8 августа 2001 г.

Изогнутая галактика

3D-топография

Кто будет командовать нашими космонавтами на МКС

"Шаттл" Discovery полетит "как есть"

Galileo успешно облетел вокруг Ио, только не работала фотокамера

Жара. Во всем виноват... Марс

Изогнутая галактика

Пылевые облака и спиральные рукава нормальных спиральных галактик, к которым относится и наша, при наблюдении с ребра представляются плоскими. В отличие от них галактика ESO 510-G13, снимок которой был получен в рамках проекта "Наследие Хаббла" (Hubble Heritage), демонстрирует нам изогнутую структуру диска. Первые изображения, обнаружившие странности в структуре галактики, были получены на Европейской южной обсерватории. На снимке "Хаббла" эта галактика, расположенная от нас в 150 миллионах световых лет в созвездии Гидры, изображена гораздо с большими подробностями нежели на снимках с Земли.

Детали структуры ESO 510-G13 видны потому, что межзвездные пылевые облака, очерчивающие контуры диска, закрывают от нас свет от ярких центральных частей галактики. Искаженная структура диска свидетельствует о перенесенном в недавнем прошлом столкновении с другой галактикой и происходящем сейчас процессе смещения звезд, участвовавших в этом столкновении. Со временем искажения формы диска сгладятся и ESO 510-G13 будет выглядеть как нормальная галактика. Во внешних регионах наблюдавшегося объекта видно, что искаженный диск содержит не только темную пыль, но и яркие облака голубых звезд. Эти облака представляют собой области активного звездообразования, начавшегося в результате столкновения галактик, когда межзвездный газ претерпел сильное сжатие.

Изображение было получено в ходе юбилейной - стотысячной - экспозиции на основном инструменте "Хаббла" - Широкоугольной камере WFPC2.

Изображение большего размера (511 KB) доступно по адресу:

3D-топография

Агентство НАСА опубликовало первую часть наиболее точной из когда-либо созданных трехмерных карт Земли. Она была построена с помощью полученных в ходе полета космического шаттла радиолокационных данных.

Одиннадцатидневная миссия шаттла Индевор, прошедшая в феврале 2000 года, окончилась получением примерно миллиарда измерений земной поверхности. В своей работе космонавты использовали специальную стрелу-радар длиной 60 метров, с каждой стороны которой были закреплены сенсоры. Собранные данные о форме земной поверхности имеют объем в несколько терабайт.

Использование радара позволило проводить эксперименты в ночное время и при большой облачности. Первым, представленным публике участком карты, стала часть штата Колорадо, площадью 20500 кв. км.

Организаторами проекта является Национальное агентство по видовой съемки и картографии (NIMA), НАСА, а так же немецкие и итальянские космические агентства.

Кто будет командовать нашими космонавтами на МКС

Завтра к Международной космической станции (МКС) должен отправиться "шаттл" Discovery. На его борту на МКС будет доставлен очередной долговременный экипаж: командир американец Фрэнк Калбертсон (Frank Culbertson) и два российских космонавта Владимир Дежуров и Михаил Тюрин. Итак, кто же будет командовать нашими космонавтами на МКС.

Фрэнку Калбертсону 52 года, он бывший пилот ВМФ США, вышел в отставку в звании капитана. В отряд астронавтов NASA он был зачислен в 1984 г. С 1995 по 1998 год он был руководителем программы "шаттл"-"Мир" со стороны NASA, то есть занимался административной работой. За время его пребывания на этом посту на "Мир" слетали 7 американских астронавтов, так что работы хватало. Именно ему приходилось общаться с прессой, когда на "Мире" во время пребывания там американцев что-нибудь случалось. Последний раз он был в космосе в 1993 году. Всего он совершил два полета на "шаттлах" и провел в космосе в общей сложности две недели. А теперь ему предстоит возглавить экипаж, который будет работать на МКС в течение четырех месяцев. Официальным языком общения на МКС является английский, но известно, что Калбертсон знает русский язык.

Дома его будут ждать жена Ребекка и пятеро детей в возрасте от 7 до 25 лет.

