9 июня 2001 г.

Луна-парк должен быть на Луне!

Звездные мазеры

Слушая Европу

Техники, обслуживающие "шаттлы" собираются бастовать

Ракете Ariane помешал сильный ветер, сегодня вторая попытка

Выход в открытый космос не занял и 20 минут

Юрий Усачев и Джеймс Восс досрочно завершили работы в негерметичном пространстве переходного отсека МКС

Космические войска в ближайшие месяцы запусят семь ракет

Главной проблемой для обитателей МКС стал самый высокотехнологичный ее элемент огромный внешний манипулятор "Канадарм"

НАСА намерено направить орбитальный спутник к Меркурию

Китай впервые провел успешные испытания крылатой ракеты класса "воздух-земля"

Der Spiеgel (Германия): Вселенной правят деньги

"Космос-2378" вышел на расчетную орбиту

Сколько стоит слетать в космос? Прайс-лист ESA и NASA

Наша Вселенная все-таки моложе?

Луна-парк должен быть на Луне!

Японская строительная фирма "Томояма Лтд" собирается создать парк развлечений в одном из лунных кратеров, пишет газета Труд ссылаясь на публикацию в "Джапан таймс". Планируется создать целый комплекс сооружений и аттракционов. Например, туристам с Земли предложат полетать на планерах. Вероятно, это будет пользоваться успехом благодаря абсолютно безоблачному небу со сверкающими звездами, а также по причине слабого притяжения Луны.

По расчетам японских бизнесменов, комплекс сможет принимать не менее 15-17 тысяч туристов. Называется и срок реализации этого проекта - 2037 год.

Звездные мазеры

Столкновение галактик не проходит бесследно - из самого их "сердца" в окружающее пространство начинают излучаться сильные радиосигналы. Благодаря модернизации телескопа в Обсерватории Аресибо (имеющей, кстати непосредственное отношение к проекту SETI по поиску сигналов внеземных цивилизаций), ученым удалось уловить сигналы таких радио-маячков, в результате чего были открыты 50 необычных экстрагалактических объектов, мегамазерами на молекулах гидроксила (ОН).

На заседании Американского Астрономического Сообщества было заявлено, что открытие подобных OH-мегамазеров может стать ключом к пониманию физической составляющей образования галактик. В холодных межзвездных облаках, расположенных близко к центру галактик, происходит усиление радиоволн, астрономам этот эффект известен как усиление микроволн в результате вынужденного излучения (maser-мазер).

Подобно тому, как свет усиливается в лазере, так радио или микроволновое излучение усиливается в мазере. Впервые астрономические мазеры были открыты в 1965 году в нашей галактике и с тех пор ассоциировались с облаками молекулярного газа, окружающего звезды. В случае сталкивающихся галактик, мазеры могут быть в миллионы раз сильнее, чем обычно, что и дает им новое название - мегамазеры. Первый подобный объект был открыт в 1982 году.

Излучение OH-мегамазеров исходит из небольших облаков, насыщенных кислородом и водородом. Притягиваемые гравитационными полями, они вынуждены кружить вокруг центров галактик. По информации астрономов, столкновение двух галактик и слияние их ядер, привело к высокому сжатию газа, более быстрому образованию звезд, что создало благоприятную почву для действия мазера. Частота открытых в Аресибо мегамазеров составляет 1600 МГц. Их "свечение" позволяет наблюдать за процессами слияния галактик.

В настоящее время большой проблемой при изучении этих загадочных космических объектов может стать зашумленность радиоспектра. Дело в том, что ближайшие мегамазеры могут потребовать наблюдения на тех частотах, на которых работают приборы, сделанные руками человека.

Слушая Европу

Как сообщили представители Массачусетского технологического института на собрании Акустического Общества Америки, проходившем в Чикаго, для исследования ледяного покрова и океана спутника Юпитера Европы может быть применена техника подобная той, что используется в сонарах (звуковых локаторах).

Профессор МТИ Николас Макрис (Nicholas C. Makris) сказал, что размещенные в поверхностном слое льда небольшие сенсоры, помогут получить информацию о температуре и внутренней структуре спутника.

Современная техника может фиксировать малейшие движения льда и предоставить доказательства того, что крупные смещения льда случаются на Европе практически ежедневно. Также при помощи такого оборудования можно будет определить толщину ледяного покрова и глубину скрытого под ним океана. Несмотря на то, что такой эксперимент может быть проведен лишь через десять и более лет Макрис заявляет о необходимость начинать его разработку уже сейчас.

