22 июня 2001 г.

К Марсу за две недели

Полное солнечное затмение в Центральной Африке

Завершилось первое в новом тысячелетии полное солнечное затмение

Atlantis выкатили на стартовую площадку со второй попытки

Американский военный метеоспутник наконец-то отремонтировали, но когда он полетит, еще большой вопрос

Россия покупает компьютеры для своих спутников

Кино через космос

Как сообщает "Би-би-си", американская авиакосмическая компания Boeing планирует уже с 2002 года осуществлять трансляцию фильмов в кинотеатры через спутники. С помощью систем спутниковых коммуникаций можно радикальным образом сократить расходы на доставку бобин и дублировании пленки.

По предварительным расчетам, это позволит экономить 1 миллиард долларов только в Соединенных Штатах.

Все что осталось от звезды

Остатки сверхновых - это облака газа, выброшенного в пространство в последние мгновения жизни звезды. Большая часть излучения от сверхновых имеет тепловую природу и вызвано взаимодействием ударной волны, порожденной взрывом, с межзвездной средой. Однако, вблизи от центра взрыва можно обнаружить излучение другой природы, связанное с невидимым объектом. У некоторых редких остатков сверхновых почти полностью отсутствует тепловая составляющая излучения и все оно исходит от центрального объекта, обычно пульсара и окружающей его туманности.

Пульсары, вращающиеся нейтронные звезды, очень трудно обнаружить из-за их малых размеров и пелены теплового излучения их окружающего. Одним из путей заглянуть за эту пелену является наблюдение высокоэнергетического излучения, например, рентгеновского, которое они испускают. Изучение пульсаров и самих остатков сверхновых важно потому, что оно приносит информацию о том, каким образом произошел взрыв.

Долгое время считалось, что излучение туманности IC 443, являющейся остатком сверхновой и расположенным в 5000 световых лет в направлении противоположном центру Галактики, имеет исключительно тепловое происхождение. Но в 1997 году японский спутник ASCA и немецкий ROSAT открыли рентгеновское излучение, исходящее от IC 443 и имеющее явно не тепловое происхождение. Это был первый намек на существование пульсара. Очень скоро другой рентгеновский спутник, BeppoSAX, обнаружил компактные источники в туманности, а наблюдения проведенные на радиотелескопах VLA показали наличие радиоволн исходящих из той же области. Наконец, в 1999 году гамма-обсерватория им. Комптона нашла в IC 443 источник гамма-лучей имеющий характеристики нейтронной звезды.

Осенью прошлого года были проведены наблюдения IC 443 европейской рентгеновской обсерваторией XMM-Newton и обсерваторией "Чандра", принадлежащей НАСА. Данные полученные "Чандрой" позволили трем студентам и их преподавателю сделать вывод о существовании в туманности молодой быстро вращающейся нейтронной звезды, что было подтверждено данными радионаблюдений.

Европейская группа пошла дальше и не только получила детальные данные о туманности окружающей пульсар, но и идентифицировала ее как пульсар 3EG J0617+2238, уже наблюдавшийся гамма-обсерваторией им. Комптона в 1999.

"Благодаря большему времени экспозиции (24000 секунд) и большей площади снимка нам удалось получить спектр, который позволил взглянуть на близкие окрестности пульсара," - объясняет Фабрицио Боччино (Fabrizio Bocchino), один из исследователей. Результаты исследований позволили также измерить физические характеристики пульсара. Эллиптическая форма излучающей области свидетельствует о том, что он движется, удаляясь от центра останков сверхновой.

"Новые данные о IC 443 могут помочь нам понять, почему так мало остатков сверхновых связаны с пульсарами. На сегодня известно около 250 таких остатков и только 15 из них содержат пульсары, удивительно малая доля," - продолжает Боччино, комментируя результаты работы, проведенной совместно с российским исследователем А.Быковым из Института им. А.Иоффе.

К Марсу за две недели

Исследователи из университета Бен-Гурион (Ben-Gurion University) заявляют, что предлагаемое ими новое ядерное топливо может свести время полета от Земли к Марсу до двух недель. (Для современных космических кораблей на химическом топливе этот срок составляет от восьми до десяти месяцев.)

