16 июля 2001 г.

Готовится первый запуск нового Атласа с российским двигателем

Genesis поймает за хвост солнечный ветер и отправит его на Землю

Европейское космическое агентство надеется реанимировать спутник Artemis

К МКС пристыкован шлюзовой отсек

Двое астронавтов шаттла "Атлантис" установили на борту Международной космической станции шлюзовую камеру

Сотрудники милиции Приморья изъяли у браконьеров 120 кг осколков Сихотэ-Алинского метеорита

Инопланетяне в пригородах Майкопа? Новые подробности...

NASA отказывается достраивать МКС

На МКС сработала сигнализация тревоги из-за утечки жидкости в системе охлаждения

Эффектный двойной кластер в Большом Магеллановом Облаке

Космический телескоп Hubble запечатлел эффектный объект в одной из соседних галактик. Это двойной звездный кластер Double Cluster NGC 1850 - самый яркий в Большом Магеллановом Облаке. Это довольно молодой кластер, похожий на шаровое звездное скопление. В нашей галактике Млечный Путь объектов такого типа нет. Кластер NGC 1850 окружен также "волокнистой" голубоватой туманностью, которая, как предполагается, образовалась в результате взрывов сверхновых звезд. Этот двойной кластер состоит из двух кластеров: основной в центре снимка, и более молодой и меньший по размерам - правее и ниже. Эти состоят из очень горячих голубых звезд и более слабых красных звезд типа Т-Тельца. Возраст основного кластера составляет около 50 млн лет, а маленький существенно моложе - ему всего 4 млн лет.

На этом снимке показана территория размером 96 x 67 световых лет.

Готовится первый запуск нового Атласа с российским двигателем

Компании International Launch Services (ILS) и Eutelsat завершают последние процедуры, предшествующие запуску европейского космического аппарата Eutelsat, который произойдет в ходе первого полета ракеты-носителя Атлас V компании Локхид Мартин в мае 2002 года.

Выбор такого средства доставки говорит о победе в конкурентной борьбе, которую одержала ILS над Arianspace. Стоит, однако, заметить, что самый первый полет обладает значительно большими рисками, чем последующие, и у Eutelsat были значительные основания надеяться на скидку, которую она, собственно, и получила.

Eutelsat будет запущен с помощью ракеты Атлас V, серии 401, способной доставлять более 4900 кг полезной нагрузки на геостационарную орбиту. Установленный на Атласе двигатель РД-180 был сконструирован российским НПО Энергомаш. В ракетах серии 401 применяется верхняя ступень Кентавр с одним двигателем, при этом не используются никакие твердотопливные ускорители.

Genesis поймает за хвост солнечный ветер и отправит его на Землю

30 июля с мыса Канаверал должна стартовать ракета Delta 2. Она выведет в космос автоматический исследовательский зонд Genesis, перед которым стоит уникальная задача. Он должен долететь до точки, находящейся на прямой, соединяющей Землю и Солнца, на расстоянии полутора миллионов километров от Земли. Здесь в течение 2,5 лет он будет собирать образцы "солнечного ветра", а потом он должен вернуть их на Землю. Солнечный ветер - это поток заряженных частиц, выбрасываемых Солнцем в окружающее космическое пространство. Вот эти частицы и должен поймать Genesis.

Сам зонд Genesis на Землю не вернется. Собранные им образцы солнечного ветра в специальной капсуле будут сброшены над пустынной территорией в штате Юта. Если все пойдет по плану, то 8 сентября 2004 года эта капсула спустится на парашюте, и еще в воздухе ее должен поймать вертолет, который осторожно доставит ее на Землю. Далее образцы солнечного ветра отправятся в Центр им. Джонсона в Хьюстоне для исследований.

Капсула для образцов представляет собой шар диаметром полтора метра, так что случайный прохожий, оказавшийся в районе места посадки, может принять ее за корабль пришельцев. В этой капсуле установлено 5 круглых коллекторных панелей. Каждая такая панель представляет собой ячеистую структуру из сверхчистого кремния, алмаза, сапфира, золота, алюминия и германия.

Частицы солнечного ветра, которые летят со скоростью около 1,5 млн км/час, должны застревать в таких структурах. Задача-максимум - за два с половиной года работы поймать частицы, состоящие из всех 83 химических элементов, встречающихся в природе в естественном виде. Ученые предполагают, что в панелях застрянет вещества общим весом в несколько миллиграмм. Эти несколько миллиграмм солнечного вещества будут исследовать несколько лет.