По современным представлениям Европа является единственным местом, кроме Земли, где существуют большие запасы воды. Гравитационные и магнитные данные собранные космическим аппаратом Galileo за пять лет нахождения в системе Юпитера, говорят в пользу существования океана из жидкой воды под тонким 10-100 километровым слоем льда. Объем этого океана превышает объем всех океанов Земли вместе взятых. Снимки спутника показывают множество разломов и гребней, которые формируются под воздействием приливных сил Юпитера. Рассчитывая получить свидетельства периодически происходящих разломов, ученые предполагают разместить на поверхности Европы сеть из микрофонов, для записи естественных акустических сигналов.

Знание механики льда позволяет предполагать, что звуки связанные с разломными процессами будут иметь частоту 0,1-100 Гц. Изучение подобных звуков поможет установить связь между активностью разломов и движение Европы по орбите. Также предполагается пользоваться для "просвечивания" спутника звуками возникающими при падениях на его поверхность метеоритных тел.

В настоящее время группа Макриса проводит с помощью похожей технологии исследования ледяного покрова Северного Ледовитого океана.

Техники, обслуживающие "шаттлы" собираются бастовать

Вчера в пятницу 8 июня было объявлено о том, что около 630 сотрудников компании United Space Alliance (USA), которая является основным подрядчиком NASA по обслуживанию "шаттлов" собираются в выходные устроить забастовку. Эта забастовка должна начаться этой ночью ровно в 0 часов по местному времени мыса Канаверал (8:00 мск). 630 человек - это около 10% всех сотрудников USA. Они готовят "шаттлы" к полетам и обслуживают их после приземления.

Правда, забастовка должна быть очень цивилизованной, так как, по заявлению USA, она не должна повлиять ни на безопасность "шаттлов", ни на сроки их запусков, так как вместо бастующих на их рабочие места выйдут другие сотрудники USA, которые, по заявлению компании, обладают достаточными квалификацией и опытом. Забастовку организует местное отделение Международной ассоциации рабочих машиностроительной и аэрокосмической промышленности (International Association of Machinists and Aerospace Workers). Причина забастовки - недовольство условиями контракта с работодателем (срок действия старого закончился 3 июня). Однако забастовщики подчеркивают, что они не выдвигают никаких чрезмерных требований и готовы к переговорам. Возможно, этими переговорами все и закончится, и первая забастовка техников, обслуживающих "шаттлы", так и не состоится.

Ракете Ariane помешал сильный ветер, сегодня вторая попытка

Вчера 8 июня на космодроме Куру во Французской Гвиане в 6:44 по Гринвичу (10:44 мск) должна была стартовать ракета Ariane 4 с телекоммуникационным спутником Intelsat. Однако обратный отсчет времени был остановлен буквально за несколько минут до запуска. Как было объявлено, запуск был отложен из-за сильного ветра в верхних слоях атмосферы, который дул как раз в сторону стартовой площадки. Если бы в таких условиях ракета потерпела аварию, то ее обломки упали бы не в море, а на населенные районы страны.

Вторая попытка запуска должна состояться сегодня в то же время.

Выход в открытый космос не занял и 20 минут

Вчера 8 июня на МКС командир экипажа Юрий Усачев и бортинженер Джеймс Восс провели выход в открытый космос. На них были надеты российские скафандры "Орлан". Усачев и Восс работали в негерметичном пространстве переходного отсека модуля "Звезда". Их задача была подготовить переходной отсек к монтажу российского стыковочного модуля, который будет доставлен на МКС в августе этого года. Для этого они сняли со стыковочного узла переходного отсека крышку диаметром около двух метров и установили вместо нее стыковочный конус весом около 68 кг. К внешнему фланцу этого конуса, диаметр которого составляет около метра, и будет присоединен стыковочный модуль. После того, как крышка была снята, в переходном отсеке образовался вакуум, поэтому все работы, выполненные в этих условиях, считаются работами в открытом космосе.

В соответствии с программой, все работы в открытом космосе (с момента открытия крышки) должны были быть выполнены за 40 минут, но Усачев и Восс управились гораздо быстрее - за 19 минут (с 18:21 до 18:40 по московскому времени).

