Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

18 июня 2001 г.

Содержание

Куда дуют ветры на Титане?

"Шаттлы" Atlantis и Discovery могут поменяться местами

Участник строительства МКС покидает отряд астронавтов

Исследовать ядра комет будет CONTOUR

Есть ли жизнь на Европе?

Российский ракетный ускоритель "Байкал" стал "звездой" салона в Ле-Бурже

Ученые нашли метеорит с планеты Марс

Вестник с Марса

Россияне летят на Марс

Российский разгонный блок вывел зарубежный спутник связи на высокую эллиптическую орбиту

Окрыленная ступень

Получены новые свидетельства в пользу возможного существования жизни на Марсе

Японские бизнесмены перехватили инициативу у Росавиакосмоса



Куда дуют ветры на Титане?

Астрономам удалось определить направление движения ветров на спутнике Сатурна - Титане. Эта информация была жизненно необходима для руководителей миссии космического аппарата Cassini, который должен будет достигнуть Сатурна в 2004. С ее помощью можно будет получить максимум данных от космического зонда.

Титан по своим размерам превышает Меркурий, а его насыщенная азотом атмосфера плотнее земной в полтора раза. Несмотря на это, у него есть своя "метеорология с дождями, испарениями и жидкостью на поверхности". Эта жидкость состоит, скорее всего, из этана, метана или аммиака, но его гидрологический цикл очень схож с земным.

В 2004 году, когда Кассини отправит к Титану зонд "Гюйгенс" (Huygens), ученые смогут заглянуть под толстую дымку, скрывающую поверхность массивного спутника. Зонд опустится на парашюте сквозь атмосферу и начнет передавать данные, как только достигнет поверхности.

Разработчикам миссии будут держать Cassini в пределах видимости для приема данных с зонда "Гюйгенс", именно для этого они и должны знать как атмосферные ветры изменят во время снижения курс спускаемого аппарата. Сеанс связи, предназначенный для передачи информации очень короток. Наибольшее возможное "окно" составляет три часа, поэтому в данном случае идет борьба за каждую секунду.

Предыдущие исследования, проводимые с использованием аппарата Voyager, позволили определить скорость ветра в верхних слоях атмосферы Титана, которая составляет от 75 до 180 метров в секунду, что сравнимо с земными процессами, но, тем не менее, не дает возможности делать вывод о направлении, в котором они дуют. Направление ветра не может быть вычислено в данном случае на основе математических моделей, так как известные методы не работают для медленно движущихся тел - Титану требуется 16 земных дней для полного обращения вокруг своей оси.

Ученые проводили наблюдение с помощью инфракрасного телескопа отраженного от спутника лазерного луча. Астрономы направили с Земли на восточные и западные окраины Титана пучок света, который, отразившись от атмосферы спутника Сатурна, донес до нас данные о направлении движения ветров, вычисленное на основе эффекта Допплера для движущегося газа. В результате оказалось, что ветры на Титане дуют в ту же сторону, в которую он вращается.

На этом эксперименты не закончатся, более точные данные будут получены вскоре с помощью более мощного восьмиметрового телескопа.


"Шаттлы" Atlantis и Discovery могут поменяться местами

В пятницу 15 июня второй экипаж МКС Юрий Усачев, Джим Восс и Сьюзен Хелмс отметили 100 дней своего пребывания на орбите (они начали работу на станции 19 марта). Стандартный срок пребывания долговременного экипажа на МКС - 4 месяца. Нынешний экипаж должны будут сменить Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин. Они прилетят на "шаттле" Discovery, запуск которого пока назначен на 5 августа. Но дата его старта будет зависеть еще и от срока запуска предыдущего "шаттла" Atlantis, запуск которого переносился уже трижды, и сейчас о нем известно только, что он состоится не раньше 12 июля.

Если же будет принято решение еще об одной отсрочке, то Atlantis рискует остаться на земле до сентября, и тогда Discovery полетит первым. Возможно, решение об этом NASA примет сегодня.


Участник строительства МКС покидает отряд астронавтов

В октябре 2000 г. Брайан Даффи (Brian Duffy) был командиром "шаттла" Discovery миссии STS-92, который летал на МКС для проведения строительных работ. Тогда его экипаж выполнил 4 выхода в открытый космос для монтажа фермы Z1 на модуле Unity и присоединения к нему третьего переходного отсека.

Всего же Брайан Даффи совершил 4 полета на "шаттлах": он был штурманом во время миссий STS-45 и STS-57, соответственно, в 1992 и 1993 годах и командиром миссий STS-72 в 1996 г. и STS-92. В общей сложности он провел в космосе 40 дней.

Теперь он уходит из отряда астронавтов, чтобы занять один из руководящих постов в компании Lockheed Martin, а в конце июня Даффи также уволится и ВВС США.


