5 июня 2001 г.

Почему у астероида Эрос нет собственного магнитного поля?

Астероид 1999 KW4 оказался двойным

Галактика NGC 1512 в натуральных цветах и красках

Первая ступень новой ракеты Delta 4 доставлена для испытаний на мыс Канаверал

Американцы засадят Марс сорняками

НАСА решила в этом году не устраивать очередной набор в отряд астронавтов

Америка тоже будет возить космических туристов

Поле Эроса

Группа "На-На" собирается в космос

Почему у астероида Эрос нет собственного магнитного поля?

Зонд NEAR Shoemaker целый год - с февраля 2000 г. по февраль 2001 г. - исследовал астероид Эрос, находясь на его орбите. 12 февраля 2001 года зонд совершил посадку на этот астероид. Официально миссия зонда NEAR была закончена 1 марта. На зонде был установлен магнетометр, но ниже 120 м над поверхностью астероида он не обнаружил никакого магнитного поля. Предел чувствительности магнетометра составлял 1-2 наноТесла (для сравнения, магнитное поле Земли составляет около 50 тыс. наноТесла).

На прошлой неделе в Бостоне состоялся весенний симпозиум Американского геофизического союза, где был представлен доклад о строении астероида Эрос и объяснением такой ситуации с его магнитным полем. Специалисты, занимавшиеся этим проектом, полагают, что Эрос может состоять из огромного числа крошечных намагниченных тел, но их магнитные поля ориентированы случайным образом и поэтому результирующее магнитное поле равно нулю. А у других астероидов магнитные поля бывают. Например, собственное магнитное поле обнаружено у астероидов Gaspra и Braille. Обладают магнитным полем и большинство метеоритов, в том числе и те, которые произошли от таких же астероидов как и Эрос. Правда, есть гипотеза, что магнитное поле у метеоритов появилось в результате воздействия определенных температур и магнитного поля Земли. В экспериментальных условиях "загрязнить" магнитным полем удалось примерно половину образцов хондритов (из этой породы состоит целый класс метеоритов), причем больше всего подверже! нными внешним магнитным полям оказались мелкие образцы метеоритов. Но чтобы точно доказать такую возможность, нужно получить образцы пород с самого астероида, что вряд ли произойдет в обозримом будущем.

Астероид 1999 KW4 оказался двойным

25 мая астероид 1999 KW4 находился на расстоянии около 5 млн км от Земли. В период с 23 по 25 мая за ним наблюдал радарный телескоп Goldstone, его антенна диаметром 70 м установлена в пустыне Mojave в Калифорнии. С помощью этого телескопа удалось обнаружить, что астероид 1999 KW4 на самом деле является двойным: вокруг более крупного объекта вращается небольшой спутник. Здесь представлены три снимка, сделанных с разницей во времени в несколько часов. На них маленький спутник вращается вокруг основного тела астероида по часовой стрелке ("зазоры" в следе спутника обусловлены перерывами в записи данных). Таким образом 1999 KW4 стал третьим из известных околоземных астероидов, который является двойным. Однако, это первый астероид, у которого удалось сфотографировать полную орбиту движения спутника. Период обращения спутника составляет около 16 часов. Размер большого шарообразного фрагмента составляет около 1,2 км в диаметре, а маленький спутник, несимметричный по форме, имеет в поп! еречнике около 400 м.

Этот парный астероид относится к потенциально опасным для Земли, так как его орбита может пересечься с земной. Однако измерения, проведенные с помощью радарного телескопа с точностью до 15 метров, показали, что вероятность столкновения 1999 KW4 с Землей в ближайшие несколько тысяч лет пренебрежимо мала.

Первый двойной астероид был обнаружен в августе 1993 г. Это был астероид Ida со своим маленьким спутником Dactyl. Эту парочку обнаружил исследовательский зонд Galileo, который изначально собирался сфотографировать астероид Ida.

Галактика NGC 1512 в натуральных цветах и красках

Космический телескоп Hubble сделал эффектные снимки спиральной галактики NGC 1512 на разных длинах волн от ультрафиолетовых до инфракрасных, что позволило составить изображение этой галактики в естественных цветах. Эта галактика расположена на расстоянии около 30 млн световых лет от Земли в южном созвездии Часы. Она является одной из ближайших соседок нашего Млечного Пути. Это достаточно яркая галактика - ее можно увидеть и в любительский телескоп. Размах спиральных рукавов галактики составляет около 70 тыс. световых лет, почти как у нашей галактики. На снимке слева показана центральная область NGC 1512 - кольцо диаметром 2400 световых лет, состоящее из молодых звездных кластеров. Этот снимок был скомпонован из семи фотографий, сделанных тремя разными камерами телескопа Hubble.

