27 июня 2001 г.

Очередной тришкин кафтан - американский сенат нашел деньги на экспедицию к Плутону

Японская туристическая фирма открыла подразделение космического туризма

Компьютерный мячик-помощник астронавта работает на Pentium III и Linux

Извержение вулкана Этна, взгляд из космоса

Специалисты "открытого неба" проведут наблюдательный полет над военными объектами Бундесвера

На прошлой неделе комитет по ассигнованиям Сената США одобрил бюджет NASA на будущий 2002 финансовый год, который начинается 1 октября 2001 г. В этом проекте бюджета отдельной строкой на экспедицию научного зонда на Плутон выделено 25 млн дол. Эти деньги были поровну сняты с разработок современных двигательных технологий, которые планировалось использовать, по иронии судьбы, во время будущей миссии на Плутон.

Таким образом, сенатский комитет перечеркнул предложения администрации Буша и самого агентства NASA по отказу от этой экспедиции. Так что NASA теперь заявляет, что ему придется искать деньги на разработку ионного двигателя, с помощью которого удастся "быстро" долететь до Плутона и успеть до 2020 года, когда атмосфера Плутона замерзнет (у Плутона эллиптическая орбита, и при удалении от Солнца температура его поверхности падает, а без того тонкая атмосфера замерзает и практически перестает существовать).

Следует отметить также, что 25 миллионов, взятые из других программ, это лишь малая доля всей стоимости экспедиции на Плутон, которую NASA оценивает в 500 млн дол.

Японская туристическая фирма открыла подразделение космического туризма

Kinki Nippon Tourist (KNT) - это вторая по величине туристическая компания Японии. В 305 ее офисах, разбросанных по всему миру, работает 6225 человек. Недавно эта компания заявила, что космический туризм станет основной движущей силой туристического бизнеса в 21-м веке. И по этому поводу KNT решила создать в своих недрах новое подразделение, которое целиком сосредоточится на подготовке будущих космических туров.

Сначала планируется исследовать все аспекты этого многотрудного дела, как отправка человека в космос за его же собственные деньги. Как показал опыт первого космического туриста Дэнниса Тито бюрократическая сторона вопроса отнимает очень много времени и сил. Правда KNT решила заняться сначала более дешевым космическим туризмом - суборбитальными полетами. Стоить такой тур будет порядка 98 тыс. дол. В корабле будет всего 5 мест, но желающих уже более чем достаточно. Если с суборбитальным туризмом дела пойдут хорошо, то KNT намерена пойти дальше и организовывать уже существенно более дорогие орбитальные полеты. Но до этого еще очень далеко.

Компьютерный мячик-помощник астронавта работает на Pentium III и Linux

В исследовательском центре им. Эймса космического агентства NASA идет разработка "персонального спутника-помощника" (Personal Satellite Assistant, PSA). Он будет помогать астронавтам на "шаттлах" и на Международной космической станции (МКС). Корпус этого робота-компьютера имеет форму шара диаметром 15,2 см. Внутри него находится процессор Pentium III, а работает он под управлением ОС Linux. По заявлению NASA, этот "шарик" измеряет давление и температуру окружающей его атмосферы и определяет концентрации содержащихся в этой атмосфере газов (кислород, углекислый газ и т.д.).

Мало того - он может летать (в невесомости, конечно). Для этого у него имеется 6 маленьких вентиляторов. Он также оснащен микрофоном и видеокамерами, чтобы видеть, куда он летит и снимать окружающую обстановку. Управлять им можно не только "очно", но и с наземного ЦУПа. То есть его можно использовать в качестве космического разведчика, который сможет работать там, где опасно или невозможно находиться человеку. По сообщению разработчиков, робот-шар сможет распознавать и синтезировать речь, на нем будет небольшой ЖК-экран для вывода информации, а также средства радиосвязи с бортовым компьютером "шаттла" или МКС.

Можно себе представить картину, как этот шар летает за спиной астронавта и дает ему ценные указания, какой провод куда протянуть и какую гайку завернуть. В общем, он будет летающим справочником для астронавтов, которому можно задавать вопросы голосом.

Пока создан только прототип будущего "помощника астронавта", который сможет летать, думать и говорить. Построен он из коммерчески выпускаемых комплектующих и поэтому не должен быть дорогим. В 2002 году его планируется испытать в самолете KC-135, который используется для имитации невесомости при подготовке астронавтов.

Извержение вулкана Этна, взгляд из космоса

Сейчас на восточном побережье острове Сицилия, который находится к юго-западу от материковой Италии идет активное извержение вулкана Этна. Зрелище это выглядит эффектно не только в темноте, но и при свете дня из космоса. Здесь представлены снимки, сделанные американским спутником Terra: вверху общий вид, а внизу - более подробное изображение.

Такого сильного извержения Этны не было уже давно. Из-за вулканического пепла, который засыпает провинцию Катания, закрыт местный аэропорт. Чрезвычайное положение объявлено в городки Николоси, в сторону которого сползают потоки лавы, вытекающие из южных склонов вулкана. Снимок справа охватывает территорию размером порядка 100х80 км. Видно, что из Этны вырываются два столба дыма разного состава. Коричневатый столб дыма, смещающийся к юго-западу над Ионическим морем, состоит главным образом из мельчайших фрагментов лавы (это вулканический пепел). Существенно более миниатюрный голубовато белый дым, видный около вершины вулкана, состоит из мельчайших капелек воды и раствора серной кислоты. Кроме того, из недр вулкана выделяются различные газы, в том числе водяной пар, двуокись серы и углекислый газ.

Напомним, что Этна - это самый высокий (3315 м) и самый активный вулкан Европы. В греческой мифологии именно на Этне располагалась кузница бога Вулкана.

Российские специалисты "открытого неба" проведут в Германии освидетельствование самолета наблюдения Ан-30Б. Оно состоится по инициативе немецкой стороны в первой декаде августа 2001 года. Об этом сообщил первый заместитель начальника Национального центра по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) генерал-майор Сергей Бурутин.

По его словам, в рамках Договора по открытому небу каждое государство-участник имеет право участвовать в освидетельствовании самолета наблюдения любого типа и модели и связанного с ним комплекта аппаратуры наблюдения, выделенных другой страной-участницей, передает ИТАР-ТАСС. "Проверка самолета наблюдения, его оборудования, авионики, систем и аппаратуры наблюдения осуществляется как на земле, так и в полете", - сообщил генерал. Освидетельствование самолетов наблюдения проводится с участием большинства европейских государств, выставляющих самолеты типа Ан-30, Ан-26, С-130Н (Канада), "Андовер" (Великобритания). Российская сторона предъявляет самолет Ан-30Б.

Сергей Бурутин отметил, что "предстоящее освидетельствование проводится впервые и является пробным". Пробные проверки работоспособности самолетов наблюдения этого типа на территории одного государства будут проведены с целью снижения общих затрат и наработки более совершенных методик освидетельствования. "На следующий год планируется официальное освидетельствование самолетов всех типов и моделей, участвующих в наблюдательных полетах, в полном соответствии с Договором", - сказал он.

Генерал также сообщил, что по окончанию проверки российского Ан-30Б специалисты из НЦУЯО РФ проведут инспекционный наблюдательный полет над военными объектами Бундесвера. Договор по открытому небу подписан в 1992 году 27 государствами, в том числе США и Канадой. Он ратифицирован всеми государствами. Основная цель этого Договора - контроль военной деятельности с воздуха.