Вселенная хранит массу загадок... Одна из этих тайн: космические лучи - элементарные частицы с очень высокими энергиями, которые бороздят просторы космоса. Ученым пока не ясно ни откуда приходят эти частицы, ни какие процессы их порождают. В кандидатуры "виновников" этого космического явления ученые выдвигают и столкновения ядер галактик (см. фото), и загадочные квазары, и даже гигантские черные дыры! Однако ни одно из таких предложений пока не может описать всех свойств наблюдаемых нами космических лучей.

Частицы, попадая в земную атмосферу и сталкиваясь с атомами газов, входящих в ее состав, порождают массу вторичных частиц. Такое явление космофизики называют широким атмосферным ливнем (ШАЛ). Чем более энергична частица, тем более мощный (и широких) ливень она порождает. Кроме того, частиц свехвысоких энергий в космических лучах гораздо меньше, чем их же собратий более низких энергий. Из-за этих двух причин ученым требуются все большие по площади установки, регистрирующие ШАЛы. На поврехности Земли на небольшом расстоянии друг от друга размещают детекторы частиц. Одновременное срабатывание расположенных близко друг от друга детекторов и будет свидетельствовать о том, что в атмосферу попала частица из космоса.

Китайские и итальянские астрофизики заявили, что через месяц в Южном Тибете на высоте 4700 метров над уровнем моря начнется строительство самой большой в мире обсерватории по наблюдению за космическими лучами. Общая стоимость этой лаборатории - около 13 миллионов долларов, бОльшую часть из которых заплатят итальянцы. Детекторы будут покрывать площадь около 10 тысяч квадратных километров земной поврехности. Ученые отдельно отмечают, что очень чистых и сухой воздух Тибета идеален для охоты за космическими лучами.

Руководство НАСА заявило, что полет Денниса Тито на Международную космическую станцию нанес вред сотрудничеству США и России в космосе. Об этом сообщила в среду телекомпания Си-Эн-Эн.

Как передает корреспондент РИА "Новости", в НАСА недовольны тем, что, несмотря на протесты со стороны американского космического агентства, Россия не только настояла на подготовке Тито к космическому полету и доставке на МКС, но и получила от калифорнийского мультимиллионера 20 млн долларов.

В связи с этим руководство НАСА считает, что сегодня в отношениях между космическими организациями двух стран вновь возникло чувство недоверия, и это может повредить их совместной работе по освоению космического пространства.

Прототип корабля многоразового использования успешно прошёл все испытания

X-40A, прототип нового космического корабля многоразового использования, успешно завершил седьмой по счёту и последний тестовый полёт и подготовил платформу для будущих полётов основной модели X-37. Испытания беспилотного макета размером 85% от образца (6,7 м, 1180 кг) проходили в исследовательском центре НАСА (NASA's Dryden Flight Research Center). Управление, навигация, и системы контроля образца X-40A подобны X-37. Корабль успешно выполнил ряд фигур высшего пилотажа, бортовой компьютер прошёл все тесты: работа автопилота, приземление и восстановление курса. «Во время свободного полёта X-40A всякий раз оправдывал наши ожидания», - говорит Сьюзен Тёрнер (Susan Turner), один из директоров программы X-37.

Компания Боинг (Boeing), партнёр НАСА в разработке X-37, сделала важные изменения в X-40A по заказу ВВС США, которые принимали участие в создании X-37. Во время каждого теста челнок проходил испытания по критическим параметрам полёта. В среднем X-40A затрачивал более 75 с на приземление, разгоняясь до 480 км/ч.

Экспериментальный космический аппарат X-37 создан для демонстрации и использования новых технологий челноков следующего поколения, которые должны увеличить безопасность и надёжность полётов, а также десятикратно сократить расходы.

Бестопливные полёты X-37, когда корабль будет прикреплён к транспортному самолёту B-52, затем выпущен для планирования, начнутся в 2002 году, а орбитальные запуски планируются на 2004 год.

Третий российский элемент МКС запустят в сентябре

Третий российский элемент международной космической станции (МКС) - стыковочный отсек - планируется доставить на орбиту в сентябре этого года. Он станет дополнительным портом на МКС, к которому смогут "причаливать" корабли и через который можно будет "комфортно" выходить на работу в открытый космос. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил сегодня президент ракетно- космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов. Стыковочный отсек, разработанный в "Энергии", сейчас проходит испытания на предприятии, а затем будет доставлен на предстартовую подготовку на космодром Байконур. Запустить его планируется на носителе "Союз". Семенов отметил, что этот блок изготовлен на средства "Энергии", заработанные от коммерческих проектов, и до сих пор не оплачен из госбюджета.

Сейчас МКС состоит из четырех основных сегментов: российских блоков "Заря" и "Звезда" и американских "Юнити" и "Дестини". Планируется, что до прибытия стыковочного отсека к МКС будет присоединена американская шлюзовая камера. Семенов также отметил, что, как минимум, ближайшие четыре года роль кораблей-спасателей на МКС будут выполнять российские "Союзы". "Американские "шаттлы" в принципе не могут использоваться в качестве средства спасения, так как их полет длится не более 20 дней, а корабль нужен на станции постоянно. К тому же США пока заморозили свою программу создания нового корабля-спасателя", - отметил Ю.Семенов.