Вообще-то галактика NGC 1512 относится к классу спиральных галактик с перемычкой. Ядро такой галактики имеет форму перемычки, от которой отходят спиральные рукава. Но на верхнем снимке центральной области перемычка практически не видна, так как ее светимость во много раз слабее, чем у звездного кольца. Общий вид галактики показан справа. Центральные кольца, где в галактиках образуются новые звезды, являются довольно распространенным явлением во Вселенной. Астрономы полагают, что гигантская перемычка, которая является ядром подобных галактик "засасывает" внутрь кольца межзвездный газ. Из него и образуются многочисленные звездные кластеры, которые столь эффектно выглядят на верхнем снимке.

Первая ступень новой ракеты Delta 4 доставлена для испытаний на мыс Канаверал

В марте будущего года должен состояться первый запуск ракеты нового поколения Delta 4, разработчиком и производителем которой является компания Boeing. На прошлой неделе первая ступень этой ракеты, которая называется Common Booster Core, была снята с испытательного стенда в космическом центре им. Стенниса (шт. Миссисипи). Эта ступень является общей для всех пяти версий ракеты Delta 4. В центре им. Стенниса в течение последних двух месяцев прошли 4 огневых испытания двигателя RS-68 для Delta 4. Первая ступень сначала была погружена на корабль и доставлена на мыс Канаверал. Длина морского путешествия составила около 1350 км. Затем еще 14,5 км ракета преодолела на специальной грузовой платформе.

Основная ступень ракеты Delta 4 имеет длину почти 47 м и диаметр 4,9 м, а весит она 24,5 тонны. Она доставлена на площадку Complex 37, где пройдут испытания наземного оборудования. В июле первую ступень выкатят в горизонтальном положении на стартовую площадку и установят вертикально. Тестирование различных систем продлится до августа включительно. Если все пройдет нормально, то первая "готовая к полету" ракета Delta 4 прибудет на мыс Канаверал в сентябре. Ракеты семейства Delta 4 предназначены для вывода на геосинхронные переходные орбиты спутников весом от 4,2 до 13,2 тонн.

Американцы засадят Марс сорняками

5 июня информационные агентства сообщили о том, что американские ученые планируют засадить Марс генетически измененными земными сорняками.

Как сообщается, генетическая структура растений будет изменена таким образом, что они будут фосфоресцировать в ответ на неблагоприятные окружающие условия (засуха, температурный режим, присутствие в почве ядовитых веществ).

По мнению американских ученых, успех этого проекта пробудит дополнительный интерес к возможности создания на Марсе экосистем, способных сделать его более подходящим для жизни, что может позволить человечеству освоить другие планеты.

НАСА решила в этом году не устраивать очередной набор в отряд астронавтов

Признано, что существует их переизбыток. Среди причин также уменьшение финансирования космических программ и сокращение числа полетов на орбиту. В настоящее время в отряде астронавтов 153 человека, из них 68 никогда не были в космосе.

Америка тоже будет возить космических туристов

В визитной карточке командира экипажа Талгата Мусабаева (Talgat A. Musabayev) написано, что он является национальным героем России и Казахстана. Мусабаеву 50 лет, он провел в космосе 345 суток. В первых строчках анкеты его коллеги, пятидесятилетнего Юрия Батурина (Yuri M. Baturin), указано, что он стал первым политиком, побывавшем в космосе и, что с 1993 по 1997 годы, являлся советником президента Ельцина (Yeltsin). Однако и Мусабаев и Батурин осознают, что их навсегда запомнят как первых космических экскурсоводов, после того, как в мае этого года им пришлось сопровождать американского мультимиллионера Денниса Тито (Dennis Tito) в его путешествии по галактике. Оба они считают, что уже очень скоро НАСА также начнет возить туристов, чтобы получить дополнительные источники финансирования. Мусабаев и Батурин прибыли в субботу, вместе со своими женами и российским врачом в отель Лансарот на Канарских островах. Они были приглашены сюда на 15 дней Советом по туризму Канарских островов.

"Американские экипажи более многочисленны по сравнению с нашими; иногда в одну экспедицию отправляют сразу семь астронавтов. Им будет совсем несложно взять с собой одного, и, даже, двух туристов. В ближайшие десять лет это станет весьма распространенным явлением, как в России, так и в США. У нас в стране уже есть несколько кандидатов, которые хотели бы осуществить свою мечту", - комментирует Батурин. "Однако именно нам двоим выпала честь быть первыми и открыть новую страницу в истории", - констатировал его товарищ.

После завершения полета с Деннисом Тито, оба космонавта постоянно получают письма со всего мира с просьбами об автографах. В Москве люди останавливают их на улице и задают множество вопросов. "Недавно меня спросили в метро, как в космосе с любовью", - вспоминает Мусабаев.