Европейское космическое агентство надеется реанимировать спутник Artemis

12 июля ракета Ariane 510, стартовавшая с космодрома Куру во Французской Гвиане, не смогла вывести на заданную орбиту европейский экспериментальный телекоммуникационный спутник Artemis и японский спутник связи BSAT-2b. Из-за неполадок в работе разгонного блока эти спутники были выведены на вдвое более низкую орбиту. Вместо орбиты с параметрами 35853 на 858 км и наклонением 2,0 градуса к экватору, они оказались на эллиптической орбите с параметрами 17528 на 592 км и наклонением 2,9 градусов к экватору.

Спутник Artemis это самый дорогой проект Европейского космического агентства (ЕКА), его разработка и постройка обошлись в 850 млн дол. Поэтому понятно желание ЕКА добиться нормальной работы спутника. Сейчас специалисты наземного ЦУПа рассматривают различные варианты реанимации спутника Artemis. Солнечные панели спутника частично развернуты, и вырабатываемое ими электричество питает все оборудование спутника. Спутник переведен в безопасный режим полета и его солнечные панели направлены на Солнце. Как сообщается, Artemis находится под полным контролем ЦУПа. В безопасном режиме полета он может находиться сколь угодно долго, пока специалисты не смогут определить наилучший способ возвращения его к нормальной работе с выходом на заданную орбиту.

К МКС пристыкован шлюзовой отсек

12 июля "шаттл" Atlantis стартовал с мыса Канаверал и отправился к Международной космической станции (МКС). К станции он пристыковался 14 июля в 1:08 по Гринвичу, на 15 минут позже запланированного времени. Командир экипажа задержал стыковку, чтобы убедиться в хорошем качестве связи между "шаттлом" и МКС. Через 2 часа после стыковки переходные люки между Atlantis'ом и МКС были открыты, и экипаж "шаттла" вплыл в лабораторный модуль Destiny, где их приветствовали нынешние хозяева станции Юрий Усачев, Сьюзен Хелмс и Джим Восс. Затем началась подготовка к монтажу на МКС шлюзового отсека Quest и к выходу в открытый космос Майка Гернхардта (Mike Gernhardt) и Джима Рейли (Jim Reilly).

При монтаже шлюзового отсека первыми "в бой вступили" дамы: Джанет Каванди (Janet Kavandi) рукой робота-манипулятора "шаттла" извлекла шлюзовой модуль весом около 6,5 тонн из грузового отсека Atlantis' и передала его в руку робота-манипулятора Canadarm2, установленном на МКС, которым управляла Сьюзен Хелмс. Затем новый шлюзовой отсек был пристыкован к американскому модулю Unity. Снаружи стыковку обеспечивали Майк Гернхардт и Джим Рейли. После завершения этой операции они установили на шлюзовом отсеке поручни, которые понадобятся во время следующих выходов в открытый космос, а также присоединили к шлюзовому отсеку кабели электропитания и системы охлаждения. В общей сложности они работали за бортом станции 5 часов 59 минут.

Всего в этой экспедиции на МКС запланировано 3 выхода в открытый космос, причем последний будет проведен через только что установленный шлюзовой отсек.

Американские астронавты Майкл Гернхард и Джеймс Рейли провели в безвоздушном пространстве 6 часов. Они руководили выгрузкой шлюзовой камеры из челнока "Атлантис" и устанавливали ее на борту МKС. Ранее предполагалось проводить выгрузку при помощи одной лишь механической руки "Канадарм-2". Однако вскоре стало ясно, что как минимум два члена экипажа шаттла должны находится в космосе и следить за работой манипулятора. Им управляла женщина, член постоянного экипажа МКС Сьюзен Хелмс. Затем астронавты закрепили новый фрагмент станции на ее поверхности. Специалисты НАСА уже дали отличную оценку проделанной работе. Все прошло по плану, без каких-либо отклонений от графика. Новый блок массой 6 с половиной тонн и стоимостью 164 миллиона долларов позволит значительно упростить процедуру выхода в открытый космос. В ближайшем будущем обитатели станции будут выходить в космос непосредственно с МКС, а не через пристыкованные модули, как это делалось до сих пор.

Кроме того, решена и проблема несоответствия шлюзовых механизмов разным типам скафандров. К разъемам шаттла можно подключать только космические костюмы американского производства. Российские же скафандры использовать было невозможно. А система воздухоснабжения, которой оборудован шлюз, универсальна. С установкой шлюзового отсека завершилась вторая фаза сооружения МКС. Она началась в 1998 году, когда на орбиту был доставлен российский блок "Заря". Теперь общий объем жилого пространства станции составляет 424 кубических метра. Это больше, чем стандартная четырехкомнатная квартира. Во время нынешней миссии "Атлантиса" запланировано еще два выхода в открытый космос. Астронавты установят баллоны со сжатым кислородом и азотом. Это необходимо для изменения давления в шлюзовой камере, при переходе из станции в безвоздушное пространство. Расстыковка шаттла и МКС запланирована на 21 июля.

