28 июня 2001 г.

Galileo выглядывает из-за Солнца

Космический туризм может изрядно пополнить бюджет NASA

К полету готовится пилотируемая любительская ракета

Сделай сам

Человечки - это просто амебы недоразвитые...

В динозавров попал "шальной" астероид?

Проект российского многоразового корабля "Буран" может возродиться

Два космических телескопа отправятся по своим орбитам на одной ракете

На недавнем авиасалоне в Ле-Бурже Европейское космическое агентство объявило о своем крупнейшем астрономическом проекте - создание двух больших космических телескопов, которые получили имена Гершеля (Herschel) и Планка (Planck). Напомним, что Уильям Гершель (1738-1822) - это английский астроном, который построил первую модель Галактики, установил движение Солнца в пространстве, открыл Уран и два его спутника, а также два спутника Сатурна; а Макс Планк (1858-1947) - это немецкий физик, один из основоположников квантовой теории.

Телескоп Herschel будет самым крупным космическим телескопом из построенных до сих пор. Диаметр его основного зеркала составит 3,5 м. Он будет работать в инфракрасном и субмиллиметровом диапазоне длин волн и заниматься исследованием процессов формирования звезд и галактик в молодой Вселенной.

Телескоп Planck будет исследовать процессы рождения Вселенной, а точнее, он будет анализировать космическое микроволновое фоновое излучение. Это первый европейский проект такого рода и это будет самый чувствительный телескоп, из выполняющих подобные задачи.

Контракт на постройку этих телескопов оценивается в 369 млн евро. Основным подрядчиком будет французская компания Alcatel Space. Космических телескопов будет два, они будут работать на разных орбитах и выполнять совершенно разные задачи, но проект этот назван общим именем Herschel/Planck. Объединить эти две миссии было решено из экономии, и из этих же соображений два этих телескопа будут выведены в космос одной ракетой Ariane 5. Запуск должен состояться в начале 2007 года на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Galileo выглядывает из-за Солнца

Целых три недели Юпитер нельзя было наблюдать с Земли - его загораживало Солнце. Вместе с Юпитером был скрыт от наземного ЦУПа и зонд Galileo, который вращается по орбите вокруг этой планеты. В течение этого периода радиосигнал, посланный с Galileo, должен был бы проходить через турбулентную атмосферу Солнца. Взаимодействие с солнечной плазмой искажало бы этот сигнал до неузнаваемости. Поэтому в это время передача информации с Galileo на Землю была прекращена по причине бесперспективности этого занятия.

Но сейчас период "ослепления Солнцем" закончился, и угол между Galileo и Солнцем при наблюдении с Земли уже превысил 7 градусов. Это означает, что уровень шума снизился до приемлемых значений, единицы и нули телеметрической информации успешно принимаются наземными антеннами и начата перекачка ранее записанных данных. На Galileo сейчас работает спектрометр крайнего ультрафиолетового диапазона, который продолжает двухмесячные исследования межпланетной материи.

Космический туризм может изрядно пополнить бюджет NASA

Бывший астронавт NASA Баз Олдрин (Buzz Aldrin) - человек, который вторым ступил на поверхность Луны в 1969 году - считает, что NASA может сэкономить миллиарды долларов, продавая космическим туристам незанятые места на "шаттлах", отправляющихся полет. А такие свободные места бывают и довольно часто. Например, в экипаже "шаттла" Atlantis, который должен 12 июля отправиться на МКС, будет только 5 астронавтов, то есть как минимум 2 места останутся незанятыми (вместимость "шаттла" составляет 7 или 8 человек). За все время полетов "шаттлов" в них остались свободными в общей сложности более сотни кресел. Если бы каждый космический турист, занявший пустующее место, заплатил 20 млн дол., то американская космическая программа получила бы 2 млрд дол. Об этом Олдрин заявил на слушаниях в комитете Конгресса США по науке.

Бюджет у NASA хоть и немалый - порядка 13,5 млрд дол. в год, но и этих денег вечно не хватает, и из-за этого вычеркиваются из планов перспективные научные миссии (самый яркий последний пример - перенос на неопределенное время экспедиции исследовательского зонда к Плутону). Может быть, космические туристы смогут поправить эту ситуацию?

К полету готовится пилотируемая любительская ракета

Некий Стив Беннет (Steve Bennett), 37 лет от роду, из городка Дакинфилд (графство Манчестер, Великобритания), раньше занимался производством зубной пасты, а теперь он занят делом всей своей жизни. Недавно он закончил строительство своей четырнадцатой по счету ракеты, которая получила название Nova (первую ракету он построил в 13 лет). Ее высота 10 м, и в ней есть место для одного человека. Через несколько месяцев Беннет собирается запустить эту ракету, но, конечно же, не на околоземную орбиту. Достаточно будет и суборбитального полета - ракета должна описать параболу и приземлиться на парашюте. О точном месте и времени запуска этой ракеты Беннет пока хранит молчание. Если этот полет действительно состоится, то это будет полет первого частного пилотируемого космического корабля.