У обоих уже есть целый список тем, о которых их постоянно расспрашивают журналисты всех стран. "Чаще всего спрашивают о сексе. Как с этим там, наверху. Видно для многих журналистов это проблемная тема. После этого по частоте задаваемых вопросов идет тема гигиены. А третья - это алкоголь. Хотя теперь, чаще всего спрашивают о Тито. О нем нам вообще задают множество вопросов".

В июле, по приглашению мультимиллионера они отправятся к нему домой. "Перед полетом мы были под впечатлением от того, что Тито зафрахтовал самолет из Соединенных Штатов, на котором прибыли 40 приглашенных им друзей. Он очень приятный человек. Мы никогда не забудем выражение его лица в первые мгновения, когда мы оказались в невесомости. Тито плакал от счастья, говорил, что никак не может в это поверить. В первые из восьми дней, проведенных нами в космосе, он не мог смотреть в окна. У него кружилась голова. Потом он привык и начал шутить. Говорил, что его знакомые американские астронавты были слишком серьезными и строгими, никогда не шутили. Он заявил: "Мы, русские (он подразумевал и себя тоже) отличные ребята и хорошие профессионалы".

Совершив путешествие на Международную Космическую Станцию, Тито осуществил мечту своей жизни. А о чем мечтают его экскурсоводы? Сколько бы они заплатили за подобный опыт? "Я уже расплатился 15-ю годами моей жизни", - отвечает Мусабаев.

У детей, которые крутятся вокруг них, в глазах горит жажда космических приключений, путешествий в места, куда еще не ступала нога человека. Однако, когда у Мусабаева спрашивают, хотел бы он полететь, к примеру, на Марс, он решительно отвечает: "Нет, мне уже 50 лет".

Может быть, им хотелось бы полететь на Луну? Тоже нет. "Единственное, о чем я мечтаю, - отвечает бывший помощник Ельцина - это о жизни без интервью".

Однако именно многочисленные интервью станут той ценой, которую "национальный герой" Мусабаев и бывший политик Батурин должны будут заплатить за свое пребывание на Канарах. В течение двух недель российские космонавты будут проходить там процесс физической реабилитации. Об этом была достигнута договоренность между российским Космическим Агентством и канарским Советом по туризму.

Идея о том, чтобы превратить острова во Всемирный Центр Реабилитации Космонавтов родилась в декабре 1999 года, когда советник Хуан Карлос Бесерра (Juan Carlos Becerra), пригласил в Лансарот Сергея Авдеева (Serguei Avdeyev), рекордсмена по количеству времени проведенного в космосе (748 дней). В рекламе, которую передавали все мировые СМИ, включая SNN, можно было увидеть "Мир" без команды, а в следующем кадре Авдеев говорил: "Не ищите меня в небе; облетев вокруг Земли 12000 раз, я нашел прекрасное место для проведения отпуска: Канарские острова".

Поле Эроса

Магнитное поле Эроса было изучено в ходе продолжавшегося около года нахождения аппарата NEAR вблизи астероида. Магнитометр зонда не обнаружил никаких следов магнитного поля превышавшего чувствительность прибора в 1-2 нанотесла. Для сравнения, напряженность магнитного поля Земли составляет 50000 нанотесла.

Отсутствие магнитного поля удивительно, ведь в ходе исследования других астероидов магнитное поле обнаруживалось. Образцы метеоритов, в том числе, наиболее похожие на Эрос, также являются намагниченными.

Объяснение наличия магнитного поля у метеоритных образцов воздействием земного магнетизма не может применяться ко всем метеоритам. В ходе работы Гюнтера Клетечка (Gunther Kletetschka), образцы подверженные воздействию условий подобных тем, что переносят метеориты при прибытии на Землю, только в половине случаев намагниченность образцов изменялась. В остальных случаях магнитное поле образцов не изменялось, что говорит о необходимости приложения гораздо большего магнитного поля, такого что существовало в эпоху формирования планетной системы.

Так как Эрос похож на те метеориты, что изучались в лаборатории он должен содержать множество намагниченных фрагментов. Однако, случайность направления поля каждого фрагмента приводит к отсутствию результирующего поля. Это частично подтверждается и лабораторными опытами. Если такое объяснение соответствует истине, то это значает, что Эрос совсем не изменялся с времен образования Солнечной системы.

Группа "На-На" собирается в космос

Коллектив эстрадной группы "На-На" в полном составе приступил к прохождению медицинского обследования с целью получения допуска к специальным тренировкам, необходимым для космического полета. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник в российских космических кругах.

По его словам, в перерывах между гастролями артисты "На-На" на коммерческой основе проходят обследования в Институте медико-биологических проблем РАН. Там же обследуются несколько "иностранных граждан, интересующихся космическим туризмом". Собирается ли лететь в космос основатель и руководитель группы "На-На" Бари Алибасов, "Интерфакс" не сообщает.

Интерес к космическому туризму заметно усилился в мире после организованного Россией в мае этого года шестидневного полета на Международную космическую станцию американского финансиста Денниса Тито.