Исследовать ядра комет будет CONTOUR

1 июля 2002 г. должен состояться запуск нового исследовательского зонда, который называется CONTOUR (сокращение от Cornell University-led Comet Nucleus Tour - "путешествие к ядру кометы под руководством Корнелского университета"). Он отправится исследовать две, а, возможно, три и более комет нашей солнечной системы. CONTOUR должен стать первым аппаратом, который проведет исследования поверхности ядер комет и точно определит их состав с помощью инфракрасного спектрометра.

Первым кандидатом на исследования будет комета Encke. CONTOUR проведет съемку ее ядра с разрешением 100х200 м, что достаточно для распознавания крупных геологических структур и определения их состава. Предполагается, что в ноябре 2003 г. CONTOUR подлетит к этой комете на расстояние 100-160 км (более точно расстояние пока неизвестно, поскольку неизвестно достаточно точное положение ядра кометы).

Комета Encke была открыта 225 лет назад. Ее длина составляет около 8 км, а ее средний радиус - порядка 2,5 км. Она совершает полный виток вокруг Солнца за 3,2 года. Всего было документально зафиксировано 56 ее появлений (больше, чем у любой другой кометы). Последний раз она пролетала мимо Земли в прошлом году.

После кометы Encke зонд отправится к комете Schwassmann-Wachmann 3 и прибудет к ней в июне 2006 г. Возможно, что потом миссия будет продолжена, и CONTOUR полетит к комете d'Arrest. К ней он доберется в 2008 г.

Стоимость этого проекта оценивается в 155 млн дол.


Есть ли жизнь на Европе?

Может ли жизнь существовать там, где никогда не бывает Солнца? Если да, то живые организмы, возможно, есть в океане, который находится под многокилометровым слоем льда на Европе - одном из четырех самых крупных спутников Юпитера. В последнем номере журнала Science от 15 июня два астробиолога Кристофер Чиба (Christopher Chyba) и Кевин Хэнд (Kevin Hand), соответственно, из института SETI и Стэнфордского университета опубликовали статью, посвященную этой проблеме. Они выдвинули гипотезу, что для существования некоторых форм жизни нужна водная среда и какой-то источник энергии (необязательно солнечный свет).

На Земле вся жизнь на суше и на море связана с фотосинтезом, то есть с солнечным светом. Первый этап в цепи питания живых организмов - это преобразование солнечного света в химическую энергию с помощью хлорофилла. Но на Европе ситуация совсем другая. Известно, что поверхность этого спутника Юпитера покрыта многокилометровым слоем льда. Солнечный свет под эту толщу не проникает, и фотосинтеза здесь быть не может. Но, тем не менее, по мнению Чиба и Хэнда, существуют и другие способы обмена веществ в этой кромешной тьме.

Кроме воды для поддержания жизни, нужен еще и источник энергии, и им могут быть двигающиеся с высокой скоростью заряженные частицы, ускоряемые в магнитосфере Юпитера. Когда такая частица ударяется в лед, то в результате реакции из воды могут образовываться перекись водорода (H2O2) и молекулярный кислород O2. В земных океанах молекулярный кислород является важным агентом окислительных реакций. А на Европе этому кислороду еще нужно через толщу льда попасть в воду, чтобы доставить питание живым организмам, если они там есть. Как именно это происходит и происходит ли вообще, у авторов статьи нет определенного мнения. Они вполне допускают, что в подледном океане может быть и какой-то другой источник молекулярного кислорода. Например, радиоактивный распад изотопа калия 40K, который может присутствовать и во льду и в жидкой воде. Во время реакции радиоактивного распада может происходить расщепление молекул воды с образованием молекулярного кислорода. Однако при таком способе кислород! а получается меньше, чем при поверхностных ударах заряженных частиц. Но, возможно, и этого малого количества достаточно для поддержания жизни.

Что-то более определенное по этому поводу, может быть, удастся узнать в ходе экспедиции зонда Europa Orbiter, который прибудет к Европе через 10 лет.


Российский ракетный ускоритель "Байкал" стал "звездой" салона в Ле-Бурже

Российский многоразовый ускоритель 1-й ступени "Байкал", предназначенный для ракет-носителей семейства "Ангара", стал "звездой" салона в Ле-Бурже. Это отметили все западные информационные издания, освещающие работу открывшейся сегодня 44-й международной аэрокосмической выставки. По их мнению, представленный на салоне технологический макет "Байкала" наглядно демонстрирует новаторский подход России к разработке носителей многоразового использования.

