Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

4 июля 2001 г.

Содержание

Две дамы на одном "Союзе"?

Самый большой астероид или десятая планета?

Mars Odyssey поточнее прицеливается на Марс

Редкое явление - заняты обе стартовые площадки для "шаттлов"

Заморский департамент "Союза"

НЛО "подмигивало" наблюдателям всеми четырьмя иллюминаторами?



Две дамы на одном "Союзе"?

Как уже сообщалось РКК "Энергия" рассматривает возможность отправки в недельную экспедицию на МКС на борту корабля "Союз" еще одного коммерческого пассажира. Этот полет состоится в конце октября. Его цель - замена старого корабля "Союз", пристыкованного сейчас к МКС в качестве средства аварийной эвакуации экипажа. Такие полеты должны проводиться каждые полгода, так как гарантийный срок эксплуатации корабля "Союз" в условиях космоса - 180 дней.

Сейчас в составе экипажа числятся 3 человека: командир Виктор Афанасьев, бортинженер Константин Казеев и французская астронавтка Клоди Хайньер (Claudie Haigner), за полет которой заплатило Французское космическое агентство.

Однако недавно РКК "Энергия" рассматривала вопрос об отправке на этом "Союзе" второго коммерческого пассажира вместо бортинженера Константина Казеева. Тогда обязанности бортинженера выполняла бы Клоди Хайньер (она уже имеет соответствующую подготовку). Из-за ограниченного времени на подготовку к полету в качестве кандидатур на платное место в "Союзе" рассматривались только "готовые" астронавты. В частности, одного канадских астронавтов. По словам Джеймса Оберга (James Oberg), обозревателя, специализирующегося на российской космической программе, прошлой осенью Канадское космическое агентство уже рассматривало возможность полета на "Союзе" Жюли Пайетт (Julie Payette), ранее уже летавшей в космос. Однако тогда идея была похоронена из-за недостатка средств у Канадского космического агентства. Возможно, деньги появились сейчас.

Тем не менее, согласно официальным данным, никакого коммерческого соглашения о втором коммерческом пассажире "Союза" до сих пор не подписано, и времени на его подписание практически не осталось.

Что же касается новых космических туристов, то по сообщению радиостанции "Эхо Москвы", Росавиакосмос сейчас ведет или вел переговоры с одним австралийским бизнесменом, желающим прокатиться на "Союзе". Но ни о каких сроках такого полета пока не сообщается.


Самый большой астероид или десятая планета?

Недавно астрономы обнаружили один из самых больших объектов в нашей солнечной системе. Объект называется 2001KX76. Вообще-то он меньше практически всех планет. Вопрос остается только относительно Плутона - самой дальней из известных планет, вращающихся вокруг Солнца. Возможно, 2001KX76 больше Плутона, но чтобы подтвердить это предположение, нужны дальнейшие исследования. Во всяком случае, 2001KX76 больше любого астероида. Его размер в поперечнике - более тысячи километров. Объект имеет красноватый цвет, возможно, он покрыт льдом. Его орбита находится за Нептуном в так называемом астероидном поясе Койпера - эта область простирается далеко за орбиты известных планет.

Точный размер 2001 KX76 с помощью современных телескопов определить нельзя, этот параметр рассчитывается, исходя из определенных предположений относительно яркости объекта, которая в свою очередь зависит от материала его поверхности. Возможно, что размер 2001 KX76 в поперечнике составляет порядка 1270 км, то есть он больше Цереры - самого большого из известных астероидов (он вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером). Во всяком случае, 2001 KX76 больше Харона - спутника Плутона, который имеет диаметр порядка 1200 км.

2001 KX76 был обнаружен, можно сказать, случайно - во время поиска новых астероидов из пояса Койпера. 22 мая он был замечен на фотографиях южного полушария звездного неба, сделанных с помощью 4-метрового телескопа Blanco в Чили.

По оценкам астрономов, сейчас объект 2001 KX76 находится на расстоянии чуть более 6,4 млрд км от Солнца. Его орбита наклонена под углом 20 градусов по отношению к плоскости, в которой вращаются все планеты. Он совершает 3 оборота вокруг Солнца, пока Нептун делает 4 витка. Более подробной информации о форме орбиты 2001 KX76 пока нет. Исследователи с телескопа Blanco также надеются, что другие астрономы, работающие на крупные телескопах, в ближайшие 2-3 недели смогут направить их на 2001 KX76 и собрать достаточно данных о спектре этого объекта.


Mars Odyssey поточнее прицеливается на Марс

2 июля зонд Mars Odyssey включил свой маневровый двигатель на 23 секунды, в результате чего его скорость увеличилась на 0,9 м/сек. Такой маневр был произведен для коррекции траектории зонда, который, как известно, направляется к Марсу. Это была уже вторая коррекция его траектории с момента запуска 7 апреля этого года. Odyssey должен прибыть к Марсу в октябре. Сейчас он находится на расстоянии около 35 млн км от Земли и летит со скоростью порядка 27 км/сек относительно Солнца.

За время его полета наземный ЦУП, который находится в Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL), уже проверил все установленное на зонде научное оборудование - оно работает нормально. Сейчас специалисты ЦУПа начинают подготовку к этапу выхода зонда на околомарсианскую орбиту.


Редкое явление - заняты обе стартовые площадки для "шаттлов"

2 июля "шаттл" Discovery стал ближе к космосу на 5,6 км - его перевезли из корпуса вертикальной сборки на стартовую площадку 39A. Путешествие заняло 6 часов 14 минут. Согласно последней информации, Discovery должен отправиться в полет 5 августа. Он доставит на МКС новый долговременный экипаж (Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин) и заберет оттуда Юрия Усачева, Джима Восса и Сьюзен Хелмс, которые находятся на МКС с 19 марта. Кроме того, на борту Discovery на МКС доставят очередной модуль материально-технического снабжения Leonardo.

