Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

6 июня 2001 г.

Содержание

Спутниками NASA будет управлять искусственный интеллект

Aerojet разрабатывает новую конструкцию сопла для двигателя "шаттла"

Английский спутник не встретился с китайским

Из-за аварии ракеты Pegasus задерживается запуск спутника HESSI

В среду командир 3-го постоянного экипажа МКС астронавт США Фрэнк Калбертсон, а также его члены - российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин завершают подготовку к полету

Выход в открытый космос из МКС российского космонавта Юрия Усачева и американского астронавта Джеймса Восса назначен на 8 июня в 18.30 мск

Сегодня рано утром в Звездном городке начался экзамен у космонавтов



Спутниками NASA будет управлять искусственный интеллект

Специалисты NASA разработали специальную программу, которая сможет управлять спутниками, находящимися на орбите, и принимать решения без помощи человека. То есть спутниками будет управлять некий искусственный мозг. Эксперимент будет проведен в 2002 г. с тремя миниатюрными спутниками весом не более 15 кг каждый. Эти спутники будут запущены с борта "шаттла" в единой конструкции.

Определенные работы в этом направлении велись и раньше. Например, в течение нескольких дней в 1999 г. NASA проводило эксперимент Remote Agent, в ходе которого компьютер управлял полетом зонда Deep Space. При этом длительность непрерывного "искусственного" управления составляла несколько часов.

В новой программе использована более продвинутая технология, благодаря которой искусственный мозг будет гораздо быстрее реагировать на события, а время непрерывного управления будет увеличено до трех месяцев. Этот эксперимент называется Three Corner Sat. Данные о состоянии спутников на наземный компьютер будут передаваться с бортовых датчиков и камер, и на основе этой информации искусственный мозг будет в реальном времени принимать решения о выполнении программы полета. В принципе, человек в случае необходимости в любой момент сможет вмешаться и отменить команду компьютера.

В разработке проекта участвуют университеты штатов Аризона, Колорадо и Нью-Мексико, а также NASA и научное подразделение ВВС США.


Aerojet разрабатывает новую конструкцию сопла для двигателя "шаттла"

Компания Aerojet получила контракт от NASA на сумму в 5 млн дол. для исследования новой конструкции сопла для основного двигателя "шаттла". Используемое сейчас сопло состоит из более чем тысячи трубочек специальной формы, спаянных между собой. Во время работы двигателя по этим трубочкам протекает жидкий водород, он испаряется и охлаждает сопло. В качестве новой конструкции сопла Aerojet предлагает использовать стенку с каналами. Такое сопло содержит гораздо меньше деталей, а охлаждающие щели формируются в одной детали сопла. Когда на сопло надевается внешний кожух, то эти щели превращаются в отдельные каналы для жидкого водорода.

Aerojet считает, что такая конструкция будет существенно более надежной, а кроме того, и более дешевой. По стандартам NASA сопло должно выдержать 55 полетов, 27 тыс. секунд работы и один прерванный полет.


Английский спутник не встретился с китайским

28 июня с космодрома Плесецк стартовала ракета "Космос-3М", которая вывела на орбиту российский, китайский и английский спутники. Английский наноспутник SNAP-1 (Surrey Nanosatellite Applications Platform) весит всего лишь 6,5 кг. На нем установлена навигационная система GPS, бортовой компьютер, фотокамера, двигатель и система управления положением в пространстве. Основной его задачей была встреча на орбите с китайским спутником Tsinghua-1, который на низкой околоземной орбите должен был провести ряд экспериментов в области связи. В первый раз они должны были встретиться в марте 2001 г. и провести испытания новых двигательных систем и фотокамер. Однако встреча на орбите так и не состоялась. Как сообщается, тому было как минимум две причины. Во-первых, изначально орбита спутника SNAP-1 оказалась на 2 км ниже, чем у Tsinghua-1, а во-вторых на движение спутников повлияла высокая солнечная активность. Под действием солнечного излучения высота атмосферы увеличилась, из-за чего спутник SNAP-1 каждый день терял высоту на величину до 10 м. Правда, ко времени встречи со спутником Tsinghua-1 на SNAP-1 с Земли была дана команда на включение газового двигателя для подъема орбиты. На этот маневр было потрачено почти все имевшееся на борту топливо (32 грамма газа бутана), а встреча так и не состоялась. Дальнейшие попытки встречи были уже невозможны. Минимально расстояние между спутниками SNAP-1 и Tsinghua-1 было 18 марта, оно составило около 2000 км.

Так что основная цель миссии осталась невыполненной, но работа систем ориентации, навигации и т.д. была признана успешной.


Из-за аварии ракеты Pegasus задерживается запуск спутника HESSI

2 июня во время испытаний экспериментального беспилотного реактивного самолета X-43A, который теоретически должен летать со скоростью в 10 раз превышающей скорость звука, произошла авария - ракета Pegasus взорвалась вскоре после отделения от самолета B-52, а вместе с ней был потерян и аппарат X-43A.

Из-за этой аварии NASA решило отложить очередной "неэкспериментальный" запуск аналогичной ракеты Pegasus XL с борта самолета L-1011, который должен был состояться 7 июня. Эта ракета должна вывести в космос спутник HESSI (High Energy Solar Spectroscopic Imager), который будет исследовать солнечные вспышки. Изначально запуск этого спутника должен был состояться в июле прошлого года. Однако во время наземных испытаний оборудования спутник был серьезно поврежден и потребовалось время на его ремонт. Затем решили переделать систему отделения спутника от ракеты, и старт был перенесен с весны на начало июня. Ну а сейчас старт пока отложен на 12 июня. Предполагается, что к этому времени инженеры разберутся с причиной случившейся аварии.

