Запуск Atlantis'а откладывается до июля
На МКС проблемы с новым роботом манипулятором Canadarm2 продолжаются. Он был доставлен и смонтирован на модуле Destiny во время предыдущей экспедиции "шаттла" на станцию. Сначала испытания робота откладывались из-за поломок бортового компьютера станции, а теперь уже стоит вопрос о возможной отправке на МКС ремонтной экспедиции для замены одной из двух штанг его "руки", общая длина которой составляет около 17,5 м. Робот-манипулятор планировалось использовать при монтаже шлюзового отсека во время очередного визита на МКС "шаттла" Atlantis. А в нынешнем состоянии Canadarm2 не сможет выполнить эту работу.
Ранее запуск Atlantis'а уже был перенесен на 20 июня для проведения просушки его теплозащитного покрытия. Однако теперь вопрос стоит о задержке запуска до первой половины июня. Возможно, что после прояснения характера проблем с роботом манипулятором запуск Atlantis'а будет отложен вообще на сентябрь. Предполагается, что решение о возможной отправке на МКС ремонтников будет принято 11 июня.
А пока Atlantis отправлен в ангар, где он будет прикреплен к внешнему топливному баку и двум твердотопливным ускорителям. Однако выкат "шаттла" на стартовую площадку будет проведен только после того, как NASA определится с датой запуска.
Экспериментальный самолет X-43A взорвался из-за аварии ракеты Pegasus
[NASA]
В субботу 2 июня NASA планировало провести испытания экспериментального беспилотного реактивного самолета X-43A, который теоретически должен летать со скоростью в 10 раз превышающей скорость звука. Первый испытательный полет планировалось провести на скорости в 7 раз превышающей скорость звука. Это должен был быть первый самостоятельный полет этого аппарата. Во время этого полета аппарат X-43A, установленный на ракете Pegasus, поднял в воздух на высоту около 7,5 км самолет В-52 поднимется. Реактивный двигатель X-43A может запускаться только на скорости, в несколько раз превышающей скорость звука. Поэтому сначала ракета Pegasus должна была разогнать его до семикратной скорости звука (7,7 км/час) и поднять на высоту около 30 км. Затем планировалось провести отделение самолета X-43A от ракеты-носителя, а после выполнения программы полета X-43A должен был упасть в Тихий океан.
Однако первый самостоятельный полет X-43A так и не начался. Отделение от самолета B-52 ракеты Pegasus, на которой был укреплен этот аппарат, состоялось в заданной точке над акваторией Тихого океана вблизи южного побережья Калифорнии. Через 5 секунд после отделения включился твердотопливный двигатель ракеты, который должен был проработать 10 минут. Однако через 10 секунд произошел взрыв ракеты, а вместе с ней был потерян и аппарат X-43A.
Причины аварии пока неясны, и для их расследования создана специальная рабочая группа.
В Нью-Йорк за 30 минут
Первый экспериментальный полет гиперзвукового самолета будущего закончился неудачно. Самолет, обломки которого упали вчера в воды Тихого океана у побережья Калифорнии, носит название Х-43А и создается в рамках проекта Hyper-X, на который НАСА выделило 185 млн долларов. Американская пресса называет этот летательный аппарат "революционным": в конечном итоге он будет развивать скорость, в десять раз превышающую скорость звука, и преодолевать расстояние между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком за 30 минут (сейчас это более пяти часов).
Двигатель чудо-самолета, работающий на водороде, забирает кислород из воздуха и не нуждается в окислителе, который должны нести с собой ракеты в дополнение к горючему. Поэтому самолет будет обладать большей грузоподъемностью, чем ракеты аналогичного размера.
Вчера состоялось первое летное испытание этого изделия, на разработку которого ушло почти четыре десятилетия. С авиабазы Эдвардс, находящейся в калифорнийской пустыне, поднялся и пошел в сторону океана стратегический бомбардировщик Б-52, под брюхом которого была укреплена четырехметровая модель гиперзвукового самолета. Когда бомбардировщик достиг восьмикилометровой высоты, экспериментальный самолет отделился от него, и включился двигатель ракетного ускорителя Pegasus, который должен был доставить его на высоту 30 километров.
