23 июня 2001 г.

Жизнь на Землю могли занести кометы

Холодное око сверхпроводимости

"Солнечный парус" так и не раскрылся

Atlantis отстыковался от МКС и направляется домой

Спутник связи "Турая-1" выведен на орбиту российско- украинской ракетой-носителем

Лесные пожары угрожают космодрому "Плесецк"

Боевое крещение нового шлюзового отсека МКС

Поздно ночью в пятницу 20 июля астронавты "шаттла" Atlantis Майкл Гернхардт (Michael Gernhardt) и Джеймс Рейли (James Reilly) совершили свой третий выход в открытый космос в этой экспедиции. Но это был первый выход через только что установленный на МКС главный шлюзовой отсек Quest. Он был смонтирован экипажами Atlantis'а и МКС неделю назад. На снимке слева видно как из нового шлюзового отсека появляется первый астронавт - Майкл Гернхардт. Откачка воздуха из отсека Quest шла дольше, чем планировалось, но в остальном все прошло гладко и без проблем. Рабочая смена в космосе была относительно недолгой - 4 часа 2 минуты. Но астронавты сэкономили время раньше, когда в ходе второго выхода на внешнюю поверхность МКС смонтировали не два газовых баллона, а три. Так что напоследок остался только один баллон для азота.

Кроме того, астронавты сняли не нужный больше кабель питания с лабораторного модуля Destiny и "поплыли" к вершине мачты солнечных панелей P6 для инспекции. Никаких видимых неполадок в состоянии солнечных панелей они не заметили. Они также проверили показания установленного на мачте прибора, измеряющего электрический потенциал станции. С момента свой установки это прибор, называемый Floating Potential Probe, работал весьма неустойчиво. Вот и на этот раз его световые индикаторы не горели. На этом выход в открытый космос закончился, и астронавты вплыли обратно в шлюзовой отсек (см. справа).

После в разговоре с наземным ЦУПом Майкл Гернхардт поблагодарил всех, кто построил такой замечательный шлюзовой отсек, в котором все так замечательно работает, а места в нем гораздо больше, чем в шлюзовом отсеке "шаттла". Одна только закавыка вышла - откачка воздуха с давления 5 фунтов на квадратный дюйм до вакуума заняла около 40 минут вместо ожидаемых 6-7 минут. В работе главного клапана неполадок не найдено, но, возможно, если эта проблема останется, то одному из следующих экипажей придется заменить этот клапан.

Удар молнии помешал запуску ракеты

Вчера 22 июля на мысе Канаверал должен был состояться запуск ракеты Atlas 2A с метеоспутником GOES-M. Однако он был отложен по довольно необычной причине - рядом со стартовой площадкой в землю ударила молния. Произошло это приблизительно за 4,5 часа до назначенного времени старта. Теперь необходимо еще раз проверить состояние электронных систем ракеты и спутника, поэтому решено отложить запуск на сутки или двое.

Запуск этой ракеты уже откладывался. Ранее предполагалось, что он состоится 15 июля, но в системе наведения разгонного блока Centaur был найден неработающий диод, и для замены и тестирования блока дистанционного управления понадобилась дополнительная неделя. Теперь на пути в космос встала стихия.

GOES-M - это пятый и последний спутник новой серии метеоспутников GOES, которые принадлежат NASA и Национальному управлению США по океанам и атмосфере.

Жизнь на Землю могли занести кометы

Моделируя столкновение кометы с Землей, ученые обнаружили, что переносимые кометой молекулы органического вещества могут пережить такое событие и «посеять» жизнь на нашей планете. Таким образом, первичные «кирпичики жизни», элементы ДНК и белков, могли прибыть на Землю из космоса.

Аминокислоты успешно «переживают» моделируемое столкновение кометы с Землей, и многие из них полимеризуются в цепочки – пептиды. Пептиды, в свою очередь, образую полипептиды, и из еще более длинных молекулярных цепочек получаются белки. В зависимости от температуры, давления и длительности удара получались различные вариации пептидов. Причем замораживание мишени до температуры ядра кометы увеличивало «выживаемость» аминокислот.