Ученые продемонстрировали, как в довольно редком ядерном материале америции-242m (Am-242m) можно поддерживать продолжительное цепную реакцию деления ядра, при этом Am-242 выполнен в виде тончайшей пленки, толщиной менее одной тысячной миллиметра.

В результате, высокоэнергетичные и высокотемпературные продукты распада можно использовать в качестве топлива для космического реактивного двигателя. Получение аналогичного эффекта невозможно в случае более известных компонентов: урана-235 и плутония-239, для них требуется использовать стержни большого размера, которые в свою очередь поглощают продукты распада.

Критическая масса америция в 100 раз меньше, чем у урана или плутония. Поэтому ученые определили, что реакция расщепления, в случае использования такого материала, может происходить даже в тонких пленках, а конечные продукты расщепления будут обладать при этом большой энергией.

Получаемые в результате реакции продукты распада могут быть использованы для нагревания газа реактивных двигателей или выработки электричества с помощью генераторов.

Основной проблемой пока остается получение Am-242m в достаточных количествах. Предстоит так же разработать дозаправляемые реакторы и изучить вопросы безопасности управляемых космических полетов, использующих эту технологию.

Тем не менее, ученые полны оптимизма, они считают что америций-242m является единственным материалом, чьи продукты расщепления можно использовать для создания высокоскоростных реактивных двигателей.

Полное солнечное затмение в Центральной Африке

Вчера 21 июня в Центральной Африке местные жители, астрономы и многочисленные туристы наблюдали первое в этом тысячелетии полное солнечное затмение. Длилось оно в каждом конкретном месте около трех минут. Так как солнечное затмение было полным, то в течение этого времени среди бела дня было темно, и на небе были видны некоторые яркие звезды (Сириус, Бетельгейзе, Капелла) и планеты Юпитер, Меркурий и Венера.

Полное затмение началось на восточном побережье Уругвая, то есть в Южной Америке, а затем оно стало перемещаться через южную часть Атлантического океана со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. Наблюдалось оно и на острове Святой Елены, где провел свои последние годы император Наполеон. Далее тень пересекла центральную Африку, остров Мадагаскар и исчезла на рассвете над Индийским океаном. Весь путь солнечная тень проделала за три часа с небольшим.

Завершилось первое в новом тысячелетии полное солнечное затмение

За три часа тень от луны прошла по южному полушарию планеты. Лучше всего затмение наблюдалось на юге африканского континента.

Это астрономическое событие, само по себе не такое уж и редкое, всегда привлекает к себе внимание целой армии ученых и туристов. Намазавшись солнцезащитным кремом и надвинув на глаза очки от Уганды до Мадагаскара все наблюдали, как луна на пять минут полностью заблокировала солнечный диск.

В этом году затмение совпадает с пиком солнечной активности, который происходит раз в 11 лет. В этот момент солнце выделяет в космос больше газа и заряженных частиц, чем обычно. И ореол вокруг небесного светила выглядит иначе. Вооружившись грудами сверхсовременной аппаратуры, астрономы попытались разрешить загадки Солнца и мироздания. Одни хотели понять, почему все-таки солнечная атмосфера намного горячее, чем солнечная поверхность, другие стараются подтвердить или опровергнуть Общую теорию относительности Эйнштейна.

Зачем на солнечное затмение съезжаются туристы, известно только им самим, но их присутствие волнует власти африканских стран куда больше, чем визиты с научной целью - туристы принесут в казну деньги. Только в Зимбабве привалило около 12 тыс. человек. Власти страны организовали "Комитет солнечного затмения" и попросили местных жителей проявлять гостеприимство к прибывшим белокожим. Африка уже давно не пользуется репутацией спокойного края, поэтому полиция в любой момент была готова устроить под черным солнцем бои.

В Анголе 21 июня объявлен нерабочим днем. По местным традициям, во время солнечного затмения необходимо молиться, чтобы не потревожить злых духов. Власти больше всего беспокоились о том, чтобы население страны не ослепло. 6 миллионов пар солнцезащитных очков для бесплатной раздачи наиболее нуждающимся слоям населения. Однако, на рынках Анголы появились "гуманитарные очки" по цене два доллара за пару.