Сотрудники милиции Приморья изъяли у браконьеров незаконно вывозимые 120 килограммов осколков Сихотэ-Алинского метеорита, сообщает ИТАР-ТАСС. 12 февраля 1947 года он прилетел из космоса, взорвался над поверхностью Земли и множеством обломков осыпал Уссурийскую тайгу в Красноармейском районе Приморского края.

Вес самого большого из найденных с той поры фрагментов метеорита составляет 1745 килограммов. Размеры одной из воронок от упавших частей небесного пришельца - около 30 метров в диаметре и 10 метров в глубину.

За все прошедшие годы на месте падения Сихотэ-Алинского метеорита побывало до трех десятков научных экспедиций и большое число браконьерских групп. Они находили осколки космического тела, состоящего из железа и никеля, вывозили их из Уссурийской тайги. Ученые - для исследовательской работы, браконьеры - для реализации на черных рынках.

Милиция Красноармейского района иногда устраивает облавы на "метеоритных браконьеров". Но в огромной Уссурийской тайге обнаружить их всех невозможно. Экологи предлагают разбросать на месте падения небесного пришельца осколки обыкновенного металла, подделанные под метеоритные фрагменты, чтобы этим остановить незаконных искателей настоящих метеоритов.

Огромные метеориты падали на территорию России дважды - в начале прошлого века на Якутию обрушился так называемый "Тунгусский метеорит", в 1947 на Приморье рухнуло космическое тело, названное "Сихотэ-Алинский метеоритом".

Инопланетяне в пригородах Майкопа? Новые подробности...

В пригородном хозяйстве Майкопа, на пшеничном поле сегодня утром были обнаружены вот такие странные геометрические фигуры. Хлебные колосья внутри кругов уложены по часовой стрелке и самым тщательнейшим образом: колосок к колоску. Всего кругов 5, и у них разный диаметр. В центре самого большого - есть углубление. Специалисты из адыгейского комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям выдвинули версию о том, что это наследили инопланетяне. Они прилетали в Адыгею за пробой грунта, причем уже не в первый раз.

NASA отказывается достраивать МКС

Главы космических агентств стран - партнеров по проекту строительства Международной космической станции сегодня соберутся на совещание в Оттаве, сообщает "Интерфакс".

Главной темой встречи станет, скорее всего, вопрос изменения баланса вкладов в проект МКС в связи с тем, что NASA собирается отменить строительство трех американских модулей для орбитальной станции. Американцы отказываются строить спасательный спускаемый аппарат на семь человек, двигательный модуль, предназначенный для улучшения маневренности станции, а также жилой модуль на четверых космонавтов.

При пересмотре бюджета вложений в строительство станции еще в прошлом году NASA обнаружило, что на запланированные работы необходимо потратить дополнительно 4 млрд. долларов. Это и стало причиной пересмотра объемов работ.

Изменения в программе создания МКС, по мнению специалистов из Российского авиационно-космического агентства, могут привести к тому, что состав экипажа МКС в будущем не будет увеличен с трех до семи человек, а это, в свою очередь, может ограничить программу полетов европейских и японских астронавтов на станцию.

Гендиректор Росавиакосмоса Юрий Коптев, который также примет участие в совещании, сообщил ранее журналистам, что в случае, если сокращение участия в проекте со стороны США состоится, Россия также рассмотрит возможность пропорционального уменьшения доли своего участия в программе МКС.

Сегодня на МКС около 8:00 по московскому времени сработала сигнализация тревоги, сообщает Reuters. По данным NASA, причиной стала незначительная утечка охлаждающей жидкости из систем коммуникаций, связывающих станцию с новой шлюзовой камерой, которая была установлена только накануне.

Сигнализация сработала как раз в тот момент, когда объединенный экипаж постоянной экспедиции МКС и шаттла Atlantis завершал все соединения между станцией и шлюзом. По данным американского космического агентства, течь была быстро устранена, и 8 астронавтам, которые сейчас находятся на борту станции, ничего не угрожает.

По данным NASA, астронавт Джеймс Восс, бортинженер экипажа МКС, зафиксировал утечку около литра жидкости из системы охлаждения.

Сейчас американцы расследуют причины и утечки, и срабатывания сигнализации. По их данным, все это могло быть вызвано попаданием в систему охлаждения воздуха, что привело к временному отключению одной из линий системы.

Новая шлюзовая камера, которая весит 6 с половиной тон и стоит более 160 млн. долларов, была доставлена на МКС накануне.