Там заработал бы гиперзвуковой двигатель, и Х-43А шел бы несколько секунд своим ходом, установив новый рекорд скорости, в семь раз превышающий скорость звука. Прежний принадлежит американскому самолету-разведчику SR-71 Blackbird, который превысил скорость звука в три раза. Пролетев около 27 километров, Х-43А рухнул бы в океан.
Поcледняя часть программы была вчера выполнена. Остальное не получилось. Через 51 секунду после отделения модели от бомбардировщика, ракету Pegasus, которая влекла его ввысь, занесло не в ту степь, она сделала внештатный вираж, и в центре управления полетом сочли за благо взорвать ее радиосигналом. В НАСА философски замечают, что первый блин комом. "Безусловно, мы удручены, но мы установим, что произошло, исправим неполадку и продолжим испытания", - говорит директор проекта Винс Рауш.
НАСА планирует начать процесс подробного изучения солнечных вспышек
И для этого в скором времени будет запущен специальный космический аппарат.
Оказывается, солнечные вспышки до сих пор остаются для ученых настоящей загадкой. Дабы помочь ученым мужам, НАСА решило провести исследование в этой области. Специально для этого был построен космический аппарат, который называется ХЕССИ. Он должен будет, после того, как его запустят в космос, получать изображения солнечных вспышек в гамма-лучах. С помощью этих снимков, ученые надеются понять физические процессы и условия внутри вспышек, ну и, естественно, тайну их возникновения. Плюс ко всему, ожидается, что полученная информация поможет более точно предсказывать появление вспышек на Солнце и их последствия для Земли. Отмечается, что подобные процессы происходят не только в солнечной системе, но и во многих других уголках вселенной. Для понимания их природы фотографии с ХЕССИ тоже несомненно помогут. Весь этот проект обойдется НАСА почти в 85 миллионов долларов.
Космический корабль ХЕССИ планируется запустить с мыса Канаверал 7 июня.
Российско-американский экипаж МКС не очень сильно расстроен из-за того, что придётся остаться на орбите ещё на месяц из-за технических неполадок
Экипаж Международной космической станции стоически воспринял известие о том, что придется провести на орбите лишний месяц. Юрий Усачев, командир экипажа, а также Джеймс Восс и Сьюзан Хелмс заступили на космическую вахту в середине марта и должны были вернуться на Землю 23 июля на борту корабля "Дискавери". Однако выявившиеся технические проблемы с установленным на станции манипулятором "Канадарм-2" вынудили НАСА объявить о переносе на две недели запланированного на 20 июня запуска корабля "Атлантис". А это автоматически повлекло и отсрочку - с 17 июля на ориентировочно 3 августа - старта "Дискавери", которому предстоит доставить на МКС сменщиков Усачева, Восса и Хелмс.
"Я уже сильно скучаю по семье, друзьям, моей собаке, - сказал в пятницу репортерам, собравшимся в Центре управления полетами в Хьюстоне, Джеймс Восс. - Но на самом деле еще один месяц в космосе - это не так уж и страшно. Мы изначально готовили себя к тому, что можем провести на орбите по меньшей мере полгода". По словам Сьюзан Хелмс, она даже рада, что удастся побольше побыть на станции.
Агентство ИТАР-ТАСС сообщает, что второй постоянный экипаж МКС должны сменить Фрэнк Калбертсон /командир/, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин.
Наблюдатель космических частиц
В горной долине Yangbajing к северу от Лхасы начинает работу крупнейший в мире детектора космических лучей, носящий название ARGO-YBJ.
Первые наблюдения на новом детекторе запланированны на этот месяц. Проект является плодом сотрудничества китайских и итальянских ученых из 14 различных научных организаций.
Космические лучи представляют собой атомные ядра двигающиеся с околосветовыми скоростями. Несмотря на высокую энергию космических лучей, нет никакой возможности изучать их с земной поверхности. Причины этого лежат в том, что ядра в первую очередь сталкиваются с молекулами в верхней атмосфере Земли, вызывая ливни вторичных частиц и вспышки черенковского излучения.
Обычно детекторы космических лучей представляют собой большие массивы оптических приемников для регистрации высотных световых вспышек. Подобный метод очень малоэффективен и способен регистрировать только частицы с высокими энергиями. Новый детектор использует принципиально иной метод обнаружения космических лучей. В нем используется набор плоских датчиков сопротивления, которые реагируют на вторичные частицы возникающие при взаимодействии космических лучей с атмосферой. Суммарная площадь детекторов равна 6500 квадратных метров. В ARGO-YBJ стала возможна регистрация частиц с энергией 100 ГэВ. Наблюдения в этом энергетическом диапазоне помогут выяснить места и причины генерации космических лучей.