"Шаттл" Discovery полетит "как есть"

Руководство космического агентства NASA решило не менять даты отправки "шаттла" Discovery к Международной космической станции (МКС). Старт назначен на завтра 9 августа в 17:38, длительность окна запуска - 5 минут. Решено также не менять блока питания в гидравлической системе левого твердотопливного ускорителей. Дебаты по этому вопросу шли несколько дней, было проведено несколько совещаний, и в итоге инженеры решили, что в замене блока нет никакой необходимости, так как все они сейчас работают нормально. Поэтому принято официальное решение, что "шаттл " может лететь "как есть".

В составе экипажа Discovery 7 человек: командир Скотт Горовиц (Scott Horowitz), пилот Фредерик Старкоу (Frederick Sturckow) и специалисты Патрик Форрестер (Patrick G. Forrester) и Дэниэл Бэрри (Daniel T. Barry), "наверх" с ними отравится очередной долговременный экипаж МКС - командир Фрэнк Калбертсон (Frank Culbertson) и два российских космонавта - Владимир Дежуров и Михаил Тюрин.

Discovery доставит на станцию модуль материально технического снабжения Leonardo с научным оборудованием и различными грузами. В программе экспедиции есть также два выхода в открытый космос, которые выполнят Патрик Форрестер и Дэниэл Берри.

Если все пойдет по плану, то на Землю Discovery вернется 21 августа. И на нем вернется с орбиты нынешний экипаж МКС Юрий Усачев, Сьюзен Хелмс и Джим Восс.

Galileo успешно облетел вокруг Ио, только не работала фотокамера

6 августа в 4:59 по Гринвичу (8:59 мск) американский исследовательский зонд Galileo совершил облет Ио - одного из четырех крупнейших спутников Юпитера. Это был самый "низкий" маневр над Ио из всех, произошедших за долгую экспедицию Galileo. Зонд пролетел на расстоянии около 200 км над поверхностью этого спутника, который примечателен постоянными вулканическими извержениями.

Точная телеметрическая информация о месте пролета Galileo пока не получена, но изначально предполагалось, что он пролетит над северным полюсом Ио, чтобы определить есть ли у этого спутника собственное магнитное поле, а также для того, чтобы еще раз сфотографировать вулкан Tvashtar. Однако, фотокамера, неполадки с которой начались больше года назад, судя по всему, во время максимального сближения с Ио не работала, поэтому большая часть результатов наблюдений, скорее всего, потеряна. Ну а то, что удалось записать с помощью камеры и другого оборудования будет передаваться на Землю в течение ближайших двух месяцев.

А в октябре этого года Galileo вновь пролетит мимо Ио, но уже со стороны южного полюса.

Жара. Во всем виноват... Марс

В ИЮЛЕ жители столицы неистово ругали непонятно откуда взявшийся антициклон. В чем причина такой погодной аномалии? Разобраться с этим помог старший научный сотрудник отдела физики Солнца Астрономического института им. Штернберга Анатолий ХЛЫСТОВ. Оказывается, длительная жара на Русской равнине, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Восточной Украине связана с пылевыми бурями на Марсе.

"Космические соседи" Земля и Марс через каждые 16 лет оказываются на минимальном расстоянии друг от друга. Это и есть Великие противостояния Марса. 26 июня этого года космический телескоп "Хаббл" зафиксировал начало на Марсе самой сильной за последние 30 лет пылевой бури. В начале июля она охватила всю планету, и ее интенсивность продолжает нарастать. Наблюдая за поверхностью Марса, астрономы обнаружили, что более всего планета "пылила" в 1892, 1924, 1956, 1971 годах. Из-за этого на территории России начинаются жесточайшие засухи. И в этом году именно прохождение Марса так близко от Земли заблокировало громадный антициклон, преграждая поток влажного и прохладного воздуха с Атлантического океана. Температура воздуха в Восточной Европе поднялась выше 30°, а в Западной понизилась: в Берлине - до +21°, в Риме - до +20°, в Мадриде и Белграде - до +18°, а в Париже и Вене даже до +17°.

По расчетам астрономов, пылевая буря на Марсе в этом году будет чрезвычайно сильной и продолжительной. И если астрономы не ошибаются в своих предположениях, то необычайно теплая погода может продержаться до середины сентября. Следующее такое лето Марс сможет "организовать" лет через 30.