11 июля 2001 г.

Галактика Андромеды пожирает своих мелких соседок и скоро доберется до нас

Парниковый эффект древней Земли

Куда уходит антиматерия

Пыльные бури покрыли уже половину Марса

Плохая погода может изменить порядок запуска "шаттлов"

Испытания космической спасательной капсулы прошли успешно

Запуск космического корабля "Атлантис" может быть отложен по необычной причине - из-за угрозы теракта

НАСА успешно испытала капсулу МКС

Плесецк готовится к запуску спутника

Галактика Андромеды пожирает своих мелких соседок и скоро доберется до нас

Большая спиральная галактика Андромеды очень похожа на нашу галактику Млечный путь, только ее размеры приблизительно вдвое больше. По астрономическим меркам она находится буквально рядом - на расстоянии 2,3 млн световых лет от нас.

Сейчас Андромеда ведет себя очень "кровожадно": она пожирает две соседних карликовых галактики M32 и NGC 205. Статья об этом была опубликована в номере журнала Nature от 5 июля специалистами из Франции, Великобритании, Австралии и Нидерландов, которые работали на 2,5-метровом телескопе им. Исаака Ньютона в Ла-Пальма на Канарских островах.

Такое поведение Андромеды говорит в пользу гипотезы о том, что крупные галактики образуются и разрастаются за счет столкновений с небольшими галактиками и этот процесс продолжается и по сей день. Наша галактика Млечный Путь в своей истории также занималась пожиранием соседних мелких галактик. Об этом говорит строение ее внешних частей.

Но скоро (по астрономическим меркам) Андромеда доберется и до нашей галактики. Сейчас они сближаются со скоростью 500 тыс. км в час, и через 3 миллиарда лет они столкнутся. Так как размеры Андромеды и Млечного пути различаются не очень сильно, то это будет не поглощение одной галактикой другой, а нечто, напоминающее столкновение двух автомобилей на дороге.

Парниковый эффект древней Земли

Архей является самым ранним периодом развития Земли докембрийской эпохи. По данным ученых-геофизиков не аммиак, а скорее метан и двуокись углерода были теми тепличными газами, которые входили в состав нашей атмосферы в эту докислородную эру.

Профессор Джеймс Кастинг (James Kasting) пояснил, что их основной задачей является выяснение состава земной атмосферы, какой она была 2.3 миллиарда лет назад, прежде чем появилось большое количество кислорода. Кастинг и аспирант-геофизик Александр Павлов ищут пути определения концентрации метана в древней атмосфере Земли. Один из путей решения такой задачи - это взять количество метана, вырабатываемого сейчас метаногенной бактерией и одновременно снизить объемы воздуха до значений, которые присутствовали в период существования исследуемой эпохи.

Полученный результат говорит о том, что метана на нашей планете было примерно в 1000 раз больше. (Для справки: в настоящее время общая масса этого газа составляет примерно 4600-5000 тераграмм (Тг = 1012 г), а полная масса атмосферы 5,15·1018 кг). По словам Кастинга, высокий уровень метана позволял компенсировать недостаточное количество энергии, получаемой в то время от Солнца (80% от нынешнего уровня). Раньше считалось, что основными тепличными газами были аммиак и двуокись углерода. Аммиак, однако, очень неустойчивый газ, в атмосфере он легко распадается на азот и водород при облучении солнечным светом.

В 1997 году американский ученый и писатель Карл Саган, а также некоторые другие исследователи высказали предположение, что туман на спутнике Сатурна Титане защищает аммиак от фотолиза. Ученые полагают, что воздействие Солнца на метан приводит к появлению полиацетиленов, образующих углеводородный смог. Кастинг и Павлов создали компьютерную модель, в которой частицы этого тумана имели размер 0.5-1 микрона. Толщина слоя из углеводорода определяет, будет ли он сохранять тепло, или наоборот - отражать энергию Солнца и охлаждать планету. Размер же частиц влияет на соотношение между поглощением ультрафиолета и видимого света. Большие частицы обеспечивает превосходство ультрафиолета по этому параметру в два-три раза.

