19 июня 2001 г.

С мыса Канаверал стартовала ракета Atlas

Ангола готовится к солнечному затмению

Тысячи наблюдателей солнечного затмения соберутся в Зимбабве и Замбии

На экваторе Марса под поверхностью был лед

Специалисты из Университета Аризоны, которые участвуют в программе работ орбитального зонда Mars Global Surveyor (MGS), считают, что им удалось найти доказательства совсем недавнего (по геологическим меркам) существования льда под поверхностью Марса - всего 10 миллионов лет назад. Такие выводы были сделаны после получения ряда фотографий поверхности этой планеты, сделанных камерой вышеупомянутого зонда MGS. На снимках видны кластеры, содержащие от нескольких десятков до нескольких сотен небольших конусов, которые еще называют псевдократерами, так как под ними нет вулканов. Эти конусы были обнаружены на очень большой территории в экваториальных районах.

Особенно удивительно то, что признаки существования этого льда были найдены вблизи экватора Марса, где лед находился на глубине не более 5 метров. Более того, специалисты Аризонского университета считают, что, скорее всего, лед там есть и сейчас, но немного глубже - около 10 метров под поверхностью.

Аналогичные по морфологии и размерам конусы есть и на Земле - например, в Исландии. Они образуются, когда поверхность лавы взаимодействует взрывным образом с грунтовыми водами. Марсианские конусы располагаются на поверхности лавы и обычно располагаются вблизи от "каналов", которые, как предполагаются, были проложены текущей водой.

Первое затмение тысячелетия

Асторономы и туристы начинают стекаться в Замбию. Еще бы, ведь именно отсюда в скором времени можно будет наблюдать первое в тысячелетиии солнечное затмение. Полиция страны усиливает "оборону", на случай возможных беспорядков и выходок со стороны туристов. Доходы от предстоящего мероприятия должны составить около 15 миллионов долларов, что наилучшим образом скажется на экономике развивающейся страны, какой по сути является Замбия.

Затмение можно будет наблюдать и в других африканских государствах: в Мозамбике, Намибии, Анголе и Мадагаскаре. Но по оценкам астрономов Замбия является самым лучшим местом наблюдений.

Кроме масс туристов наблюдать первое в тысячелетии солнечное затмение уже прибыли ученые из многих стран мира, в том числе и из России.

Затмение состоиться 21 июня.

НАСА: космическая Одиссея 2007

13 июня НАСА объявило о десяти наиболее многообещающих проектов исследования Марса, которые были выбраны этой организацией среди множества предложенных вариантов экспедиции к Красной планете в 2007 году. Отобранные команды разработчиков теперь получат финансирование на проведение шестимесячных исследований.

Среди наиболее интересных проектов стоит отметить создание роботов для сбора и возвращения на Землю образцов марсианской почвы, сети из небольших посадочных модулей, разработка вездеходов, предназначенных для определения реального возраста скал и почвы Красной планеты.

В ходе стремительных шестимесячных исследований, НАСА надеется получить ответ на то, какие же цели будет преследовать новая миссия исследования Марса. Каждый из претендентов получит до 150 тысяч долларов на проведение всестороннего анализа своего проекта.

Итак, выбранные концепции миссий таковы:

1. SCIM (Sample Collection for Investigation of Mars - Сбор Образцов для Исследования Марса): профессор Лорье Лешин (Laurie Leshin), Аризонский университет. Эта миссия ставит своей целью сбор атмосферной пыли и газа с помощью аэрогеля с последующей доставкой на Землю по "траектории свободного возвращения".

2. КиттиХок(KittyHawk): профессор Венди Кельвин (Wendy Calvin), Университет Невада-Рено. Миссия, предусматривает использование трех планеров для изучения состава и стратиграфии (последовательности формирования горных пород) стен долины Valles Marineris в местах, недоступных для спутников и наземных аппаратов.

3. Юрэй(Urey): Доктор Джеф Плесция (Jeff Plescia), Геологическая служба США. Наземный вездеход, позволяющий определить абсолютный возраст геологических материалов на любой планете.

4. MACO (Mars Atmospheric Constellation Observatory - Марсианская Атмосферная Звездная Обсерватория): профессор Роберт Курсински (Robert Kursinski), Университет Аризоны. Сеть микроспутников, предназначенных для создания трехмерной карты атмосферы планеты, что позволит, в дальнейшем, по-новому взглянуть на местную климатологию.

5. Артемида(Artemis): профессор Девид Пейге (David Paige), Университет Калифорнии. Три микровездехода будут изучать поверхность красной планеты, ее климат и органические материалы (если таковые будут обнаружены). Причем два аппарата их трех предназначены специально для исследования полярных регионов.

6. MEO (Mars Environmental Observer - Исследователь Окружающей Среды Марса): доктор Янсен, Лаборатория Реактивного Движения НАСА. Этот научный спутник будет изучать роль воды, пыли, льда и других материалов в атмосфере планеты, для того чтобы можно было определить основные этапы гидрологического цикла.

7. Паскаль (Pascal): доктор Роб Хеберл, Исследовательский Центр Эймса (НАСА). Сеть из 24 метеорологических станций на поверхности Марса обеспечит более двух лет непрерывного мониторинга влажности, температуры, давления и других параметров.

8. Mars Scout Radar - Марсианский Разведовательный Радар: доктор Брюс Кемпбелл (Bruce Campbell) Национальный Музей Космонавтики и Аэронавтики Смитсоновского Института. Данный спутник при помощи радара с синтезированной апертурой позволит создать геоморфологическую карту поверхности и подповерхностного слоя глубиной до трех метров, для поиска скрытых каналов воды и подобных исследований.