Космонавт Юрий Усачев и астронавт Джеймс Восс досрочно завершили сегодня работу в негерметичном пространстве переходного отсека Международной космической станции (МКС). По плану на выполнение задания отводилось 40 минут, однако Усачев и Восс успешно справились за 20 минут.

Как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы российского Центра управления полетами Валерий Лындин, космонавты "сняли плоскую крышку-заглушку с нижнего стыковочного узла, а на ее место установили специальный стыковочный конус". Он нужен, чтобы в конце августа американский "шаттл" мог доставить к МКС российский стыковочный отсек.

Сегодняшняя операция не случайно приравнивается к реальному выходу за пределы станции. После того, как крышка-заглушка диаметром около двух метров была снята, в переходном отсеке образовался вакуум. Восс с Усачевым, работавшие в российских скафандрах "Орлан", через образовавшееся "окошко" могли не только наблюдать, но и частично "выплывать" в открытый космос. В переходном отсеке МКС имеется три стыковочных узла. Центральный узел занят сейчас функционально-грузовым блоком, поэтому свободными остаются два причальных порта. К верхнему позже будет пристыкована научно-энергетическая платформа, а к нижнему - присоединен российский стыковочный отсек.

Космические войска в ближайшие месяцы запусят семь ракет

Космические войска обновляют орбитальную группировку, в ближайшие месяцы планируется провести 7 пусков ракет-носителей, три из которых - в интересах Минобороны России. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил командующий Космическими войсками Анатолий Перминов, комментируя сегодняшний старт ракеты-носителя "Космос-3М".

По словам Перминова, "нынешний пуск ракеты по техническим причинам был отложен 27 апреля этого года из-за неисправностей некоторых систем управления рулевых двигателей второй ступени, которые были выявлены боевыми расчетами космодрома Плесецк в ходе предстартовых проверок "Космос-3М". После устранения специалистами НПО "Полет" из Омска возникшей неисправности ракета-носитель вновь прошла полный цикл предстартовых проверок и подготовки к пуску на космодроме.

По словам генерала, сегодняшний пуск стал 402-м стартом РН "Космос-3М" с северного космодрома России, начиная с мая 1967 г., когда она впервые стартовала с космическим аппаратом "Космос-158". Командующий положительно оценил работу боевых расчетов в ходе подготовки и проведения нынешнего пуска. "За прошедшие пять месяцев текущего года боевыми расчетами космодромов было успешно проведено 8 пусков ракет космического назначения, из них один пуск в интересах обороны", - добавил он.

Именно из-за манипулятора полет американского шатла "Атлантис" может быть заменен на полет другого шатла "Дискавери". Дело в том, что "Атлантис" должен был доставить на МКС шлюзовую камеру, которую предполагалось установить на торце американского научно-исследовательского модуля "Дестини". Однако, это не возможно сделать без исправного манипулятора. В этой ситуации американские специалисты находят более рациональным запустить на МКС "Дискавери", который доставит туда третью длительную экспедицию. Вероятно, именно она займется ремонтом многострадального манипулятора. Этот механизм является канадским вкладом в Международную Космическую станцию. При помощи этой механической руки, длина которой 18 метров предполагалось разгружать прибывающие к станции американские шатлы и монтировать новые узлы и модули станции. Однако, уже через некоторое время после установки, "Канадарм" дала сбой. На данный момент, специалисты из НАСА пытаются установить его причины. Пока что главными подозреваемыми являются программное обеспечение манипулятора и блок преобразования компьютерных команд, который находится снаружи станции, что затрудняет проверку его исправности не говоря уже о замене. Изначально старт на МКС третьей длительной экспедиции планировалось осуществить 12-14 июля нынешнего года, Однако, теперь дата старта может переместиться как минимум на месяц.

НАСА намерено направить орбитальный спутник к Меркурию

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/ приняло решение направить орбитальный спутник к Меркурию.

Как передает корреспондент РИА "Новости", космический аппарат "МЕССЕНДЖЕР", будет запущен в 2004 году. Начиная с апреля 2009 года в течение одного земного года он будет находиться на орбите Меркурия. Это второй космический аппарат в истории исследования космоса, который изучает самую близкую к Солнцу планету Солнечной системы.

В 1974-1975 годах американский спутник "Маринер-10" трижды пролетал вблизи Меркурия, но собрал информацию менее чем о половине планеты.