Ученые подсчитали, что размер слоя в Архейскую эру не был достаточен для защиты аммиака от фотолиза. Это, тем не менее, не повлияло на существование парникового эффекта по той причине, что для этой цели было достаточно метана.

Куда уходит антиматерия

В начале XX века молодой физик Поль Дирак показал, что кроме обычных частиц, в нашем мире должны существовать и античастицы, который обладают теми же свойствами, что и обычные частицы, но имеют противоположный им заряд. В 1932 году рождение таких частиц было обнаружено в эксперименте.

С тех самых пор физики и астрономы ломают себе головы над загадкой отсутствия в нашей Вселенной сколько-нибудь значительного количества антивещества. В соответствии с теорией Большого Взрыва, Вселенная родилась около 15 миллиардов лет тому назад. В самом начале нашего мира вещество и антивещество появилось в равных количествах. Как показывают современные астрофизические исследования, в наше время во Вселенной антивещества почти нет: его масса не более одной миллиардной от всей имеющейся массы. Куда же оно подевалось?

Некоторое время назад физики разработали теорию "несохранения заряда-четности". Не вдаваясь в сухую теорию, отметим лишь, что в соответствии с ней у обычного вещества шанс "выжить" в различных процессах взаимодействия элементарных частиц выше, чем у антивещества. Был получен ряд косвенных свидетельств о несохранения заряда-четности. Однако только сейчас это удалось показать в прямом эксперименте.

Интернациональная команда физиков экспериментальной установки BaBar, расположенной в Стенфордской лаборатории, изучая столкновения электронных и позитронных пучков, показала, что в нашей Вселенной действительно наблюдается несохранение заряда-четности. Вероятность ошибки этого экспериментального вывода ученые оценивают как 3 из 100 тысяч.

Данные этой работы в настоящий момент изучают теоретики. Измеренные в эксперименте величины позволят им лучше понять механизмы работы Вселенной.

Пыльные бури покрыли уже половину Марса

Американский зонд Mars Global Surveyor (MGS) ведет съемку поверхности Марса с 1997 г., а с марта 1999 г. мониторингом атмосферы Марса занимается инфракрасный спектрометр, установленный на зонде. Примерно месяц назад, а точнее 15 июня, камера MGS зафиксировала первую пыльную бурю в районе котловины Hellas Basin в южном полушарии Марса. Тогда этот вихрь выглядел вполне безобидно. 26 июня этот шторм стал усиливаться и разрастаться в размерах, и сейчас пыльные бури захватили практически половину поверхности Марса. На представленном здесь снимке красный цвет как раз соответствует территории, охваченной пыльными бурями. Это самый сильный пылевой шторм на этой планете, замеченный с момента начала наблюдений зонда MGS.

Инфракрасный спектрометр сейчас постоянно ведет измерения температуры и количества пыли в атмосфере. Карты марсианских пыльных бурь публикуются на сайте http://tes.la.asu.edu.

Специалисты NASA, занимающиеся исследованиями Марса, правда, отмечают, что этот почти глобальный пыльный шторм не должен помешать посадке на Марс зонда 2001 Mars Odyssey, который сейчас направляется к этой планете. Его посадка должна состояться в октябре этого года. Odyssey прежде чем начать спуск, совершит несколько витков вокруг Марса, причем для обеспечения безопасного полета будет использоваться информация о состоянии атмосферы, передаваемая с орбитального зонда MGS.

Плохая погода может изменить порядок запуска "шаттлов"

Завтра в 5 часов 4 минуты утра по местному времени (13:04 мск) на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Atlantis, который направится к Международной космической станции (МКС). С технической точки зрения подготовка к запуску идет без проблем. Однако в планы NASA может вмешаться плохая погода. Вероятность того, что погода будет приемлемой для запуска, пока составляет только 60%. Причем в пятницу и субботу погода должна быть еще хуже, поэтому задержка с запуском может составить от одного дня до нескольких недель.