9. The Naiades - Наяды: доктор Боб Гримм (Bob Grimm), Блекхок ГеоСервисес. Четыре посадочных модуля будут искать жидкую воду в нижнем горизонте почвы с помощью низкочастотного звука.

10. CryoScout - "Крио-Разведчик": доктор Френк Керси (Frank Carsey), Лаборатория Реактивного Движения НАСА. В ходе этой миссии планируется, расплавляя лед марсианских ледяных шапок, достигнуть глубин от 10 до 100 метров, исследуя, по ходу движения, состав воды и входящих в нее органических компонентов (если таковые будут найдены).

Китайский спутник полетит на американской ракете

Первая ракета модели Taurus XL (это самая мощная ракета из семейства Taurus) должна стартовать в 2003 г. с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Ракета должна вывести на орбиту спутник ROCSAT-2, принадлежащий Национальному космическому управлению Китая. Спутник будет наблюдать за территорией материкового Китая и Тайванем и окружающими их морями. Он предназначается для мониторинга природных ресурсов в интересах сельского и лесного хозяйства, для прогнозирования природных катастроф, для участия в наблюдениях за лесными пожарами, а также в научных исследованиях. В частности на спутнике будет установлено оборудование для исследования электромагнитного взаимодействия между грозовыми облаками и верхними слоями атмосферы. В рамках этих работ планируется снять и разряды молний.

Предыдущий спутник этой серии - ROCSAT-1 - был запущен в 1999 г. конкурентом Taurus ракетой Athena производства Lockheed Martin (Taurus выпускает компания Orbital Sciences). Lockheed Martin и на этот раз собиралась получить контракт на запуск, но китайцы выбрали Taurus.

Марс на ночном небе становится все ярче и краснее

Сейчас Марс и Земля, приближаются к точке своего противостояния. 21 июня Марс, Земля и Солнце расположатся вдоль одной прямой, и Марс окажется на расстоянии 67,3 млн км от Земли. Это будет минимальное расстояние за последние 13 лет. И хотя после указанной даты Марс и Земля снова начнут расходиться, все лето напролет и вплоть до октября Марс будет выглядеть на ночном небе ярче, чем обычно. Особенно благоприятные условия для наблюдения у жителей южного полушария, так как там Марс будет высоко стоять на небе, а в северном полушарии он будет низко над горизонтом.

Очередное противостояние Марса и Земли состоится в августе 2003 г., и тогда эти две планеты будут располагаться на еще меньшем расстоянии - 55,7 млн км - и это будет минимум за последние 5 тысяч лет.

С мыса Канаверал стартовала ракета Atlas

Сегодня 19 июня с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Atlas 2AS с разгонным блоком Centaur. Это произошло в 0:41 по местному времени или 8:41 по московскому. Ракета вывела на околоземную орбиту первый спутник связи новой системы мобильной спутниковой связи, принадлежащей компании ICO Global Communications. Всего в этой системе будут работать 12 спутников - 10 активно работающих и 2 запасных. Они будут находиться на орбитах высотой около 10,4 тыс. км. Эксплуатация всей системы начнется в 2003 г.

Спутник был построен компанией Boeing, его создание и запуск на орбиту обошелся ICO в 225 млн дол. Он сможет обслуживать одновременно до 4500 телефонных звонков.

Ангола готовится к солнечному затмению

Полное солнечное затмение будет наблюдаться 21 июня практически на всей территории Анголы. Как сообщает Би-би-си, власти этой африканской страны серьезно готовятся к этому событию. В официальном обращении говорится о важности "терпимости, гармонии и национального воссоединения" при наблюдении природного феномена. Населению раздают очки с затемненными линзами и разъясняют опасность невооруженного наблюдения за светилом.

Тысячи наблюдателей солнечного затмения соберутся в Зимбабве и Замбии

Первое полное затмение солнца в этом тысячелетии ожидается в четверг в районе Африки и Южной Атлантики. Тысячи ученых и туристов собираются в этом регионе, чтобы иметь возможность наблюдать за уникальным явлением, сообщает CNN. Последний раз солнечное затмение было зафиксировано в 1999 году, но тогда Европа вынуждена была смириться с пасмурной погодой, из-за которой природный катаклизм был во многих странах практически незаметен.

Луна перекроет солнце по всему диаметру. Юпитер, Меркурий и Венера появятся на небосводе. При благоприятных условиях можно будет также наблюдать Сириус, Кастор, Поллукс и другие звезды. Тень от луны появится на востоке Уругвая, упадет на Атлантику, пройдет через центральную Африку и Мадагаскар, а затем исчезнет в районе индийского окенана - этот пробег займет всего три часа.

Большинство наблюдателей собираются в городах Замбии, так как это государство выгодно отличается от других стран Африки определенной политической стабильностью. В отелях, расположенных вблизи "смотровых площадок", за несколько месяцев забронированы все номера. Такими центрами являются столица Замбии Лусака и национальный парк Кафуе.

Среди множества учатников события в Африку едет Джей Пасахов (Jay Pasachoff), ведущий американский специалист по солнечным затмением. Он намеревается в 32 раз в жизни стать свидетелем этого явления и подвергнуть изучению внешние слои солнечной атмосферы, которые могут быть зафиксированы приборами только в те моменты, когда луна полностью перекрывает солнце.

Затмение вызывает интерес не только у специалистов в области астрономии, но и у зоологов, которые также потянулись в Африку, чтобы стать свидетелями того, как на смещение дня и ночи реагируют животные.

Тем, кто будет наблюдать затмение, полезно помнить о том, что ни в коем случае нельзя смотреть в этот момент на небо невооруженным глазом - слишком велик риск поражения сетчатки глаза. Специалисты советуют разориться на солнцезащитные очки. 11 августа 1999 года три гражданина Польши получили столь серьезные ожоги, что были на долгое время полностью лишены зрения.