США требуют у ЮАР вернуть обломки американской ракеты
США официально потребовали у ЮАР вернуть обломки одной из американских ракет, упавшие возле Кейптауна (Cape Town), сообщает BBC News.
Представитель США заявил, что власти ЮАР должны вернуть обломки одной из ракет - топливный бак и часть сопла - упавшие в ЮАР в прошлом году. Со своей стороны, США готовы покрыть стоимость этой операции.
Между тем, ученые ЮАР весьма довольны своей "добычей" и не собираются расставаться с ней. В данный момент обломки находятся в музее Кейптауна.
Один из местных астрономов заявил, что, так как обломки ракеты упали в ЮАР, там они и должны оставаться.
Росавиакосмос не намерен оказывать "ритуальные космические услуги"
Росавиакосмос не планирует включаться в бизнес по оказанию "ритуальных космических услуг" на коммерческой основе. Несмотря на то, что этим уже несколько лет занимаются американские компании, Россия пока воздержится от участия в подобных проектах, сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в пресс-службе Росавиакосмоса. "Мы не похоронное бюро, " - подчеркнул руководитель этой службы Вячеслав Михайличенко.
Судя по сообщениям зарубежной прессы, в настоящее время средняя стоимость космических похорон, организуемых американской компанией "Селестис", составляет 5 с половиной тысяч долларов. За эту сумму компания берется доставить спецгруз на низкую орбиту, с которой он рано или поздно вернется на Землю. Одна ракета-носитель может взять на борт до 15 урн с прахом.
В Москве открывается международный симпозиум по истории космонавтики
По сообщению сайта Института истории естествознания и техники (www.ihst.ru), сегодняв Москве открывается 13-ый Международный симпозиум по истории авиации и космонавтики, посвященный 40-летию первого полета человека в космическое пространство (1961-2001).
Основная тема: "История освоения аэрокосмического пространства. Итоги и перспективы."
В работе форума примут участие ведущие отечественные и зарубежные ученые в области космических исследований, российские космонавты и американские астронавты. Симпозиум организован Международной Академий астронавтики, Комитетом по истории ракетно-космической науки и техники, Российской Академией наук и Росавиакосмосом.
10-11 июня НАСА примет решение о сроках полета шатла "Атлантис" к международной космической станции
10-11 июня НАСА /США/ примет решение о сроках полета шаттла "Атлантис" к Международной космической станции /МКС/. Об этом РИА "Новости" в понедельник сообщил представитель НАСА в российском Центре управления полетами Карлос Фонтанот.
По его словам, старт шаттла к станции ранее был назначен на 20 июня. Однако из-за неполадок, возникших на МКС с "рукой-манипулятором" канадского производства, время старта может быть сдвинуто на 2-3 недели. Это связано с тем, что "Атлантис" должен привезти на станцию американскую шлюзовую камеру к американскому лабораторному модулю "Дестини", разгрузить которую может лишь "рука-манипулятор".
"Космонавтам на станции, таким образом, будет увеличено время для ремонта этого "манипулятора", - отметил представитель НАСА. Сейчас они заняты подготовкой выхода в открытый космос, который совершат 8 июня, в процессе которого им надо будет осмотреть "манипулятор" и, возможно, определить причину его неполадок, добавил Карлос Фонтанот. Одновременно они должны переставить стыковочный узел для причаливания российского космического корабля, который в августе месяце доставит российскую шлюзовую камеру к модулю "Звезда", сообщил представитель НАСА.
8 июня будет осуществлен первый выход в открытый космос с борта МКС
Руководство авиакосмического агентства НАСА приняло решение о том, что запланированный на 8 июня выход в открытый космос членов экипажа Международной космической станции не будет включать в себя проведение каких-либо работ по замене компьютера манипулятора-робота. Как сообщили в пресс-службе НАСА, выход в открытый космос будет первым выходом, предпринятым с борта МКС (до этого они осуществлялись с борта челноков). Внутри негерметизированного служебного модуля "Звезда" Юрий Усачев и Джим Восс проведут работы по установке стыковочного конуса для прибывающего на орбиту в августе российского стыковочного модуля.
|