Всего "шаттл" может сделать 4 попытки запуска в течение 6 дней, но к 18 июля МКС, которая сейчас находится на высоте 400 км над Землей, должна будет перейти на другую орбиту и станет временно недостижимой для "шаттла". Если это произойдет, то запуск Atlantis'а придется отложить до сентября, и раньше него, а именно 5 августа, к МКС полетит другой "шаттл" Discovery, который уже стоит на стартовой площадке. Он должен доставить на МКС очередной долговременный экипаж и забрать оттуда нынешний (Юрий Усачев, Сьюзен Хелмс и Джеймс Восс).

Тем не менее, командир экипажа Atlantis'а Стивен Линдсей (Steven Lindsey) пока не теряет оптимизма и надеется, что им все-таки удастся взлететь вовремя.

Испытания космической спасательной капсулы прошли успешно

11 июля информационные агентства сообщили о том, что проведенное NASA испытание прототипа спасательной капсулы для Международной космической станции прошло успешно.

Как стало известно, беспилотная капсула, представляющая из себя бескрылый летательный аппарат, была сброшена с бомбардировщика "В-52" с высоты около 11,5 км. Через 13 минут она благополучно спланировала на поверхность высохшего озера на территории калифорнийской авиабазы. Прошедшее испытание было седьмым по счету.

Запуск космического корабля "Атлантис" может быть отложен по необычной причине - НАСА временно отказалась от использования запасной посадочной площадки в Марокко.

Если хотя бы одна из остающихся двух площадок НАСА - в Синегале и Испании будет по какой-либо причине закрыта, запуск шаттла может быть отменен. Что касается марокканского космодрома, то по некоторым данным его решили не использовать из-за угрозы теракта со стороны террористов Усамы бен Ладена.

НАСА успешно испытала капсулу МКС

11 июля стало известно, что американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) провело успешное испытание прототипа спасательной капсулы "Экс-38", разрабатываемой для МКС.

Беспилотная капсула была сброшена с самолета "Б-52" с высоты около 11,5 км. Через 13 минут она благополучно спланировала на поверхность высохшего озера Роджерс на территории авиабазы Эдвардс (штат Калифорния).

Это испытание космической "спасательной шлюпки" является седьмым по счету. По мнению специалистов НАСА, оно прошло идеально.

"Экс-38" представляет собой бескрылый летательный аппарат. Для его плавного снижения используется самое большое в мире парашютирующее крыло, длина которого составляет примерно 43,5 метра, а площадь поверхности более чем в полтора раза превышает площадь поверхности крыльев авиалайнера "Боинг-747". Управляет крылом компьютерная программа, разработанная Европейским космическим агентством.

НАСА планирует провести еще несколько испытаний спасательной капсулы. Предполагается, что в 2003 году будет проведено испытание в космосе. В его ходе беспилотный "Экс-38", запущенный на орбиту с борта международной космической станции, должен будет вернуться на Землю. В разработке "Экс-38" принимают участие специалисты ряда европейских стран - Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов, Франции, Испании, Швеции и Швейцарии. До момента завершения его создания и установки на МКС в качестве спасательного корабля станции будет использоваться российская капсула "Союз".

Плесецк готовится к запуску спутника

На испытательном космодроме "Плесецк" началась подготовка к старту ракеты-носителя (РН) "Молния-М" с космическим аппаратом (КА) в интересах Минобороны РФ. Как сообщило сегодня СПб-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Космических войск России, старт РН "Молния-М" с КА серии "Космос" запланирован на 20 июля.

В настоящее время в соответствии с графиком в монтажно-испытательном корпусе проводится сборка "пакета" РН с последующим проведением проверок ее агрегатов и бортовых систем. Параллельно с этим проводится контроль функционирования технических систем и солнечных батарей самого спутника, основные предстартовые испытания которого уже успешно завершены.

"Молния" - четырехступенчатая ракета-носитель среднего класса, предназначенная для выведения космических аппаратов на высокоэллиптические орбиты высотой от 700 до 40 тысяч км.

Всего с 1965 года проведено уже 268 запусков "Молнии-М", в том числе 217 с Плесецкого космодрома. Из них только один оказался неудачным, а 12 частично успешными, т.е. с выводом спутников на нерасчетные орбиты.