Предполагается, что столкновения с кометами в ранней истории Земли (около 4 млрд. лет назад) были довольно частым событием. Солнечная система была насыщена обломками из камня и льда. Они врезались в Землю на скорости около 25 км/сек.

При малом угле падения кометы вода с кометы, насыщенная органическими молекулами, может непосредственно попасть на Землю. Такой сценарий столкновения дает все необходимое для возникновения жизни: жидкую воду, органический материал и энергию.

Интересно, что в метеоритах обнаружено уже более 70 аминокислот. Из них 20 являются компонентами животных белков на Земле. Правда, не ясно, как же все-таки из этих элементарных компонентов возникли действительно живые существа.

Холодное око сверхпроводимости

Английские и голландские астрономы, работающие на телескопе имени Вильяма Гершеля (находится в юге Испании), придумали и сконструировали новый тип оптического детектора, которому суждено помочь ученым в изучении нашей Вселенной. Обычные CCD-детекторы, которые широко используются в настоящее время на телескопах для получения изображений астрономических объектов, страдают рядом недостатков: с их помощью не удается зафиксировать небольшие изменения светимости звезд; длину волны излучения можно получить, лишь применяя сложную систему оптических фильтров и т.д.

Помочь в сверхточных измерениях сможет новая оптическая камера S-Cam, основанная на использовании эффекта сверхпроводимости. Сверхпроводящий детектор охлаждают до температуры, всего на одни градус выше абсолютного нуля. Благодаря этому становится возможным сверхточное измерение попадающего на него излучения: удается фиксировать момент прихода единичных фотонов, при этом точно измеряя их длину волны.

Сверхпроводящая камера уже установлена в телескоп имени Вильяма Гершеля, имеющий диаметр главного зеркала 4,2 метра (см. фото). Уникальные характеристики камеры позволят изучить особенности излучения двойных систем, один из компонентов которых - белых карлик. Белый карлик представляет собой небольшую, очень плотную звезду, которая, обладая сильным гравитационным полем, "вытягивает" вещество из звезды-соседа. Изучение таких систем позволит ученым лучше понять особенности эволюции звезд.

"Солнечный парус" так и не раскрылся

20 июля с борта подводной лодки в Баренцевом море была запущена баллистическая ракета, на борту которой был космический аппарат с так называемым "солнечным парусом". "Солнечный парус" создан совместными усилиями Научно-исследовательского центра им. Бабакина, КБ им. Макеева и Планетарного общества США (The Planetary Society). Первый "солнечный парус" состоит из двух 15-метровых полотнищ из тонкого пластика, укрепленных на каркасе из надувных мачт. Предполагается, что даже чрезвычайно малое световое давление на эту конструкцию в условиях космического вакуума способно разогнать корабль с таким парусом до довольно приличных скоростей.

Но с этим пока придется, по всей видимости, подождать. Несмотря на то, что сразу после запуска в СМИ появились победные реляции, все оказалось не так уж замечательно.

20 июля агентство ИТАР- ТАСС со ссылкой на руководителя пресс-службы НПО им.Лавочкина Игоря Шевелева, сообщило, что раскрытие лепестков паруса было зафиксировано на кинопленку специальной аппаратурой, стоящей на этом небольшом космическом аппарате, а затем с помощью тормозного надувного устройства была обеспечена мягкая посадка аппарата на военном полигоне на Камчатке.

Однако 22 июля появились публикации об аварии во время полета аппарата. Как выяснилось, нормально отработала только ракета-носитель. Но сам парус не раскрылся и вообще не отделился от ракеты и вместе с нею упал где-то на Камчатке. Причем, где именно, пока неизвестно, но поисковые работы ведутся.