Как сообщил ИТАР-ТАСС начальник по связям с общественностью Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева Сергей Жильцов, новый ускоритель кардинально решает проблему удешевления стоимости выведения полезной нагрузки в космос. На 1-й ступени "Ангары" могут в различных вариантах устанавливаться до 4 "Байкалов", что позволяет одним семейством ракет этого типа выводить на низкие, полярные и геосинхронные орбиты малые, средние и тяжелые спутники. При этом исключается загрязнение окружающей среды отработавшими ступенями ракет и остатками несгоревшего ракетного топлива. ГКНПЦ ведет разработку "Байкала" полностью на собственные средства. Первое летное испытание нового ускорителя с космодрома "Плесецк" запланировано на 2004 год.


Ученые нашли метеорит с планеты Марс

Группа швейцарских ученых обнаружила в пустыне Оман метерит весом 223 грамма. Экспертиза показала, что этот камень упал с планеты Марс, сообщает немецкая газета Rhein Zeitung.

На данный момент наука располагает приблизительно 20 тысячами метеоритов, из которых только 18 определены как обломки Марса. Все эти находки были обнаружены в Антарктиде.

По информации Rhein Zeitung, находка швейцарских исследователей обогатила мир на несколько тысяч долларов: один грамм метеорита с Марса стоит более 900 долларов. Для ученых, которые занимаются исследованием геологии Марса, это бесценная находка.


Вестник с Марса

Французские ученые провели детальный анализ различных форм водорода в составе марсианского метеорита, найденного в прошлом декабре в восточной Сахаре. Соотношение водорода и его изотопа дейтерия может дать представление о том, подвергался ли камень воздействию воды, и (если подвергался) каково ее происхождение. По словам директора Государственного института изучения Вселенной Филипа Жиле (Phillipe Gillet), исследуемый камень подвергался воздействию воды из глубин Марса.

Результаты исследования оспариваются некоторыми экспертами, которые утверждают, что на метеорит могли повлиять земные атмосферные явления. Однако если гипотеза подтвердится, она сможет внести существенный вклад в дискуссию о количестве воды на Марсе в далеком прошлом. Вопрос же о количестве воды напрямую связан с еще более оживленно обсуждаемой возможностью существования жизни на планете много миллионов лет назад.


Россияне летят на Марс

15 июня информационные агентства сообщили о том, что в России ведутся подготовительные работы к пилотируемому полету на Марс.

Как сообщил журналистам директор Института медико-биологических проблем РАН Анатолий Григорьев, в настоящее время рассматриваются два варианта полета: к Марсу запускается корабль с грузом и экипажем, или люди и оборудование отправляются разными аппаратами. В первом случае срок полета составит около 2 лет, поскольку корабль придется долго "раскручивать" на околоземной орбите, а во втором - около 1,5 лет. По мнению Анатолия Григорьева затраты на полет составят около $100 млрд.


Российский разгонный блок вывел зарубежный спутник связи на высокую эллиптическую орбиту

16 июня в 12.45 по московскому времени российский разгонный блок "ДМ-3" , после двух включений своих двигательных установок и семи часов полета со времени старта с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-К", успешно вывел зарубежный коммерческий спутник связи "Астра-2С" на высокую эллиптическую орбиту с апогеем в 35 836 км, перигеем - в 7700 км.

Как сообщили РИА-Новости в пресс-службе Космических войск России, вес спутника 3 тыс 680 кг. Он предназначен для прямого радио- и телевещания в коротковолновом диапазоне на страны Западно-Европейского региона (на Великобританию и Ирландию).

Это - пятый спутник серии "Астра", запуски которых производятся Россией с 1996 года в рамках реализации одноименной космической программы.


Окрыленная ступень

Около 90 российских предприятий участвуют в открывшемся вчера авиасалоне "Ле Бурже-2001". Правда, все вместе они привезли в знаменитый пригород французской столицы всего шесть пилотируемых летательных аппаратов. Зато Россия представила много ракет: в виде макетов и в натуральную величину.

Самой внушительной (в том числе и по размерам) ракетной новинкой из нашей страны стала на этот раз разгонная ступень "Байкал", разработанная Государственным космическим научно-техническим центром (ГКНТЦ) им. Хруничева. Устройство, которое пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов в беседе с газетой "Время новостей" назвал "окрыленной ступенью", обладает способностью самостоятельно возвращаться в точку запуска и мягко садиться после разгона ракеты. По словам Горбунова, за рубежом аналогов такой системы нет. Она позволяет решить целый букет экономических и экологических проблем, которые возникают из-за падения отработанных ступеней ракет.

Экспозиция ГКНТЦ Хруничева, где выставлен "Байкал", находится бок о бок со стендом ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр", специализирующейся на перевозках сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов. На прошлых салонах в Ле Бурже "Волга-Днепр" выставлял тяжелые самолеты Ан-124 "Руслан", на которых летает. В этот раз, как сообщил гендиректор "Волги-Днепра" Алексей Исайкин, от показа самолета фирма отказалась по экономическим соображениям. Компания пропагандирует себя через перевезенные грузы: тот же "Байкал" и другие изделия центра Хруничева.