А на соседней стартовой площадке 39B, что в полутора километрах к северу от 39A, с 21 июня стоит другой "шаттл" - Atlantis. Он должен стартовать 12 июля и доставить на МКС шлюзовой отсек, через который будут совершать выходы в открытый космос астронавты из долговременных экипажей станции.

Сразу два "шаттла" стояли на стартовых площадках полтора года назад в декабре 1999 г. А вообще за 20 лет полетов космических челноков такое бывало всего 15 раз.


Заморский департамент "Союза"

Свой визит в Россию президент Франции Жак Ширак завершил вчера поездкой в Самару. Здесь он посетил государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс". Это предприятие выпускает ракета-носители "Союз", о запуске которых с космодрома Куру во Французской Гвиане г-н Ширак договорился со своим российским коллегой. Когда-то в этом заморском департаменте Франции, утопающем в экзотической растительности, отбывали срок каторжане и мыли руду золотоискатели, сегодня же в Гвиане запускают в космос ракеты. Еще в 1964 году в устье рек Куру и Сюннамари был создан космодром Европейского космического агентства (ESA).

Весь департамент, равный по площади Португалии, а по населению - чуть более 100 тысяч - нескольким парижским кварталам, смотрит на Куру с надеждой. Когда осуществляются запуски, едва ли не на 30% возрастает экономическая активность Гвианы. Когда же у космических исследователей простои, тут же резко взлетает вверх кривая безработицы. Более 13% обслуживающего персонала и техников космодрома - гвианцы. (Французское правительство учредило специальные стипендии для того, чтобы формировать местные, креольские, кадры.) Если же прибавить к ним тех, кто обеспечивает деятельность всей инфраструктуры (отелей и клубов, ресторанов и бассейнов) "космического" городка с населением 1200 жителей, то можно представить себе первостатейную роль космодрома для экономики Гвианы.

По замыслам российского правительства, использование ракета-носителей "Союз" с космодрома Куру было бы выгодно для всех. Дело в том, что европейский космодром в Гвиане расположен идеально - практически на экваторе. Это позволяет сделать запуски дешевыми: сама Земля силой своего движения "раскручивает" ракета-носители и забрасывает их на орбиту. Такого нет ни у американцев во Флориде, ни тем паче на Байконуре или в Плесецке.

Российские специалисты убедили президента Ширака, что "Союз" никоим образом не является конкурентом нового европейского тяжелого носителя Ariane-5 - они принадлежат к разным классам. Ariane-5 способен выводить на геостационарную орбиту до 12 тонн груза, тогда как "Союзу" для полной загрузки достаточно 2,5 тонны. То есть для космодрома Куру не будет больше проблемы простоев.

Однако не все так просто. "Досье по запуску "Союзов" из Куру, так интересующее Москву, для Парижа оборачивается делом весьма неудобным", - считает французская газета Le Figaro. Космодром, расположенный на территории Пятой республики, финансируется не только Парижем, но и четырнадцатью другими странами, участвующими в деятельности ESA. Кроме европейских государств, это еще Канада. Эти страны вложили огромные средства в развитие проекта Ariane, а тут им еще предлагают найти возможности для внедрения в Гвиане "Союза". По предварительным подсчетам агентства Arianeespace, адаптация этого ракета-носителя к европейским техническим реалиям потребует от 250 до 300 млн долларов. Кто внесет эти деньги? Во всяком случае не Россия. И вообще, во французских научно-технических кругах весьма скептически настроены по поводу рентабельности проекта "Союз" на Куру.

"Проект носит чисто политический характер, - считает Le Figaro. - Европа желала бы наладить долговременное сотрудничество с Россией в сфере астронавтики с тем, чтобы упредить американцев, стремящихся единолично завладеть российским ноу-хау. Может быть, после поездки Жака Ширака в Самару, где делают "Союз", у сказки появится больше шансов сделаться былью? Во всяком случае, окончательный ответ, вероятнее всего, прозвучит на встрече министров стран - членов ESA, запланированной в Эдинбурге на ноябрь. Креолы Гвианы надеются, что вердикт государственных мужей будет положительным - тогда на Куру и работы прибавится. По старой антильской традиции, надгробья здесь делаются в форме того предмета, с которым больше всего ассоциировалась жизнь усопшего. Это лодка или повозка, машина или даже бронированный сейф. Кто знает, может быть, через несколько лет на кладбище в Кайенне или в Сен-Лоране появятся изображения космических кораблей.


НЛО "подмигивало" наблюдателям всеми четырьмя иллюминаторами?

Второго июля сотни досужих пензенцев могли наблюдать в вечернем небе города неизвестный летающий объект.

Судя по проведенным на следующий день корреспондентами "П-OL" опросам свидетелей, НЛО появилось примерно в 21.05 над Западной Поляной и стало плавно перемещаться в сторону Арбекова, несколько задержавшись над кладбищем. Всего оно продержалось в небе города порядка 40 минут, дематериализовавшись в районе 6-й больницы столь же неожиданно, как и появилось.В пользу того, что этот неопознанный объект был действительно творением неизвестного разума, а не каким-нибудь атмосферным явлением, энтузиасты контактов с внеземными цивилизациями сообщают о том, что "тарелочка" в ходе своих эволюций меняла курс и даже показывала наблюдателям то четыре, то два "иллюминатора".

Причем имеются видеозаписи пребывания НЛО в пензенском небе.Впрочем, большинство из свидетелей все-таки убеждены, что им пришлось лицезреть всего лишь непонятное атмосферное явление, скажем, рефракцию лучей заходящего солнца в линзовидном облаке и т.д.



Нас считают