Ракета Pegasus, участвовавшая в испытаниях экспериментального самолета X-43, имеет ту же первую ступень, что и ракета Pegasus XL, предназначенная для запуска спутника HESSI. Эти модели ракет отличаются тепловой защитой, системой наведения и электронной начинкой. Кроме того, на Pegasus XL имеется две дополнительных ступени и защитный колпак для спутника. Самолет L-1011, на котором установлена ракета Pegasus XL со спутником HESSI, прибыл на мыс Канаверал примерно через 3 часа после аварии X-43A.


В среду командир 3-го постоянного экипажа МКС астронавт США Фрэнк Калбертсон, а также его члены - российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин завершают подготовку к полету

В среду в Центре подготовки космонавтов /ЦПК/ имени Юрия Гагарина в подмосковном Звездном городке командир 3-го постоянного экипажа Международной космической станции /МКС/ астронавт США Фрэнк Карбетсон, а также члены экипажа - российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин завершают подготовку к полету на станцию.

Как отметили корреспонденту РИА "Новости" в ЦПК, они сдают последний зачет по предстоящему полету, который должны совершить к МКС, чтобы сменить там предыдущую экспедицию.

"Межведомственная Государственная комиссия определит готовность нового экипажа к выполнению всех этапов полета на станцию и к проведению на ней запланированных работ, включая выход в открытый космос", - отметили в ЦПК.

"Затем 7 июня экипаж встретится в Звездном городке с журналистами, после чего отправится в США, так как их полет к станции бутет осуществлен на американском космическом корабле-шаттле "Дискавери", - сообщили специалисты российского космического Центра.

"Американский астронавт Фрэнк Карбетсон и российский космонавт Владимир Дежуров являются опытными специалистами пилотируемых космических полетов. Американец был представителем НАСА в России, когда реализовалась совместная с США программа полетов на российскую орбитальную станцию "Мир", а 39-летний полковник ВВС Владимир Дежуров в 1995 году совершил 115-суточный полет на этой станции с 3-мя выходами в открытый космос, - отметили в ЦПК. - А вот 41-летний инженер РКК "Энергия" Михаил Тюрин в космос летит впервые. Он прошел необходимую подготовку в отряде космонавтов в 1994 году.


Выход в открытый космос из МКС российского космонавта Юрия Усачева и американского астронавта Джеймса Восса назначен на 8 июня в 18.30 мск

Выход в открытый космос из Международной космической станции /МКС/ российского космонавта, командира 2-й постоянной экспедиции Юрия Усачева и члена этой экспедиции астронавта США Джеймса Восса назначен на 8 июня в 18.30 мск. Их действия в космосе будет страховать из корабля третий член экипажа - американская астронавтка Сьюзен Хелмс. Сам выход должен занять не более 40 минут.

Как сообщил во вторник РИА "Новости" заместитель руководителя полетом российского сегмента МКС Виктор Благов, этот выход "является чисто российским", он был запланирован и является штатным. Космонавты переставят стыковочный конус на новое место с тем, чтобы обеспечить более удобные условия для стыковки к российскому модулю МКС "Звезда" новых космических кораблей, отметил Благов. В частности, как ожидается, в сентябре текущего года к этому модулю будет доставлен российский шлюзовой отсек, который позволит "более мягко" осуществлять переход космонавтов из открытого космоса в модуль, и обратно - выходить из корабля в космос.

По словам Благова, американская сторона отказалась от ранее заявленной просьбы - включить в перечень работ в открытом космосе внешний осмотр канадской строительной "руки-манипулятора" и возможный ее ремонт, так как в последнюю неделю обнаружились неполадки в системе ее управления. "НАСА решило само разобраться с возможными причинами этих сбоев, и лишь после этого - прибегнуть к помощи космонавтов", - заключил он.


Сегодня рано утром в Звездном городке начался экзамен у космонавтов

Это своеобразный "выпускной" экзамен, по итогам которого государственная комиссия примет решение, допускать ли экипаж к полету на МКС или нет.

Их трое - 2 россиянина и американец. Они - члены третьего постоянного экипажа МКС. Их позывной - "Ураганы". Командиром экипажа согласно очередности назначен американский астронавт Фрэнк Карбетсон, ведь сейчас международной космической станцией командует наш космонавт Юрий Усачев.

"Ураганы" тренируются вместе не первый месяц. Карбетсон даже успел неплохо выучить русский язык.

ФРЭНК КАРБЕТСОН, командир МКС-3: "Мы работаем вместе очень хорошо. Мы работаем с Землей очень хорошо. Мы готовы".

ВЛАДИМИР ДЕЖУРОВ, бортинженер МКС-3: "Основная задача нашего полета - привести в действие русский стыковочный узел. Для этого потребуется 4 выхода в открытый космос".

Когда именно состоится этот полет, до сих пор неизвестно. Дело в том, что из-за неисправности на орбите 18-метрового канадского манипулятора, стоимостью, кстати, один миллиард долларов, дату старта решили перенести. Ведь без этой механической руки "Ураганы" не смогут установить шлюзовую камеру, которую привезут с собой на шаттле "Дискавери". Послезавтра Юрий Усачев и Джеймс Восс должны выйти в открытый космос, чтобы попытаться отремонтировать манипулятор.

Но на дату экзамена это никак не повлияло. Владимир Дежуров, Михаил Тюрин и Фрэнк Карбетсон вытянули сегодня билет номер 4. Задача - отстыковаться от МКС на корабле-спасателе "Союз" и приземлиться. В билете 5 нештатных ситуаций, в том числе разгерметизация.

Экзамен у космонавтов продолжается около 9 часов. Сдали они его или нет, станет известно только завтра утром, когда пройдет заседание государственной комиссии.



Нас считают