Беннет надеется, что ракета Nova станет для него очередным этапом в завоевании известного приза X prize в 10 млн дол. Этот приз получит та команда, которая без государственной поддержки первой запустит корабль с тремя человеками на борту на высоту 100 км и безопасно доставит их на землю. Причем сделать это нужно дважды в течение двух недель. Сейчас над аппаратами, способными сделать это, работают 17 групп конструкторов-энтузиастов, среди которых есть и бывшие астронавты и бывшие сотрудники космического агентства NASA.

Беннет сейчас занимается проектированием своей следующей ракеты Thunderbird, высота которой 16,7 м. В ней предусмотрена капсула диаметром 2,1 м, где должны разместиться три человека. Эта ракета и будет претендовать на X prize. Ее запуск запланирован на 2003 год.

Сделай сам

Расположенное в подмосковном Реутове НПО машиностроения (НПОмаш) заключило 22 июня с межправительственной организацией "Интерспутник" контракт на изготовление и запуск двух малогабаритных спутников связи. Об этом сообщил вчера на встрече с группой журналистов генеральный конструктор НПО Герберт Ефремов. Контракт примечателен тем, что все этапы проекта будут реализованы силами одного подрядчика. В космическом бизнесе более распространена схема, когда спутник изготовляет одна фирма, а запускает его другая. В данном случае речь идет о выводе на геостационарную орбиту спутника "Руслан-ММ", разработанного в НПОмаш. В космос он отправится на ракете "Стрела", представляющей собой конверсионную разработку НПОмаш на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-18. Контракт предусматривает, что оба запуска будут произведены с космодрома Свободный (Амурская обл.) в течение ближайших 30 месяцев.

Сотрудники московского офиса международной организации "Интерспутник" отказались подтвердить эту информацию. Организация является наследницей одноименного объединения связистов бывшего социалистического лагеря. Сейчас она занимается коммерческой деятельностью в области спутниковой связи. Ссылаясь на деликатный характер этого международного бизнеса, сотрудники "Интерспутника" отказались контактировать с корреспондентом газеты без разрешения своего отсутствовавшего на тот момент гендиректора (а ранее - министра связи СССР) Геннадия Кудрявцева.

НПОмаш не разглашает стоимость контракта, однако по сведениям, опубликованным в открытой печати, один запуск "Стрелы" оценивается в 10 млн долл.

Человечки - это просто амебы недоразвитые...

Разумная жизнь где-то во Вселенной, является на миллиарды лет более "продвинутой", нежели на Земле, пишет MIGnews.com ссылаясь на публикации научного журнала Icarus. Так, по мнению доктора Чарльза Лайнвивера из австралийского университета Саус Уэлс, три четверти планет, подобных Земле, предположительно на 1,8 млрд. лет "старше" Земли. И причина, по которой земляне тщетно пытаются установить контакт в внешними цивилизациями, заключается в том, что жители Земли могут оказаться настолько "недоразвитыми" с точки зрения эволюционных процессов, насколько человек отличается от амебы.

По мнению ученых за пределами Солнечной системы существует примерно 50 крупных планет, которые, в случае "прямого контакта", неминуемо уничтожат земную цивилизацию...

В динозавров попал "шальной" астероид?

Причиной гибели динозавров 65 миллионов лет назад, возможно, были силы космического хаоса. Как сообщает BBC, такую новую гипотезу выдвинули астробиологи из университета Лос-Анджелеса. Ученые просчитали траектории планет Солнечной Системы за последние 100 миллионов лет и пришли к выводу, что примерно в то время, когда погибли динозавры, одна или несколько планет сместились со своей обычной орбиты.

Это оказало воздействие на пояс астероидов, расположенный между Марсом и Юпитером, в результате чего один из астероидов "швырнуло" на нашу планету. По мнению ученых такой межпланетный сбой и вызвал гибель большей части живых организмов на Земле.

Проект российского многоразового корабля "Буран" может возродиться

По крайней мере, так утверждает публикация на сайте www.newscientist.com. По данным New Scientist magazine, руководители российской космической отрасли считают, что для "Бурана" пришло его время. Реанимировать программу поможет набирающий популярность космический туризм.

По словам одного из руководителей корпорации "Энергии" Леонида Гурушкина грузоподъемность "Бурана" в несколько раз выше западных аналогов. Он может доставлять на орбиту до 100 тонн полезного груза. А в планах конструкторов поднять ее до 200 тонн.

Кстати, отмечается, что на Байконуре в ангарах для "Бурана" уже ведутся подготовительные работы.