На "МЕССЕНДЖЕРе" будет установлено семь приборов для сбора научной информации, в том числе фотокамера, лазерный высотомер, магнетометр и несколько спектрометров - это позволит впервые получить наиболее четкие снимки Меркурия.

Спутник также соберет уникальную информацию о составе и структуре поверхности Меркурия, ее геологической истории, природе тонкой атмосферы планеты и ее активной магнитосфере. Для защиты "МЕССЕНДЖЕРа" и его оборудования от высоких температур планируется покрыть аппарат солнцезащитным слоем из керамического материала, используемого для оболочки "шаттлов".

Орбита спутника рассчитана таким образом, что над самыми горячими точками планеты /температура поверхности свыше 450 градусов/ "МЕССЕНДЖЕР" будет находиться короткий промежуток времени.

Стоимость проекта - 256 млн долларов без учета стоимости ракеты-носителя и обслуживания полета.

Китай впервые провел успешные испытания крылатой ракеты класса "воздух-земля"

Как сообщила в пятницу газета "Вашингтон тайме", это -первая подобная ракета, созданная в Китае. Она представляет собой аналог американской крылатой ракеты "Томагавк".

По данным анонимных источников в Пентагоне и разведслужбах США, новая китайская ракета способна нести 500-килограммовую ядерную или обычную боеголовку. Предполагается, что дальность ее полета составляет не менее 175 километров.

Der Spiеgel (Германия): Вселенной правят деньги

Коммерческое освоение космического пространства, старт которому дала Россия, и чему сначала так противились американцы, стало неожиданно вопросом номер один для стран-участниц проекта МКС. Это показала конференция, только что завершившая работу в Берлине. Она была полностью посвящена коммерциализации Вселенной. Партнеры боятся опоздать к разделу пирога, как ожидается очень жирного.

"Космос-2378" вышел на расчетную орбиту

Космический аппарат "Космос-2377", запущенный в пятницу вечером с космодрома "Плесецк", находится на расчетной орбите. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Центра управления полетами. С "Космосом-2378", запущенным в интересах Минобороны России, установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Ему присвоен номер международного каталога орбитальных объектов - 01023-1. Спутник выведен на орбиту с начальными параметрами: максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) - 1023 км.; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) - 981 км.; наклонение - 82,9 градуса; период обращения - 104,9 минуты. Управление космическим аппаратом оборонного ведомства осуществляется из Главного центра испытаний и управления космическими аппаратами и контроля космического пространства.

Сколько стоит слетать в космос? Прайс-лист ESA и NASA

Полет в космос, использование рабочего времени космонавтов, обеспечение в космосе энергией и передача информации, доставка на станцию продукции или проведение экспериментов стоят немалых денег. Ниже приводится стоимость некоторых космических услуг, приведенная по прайс-листу ESA и NASA:

МКС - прайс-лист на услуги

Доставка килограмма груза на станцию или со станции на Землю при наличии в отсеке атмосферного давления (22 000 $, или 50 000 DM)

Доставка килограмма груза на станцию или со станции на Землю в отсеке без атмосферного давления (26 500 $, или 61 000 DM)

Час работы на станции (15 000 $, или 34 500 DM)

Один квт/час электроэнергии (2000 $, или 4600 DM)

Связь продолжительность 1 минута (100 $, или 230 DM)

Комплексный пакет: выдвижной ящик на три месяца, четыре рабочих часа и 130 квт/час электроэнергии (1 050 000 евро, или 2 000 000 DM

Комплексный пакет (стеллаж в комплекте, 86 рабочих часов, 2800 квт/час электроэнергии и передача 2 терабит данных (20 800 000 $, или 49 000 000 DM)

Источник: NASA-ESA; по состоянию на июнь 2001 года.

Наша Вселенная все-таки моложе?

По результатам исследований варшавского астронома Анджея Удальского и его коллеги из Филадельфии Эдварда Гвинана, представленным на 198-й сессии Американского астрономического общества, общепринятые оценки продолжительности существования нашей Вселенной могут оказаться завышенными.

Как сообщила об этом "Радио "Свобода", на основании новых измерений ученые пришли к выводу, что дистанция от Солнца до Большого Магелланова облака на восемь процентов меньше, чем считалось до сих пор. А ведь это расстояние используется в качестве эталона для определения величины постоянной Хаббла, которая служит мерилом скорости расширения Вселенной. Если выводы астрономов подтвердятся, то возраст Вселенной придется сократить примерно на миллиард лет.