Главный мировой конкурент "Волги-Днепра" - киевский Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова -- подошел к решению той же задачи со строго противоположной стороны. В лице своего структурного подразделения, компании Antonov Airlines, АНТК также активно занимается сверхтяжелыми грузами. Свои возможности в этом плане АНТК продемонстрировал, впервые после двадцатилетнего перерыва выставив гигантский самолет Ан-225 "Мрия". Коммерческая ниша "Мрии", по мнению замначальника отдела перспективных проектов АНТК Эдуарда Михаилова, -- это перевозка космических ракет и спутников к месту старта. Впрочем, он и заместитель коммерческого директора "Волги-Днепра" Владимир Кулаков единодушно заверили корреспондента газеты "Время новостей", что конкурентов в лице друг друга не боятся: работы на рынке хватит всем.

Во время этого разговора толпа авиаспециалистов и досужих парижан бесконечным потоком вливалась в брюхо выставленного неподалеку американского транспортного гиганта C-17. Эти машины строились по заказу военных и сейчас находятся в резерве ВВС США. На рынке в последний год циркулируют слухи, что некоторое количество С-17 будет передано для коммерческого использования. Если слухи сбудутся, то российско-украинской мировой монополии на сверхтяжелые грузы придет конец. Впрочем, западные и российские авиастроители не всегда конкурируют за одни и те же рынки. Случается, что они их вместе осваивают. Вчера в Ле Бурже гендиректор Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" Николай Никитин объявил, что продолжающаяся уже девятый год российско-французская программа создания тренировочного самолета МиГ-АТ приблизилась к счастливому завершению. Машина готова к сертификационным испытаниям. Единственный в мире из самолетов этого класса Миг-АТ оснащен цифровой системой управления. Ее, а также двигатели поставили французские партнеры. Партнеры намерены продавать совместный продукт прежде всего не в Россию и Францию, а в третьи страны. В этом смысле, отметил директор по экспорту компании Snecma Motors (изготовителя двигателя для МиГ-АТ) Террье Урт, удачно, что самолет - российско-западный, так как "можно рассчитывать и на традиционно российские, и на традиционно наши рынки". Месье Урт видит потребителей МиГ-АТ в Греции, Индии, а в более отдаленной перспективе - на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.


Получены новые свидетельства в пользу возможного существования жизни на Марсе

Как показывают последние снимки поверхности Марса, полученные с исследовательских зондов, похоже, что в недавнем геологическом прошлом на планете вблизи экватора существовал лед. По мнению ученых, данное открытие значительно увеличивает вероятность того, что на Марсе некогда существовала жизнь.

На снимках высокого разрешения с зонда Mars Global Surveyor видны образования, которые могли возникнуть на поверхности из-за наличия льда. Возможно, что лед и сейчас находится неглубоко под поверхностью Марса - на глубине порядка 10 м. Это тем более интересно, что именно экваториальные области Марса наиболее доступны для исследований. Летом дневные температуры здесь достаточно высоки. Поверностный лед мог присутствовать здесь менее 10 млн. лет назад. По мнению ученых, экзотические формы жизни могли существовать или существуют сейчас в залежах льда или жидкой воды в недрах Марса.


Японские бизнесмены перехватили инициативу у Росавиакосмоса

Космический туризм серьезно заинтересовал японских бизнесменов. Как передает газета Asahi, в июле 2001 года Японская ассоциация аэронавтики (The Japan Aeronautical Association) намерена создать исследовательскую группу по проблемам развития космического туризма.

В группу войдут более 40 представителей научных организаций, производителей аэрокосмической техники и крупнейших туристических компаний. Уже разработана концепция ракеты многоразового использования, способной совершать трехчасовые космические полеты с 45 туристами на борту. Такой полет обойдется туристу в 25 тысяч долларов.

Напомним, что первый космический турист, американец Деннис Тито (Dennis Tito), проведший в космосе неделю, заплатил Росавиакосмосу за свое путешествие 20 миллионов долларов. Именно этот полет навел японских бизнесменов на мысль, что организация туров в космос может быть делом весьма выгодным.

В Японии уже проведено изучения спроса на подобные услуги. Оказалось, что более 70 процентов опрошенных в возрасте до 50 лет хотят совершить космический полет. При этом 40 процентов готовы выложить за полет сумму, равную их полугодовому доходу. В целом, потенциальный рынок космического туризма в Японии был оценен в 1,2 триллиона иен (около 9 миллиардов долларов).



Нас считают