Правда, Планетарное Общество, участвующее в этом проекте, признало запуск частично успешным (ведь взлетело же, но из-за отказа программного обеспечения парус не раскрылся). Планетарное Общество не собирается бросать идею солнечного паруса и намерено продолжать работы. Подлодок с баллистическими ракетами в России еще много.

Atlantis отстыковался от МКС и направляется домой

Очередная экспедиция "шаттла" Atlantis близка к завершению. Вчера 22 июля в 4:54 по Гринвичу (8:54 мск) Atlantis отстыковался от Международной космической станции (МКС), около которой провел 8 дней. Напомним, что "шаттл" доставил на МКС главный шлюзовой отсек Quest, а экипажи Atlantis'а и МКС смонтировали его на модуле Unity. Причем новый шлюзовой отсек был испытан на месте - через него на свою третью рабочую смену вышли в открытый космос Майк Гернхардт (Mike Gernhardt) и Джим Рейли (Jim Reilly).

Во время отстыковки за штурвалом Atlantis'а был штурман Чарли Хобо (Charlie Hobaugh). Затем "шаттл" начал свой традиционный облет МКС в вертикальной плоскости. Был сделан полный круг с четвертью. Во время таких маневров ведется фото- и видеосъемка станции, чтобы зафиксировать все изменения, которые произошли на ней со времени последнего посещения. Другим способом эту информацию получить невозможно.

Облет МКС занял порядка 1 часа 20 минут, после чего Atlantis начал удаляться от станции со скоростью около 15 км за один виток вокруг Земли. После отделения от станции у экипажа "шаттла" было несколько часов на отдых, а сегодня после подъема они начнут проверку всего оборудования Atlantis'а для подготовки к снижению и посадке на мысе Канаверал. Приземление назначено в ночь с понедельника на вторник, а точнее 24 июля в 0:34 по местному времени (8:34 мск).

Спутник "Турая-1", выведенный 21 октября на околоземную орбиту российско-украинской ракетой "Зенит-3СЛ", завершил интеграционно-проверочную фазу и начал обслуживание клиентов в 35 странах мира (в том числе Казахстане, России и Украине).

Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в штаб-квартире международного консорциума в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), мощность приемно-передающих устройств уникального коммуникационного агрегата составляет 13,5 Квт.

"Турая-1" обеспечивает клиентов самой современной мультикомбинационной спутниковой связью, что немаловажно для мирового бизнеса. Помимо системы "джи-эс-эм", хорошо совместимой с другими аналогами мобильной связи, спутник предназначен также для навигационной системы "джи-пи-эс", что весьма ценно для мореплавания и транспортных перевозок.

"Турая", что в переводе с арабского означает "Плеяды", гарантирует высокое качество сотовой связи с 99 странами Азии, Африки и Европы с населением 2,2 млрд. человек.

Консорциум, в котором ОАЭ принадлежит контрольный пакет акций, предполагает в ближайшие годы вывести на орбиту еще два спутника. Стоимость первого этапа осуществления проекта составила 960 млн. долларов.

Причиной взрыва тунгусского метеорита 93 года назад явился вулканический выброс природного газа. К такому выводу пришел немецкий ученый Вольфганг Кундт. До сих пор считалось, что причиной взрыва, мощность которого соответствовала тысяче атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, было падение на землю гигантского метеорита. Однако ряд факторов, по мнению ученого, говорит о том, что взрыв не имеет ничего общего с космосом. Такое мнение немецкий профессор высказал в интервью английской газете "Таймс".

Лесные пожары угрожают космодрому "Плесецк"

Лесные пожары в Архангельской области подходят к космодрому "Плесецк", сообщает ИА "Росбалт". На пусковой установке номер три космодрома "Плесецк", откуда производятся запуски ракет со спутниками различного назначения, дежурит дозорный. Он отслеживает распространение огня в лесах около объекта. К работам по тушению лесных пожаров привлечен как рядовой, так и офицерский состав космодрома. Бороться с огнем им приходится самостоятельно. У гражданских структур, которые должны тушить лесные пожары, нет для этого сил и средств.