Качественным обслуживанием прибывших на время затмения туристов власти Замбии и Мозамбика понадеялись значительно улучшить имидж своих стран в глазах иностранцев. Однако их намерение сорвали местные профсоюзы. Накануне затмения 150 тыс. служащих отелей и ресторанов решили использовать редкое природное явление, чтобы заявить о своих правах и объявили забастовку и организовали демонстрацию. Последней не получилось. Во время 5-минутного природного парадокса все наблюдали только за тем, как Земля среди бела дня погружается в темноту. Россияне смогут наблюдать следующее полное солнечное затмение в 2008 году.

Atlantis выкатили на стартовую площадку со второй попытки

Вчера 21 июня "шаттл" Atlantis совершил путешествие от корпуса вертикальной сборки до стартовой площадки 39B. Путь длиной в 6,7 км транспортная платформа с "шаттлом" преодолела за 8 часов.

Вообще-то эту операцию планировалось провести еще в среду 20 июня. Однако вскоре после того как Atlantis высунулся из сборочного корпуса, в 24 километрах от него была зафиксирована гроза, и "шаттл" вернули обратно. По правилам NASA во время выката "шаттла" на стартовую площадку молнии должны сверкать не ближе чем на расстоянии 32 км.

Теперь Atlantis будет готовиться к запуску непосредственно на стартовой площадке. Он должен отправиться на МКС для монтажа шлюзового отсека, который будет использоваться экипажами станции для выходов в открытый космос. Старт назначен на 12 июля. Такое решение было принято после того, как стало ясно, что проблемы с роботом-манипулятором, не повлияют на монтажные работы. Как сообщается, неполадки с роботом объясняются сбоями в работе одного из чипов, и проявляются они только когда робот работает на резервном источнике питания с запасной системой управления, а при работе на "основном" оборудовании все нормально. Тем не менее специалисты NASA сейчас работают над программной заплатой, которая позволит "обойти" сбойный чип, и тогда эти проблемы в будущем уже не возникнут.

Американскому военному метеоспутнику DMSP F16 не повезло с самого начала. Его должны были запустить еще 15 января этого года, но при подготовке к запуску персоналом была повреждена защитная бленда оптического оборудования. Старт был перенесен на 20 января. Были проведены 2 попытки запуска, но по разным техническим причинам обратный отсчет времени останавливался. Планировалось провести и третью попытку, но сначала была обнаружена утечка топлива из ракеты Titan 2, а потом - неполадки в работе самого спутника, в частности, в системах ориентации и электропитания. Тогда было объявлено, что запуск откладывается на два месяца для замены ракеты-носителя. Спутник сняли с ракеты и вернули в сборочный корпус на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии.

Но заменой ракеты дело не обошлось, все оказалось серьезнее - ремонт самого спутника потребовал довольно много времени. При исследовании спутника выяснилось, что один из кабелей системы питания был поврежден во время сборки по небрежности техников. И именно из-за этого поврежденного кабеля происходили сбои в передаче синхронизирующего сигнала для гироскопа системы ориентации. В общем, весь ремонт и последующая проверка оборудования обошлись ВВС США в 7,5 млн дол.

Сейчас названа новая дата старта с космодрома Ванденберг - 4 августа. Но, вполне возможно, что спутник останется на земле до ноября. Это объясняется тем, что в это время на соседней стартовой площадке будут готовить к запуску ракету Titan 4 с секретным разведывательным спутником NRO. Этот спутник более важен для Пентагона. Его присутствие на соседней близко расположенной стартовой площадке во время запуска DMSP F16 крайне нежелательно, так как из-за возможных вибраций может выйти из строя его оборудование, а если на соседней площадке вообще произойдет авария, то последствия вообще будут катастрофическими. Запуск разведывательного спутника назначен на 25 сентября. Так что пусть военному, но метеорологическому спутнику, скорее всего, придется подождать до ноября.

Россия покупает компьютеры для своих спутников

21 июня появилась информация о том, что Россия заявила о намерении приобрести три бортовых компьютера для спутников связи у европейского производителя космической техники компании Astrium. Об этом стало известно на проходящем в пригороде Парижа Ле Бурже международном авиасалоне.

Стоимость сделки составляет 7,5 млн евро. Как сообщило руководство компании, это первый коммерческий проект Astrium с российской стороной.