Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

15 августа 2001 г.

Содержание

Марсианский вездеход перекати-поле

Космонавтов переучат на операторов

Прототип марсианского аэроплана успешно прошел испытания на Земле

Европа экономит: новые спутники будут созданы на базе марсианского зонда

Третий экипаж МКС начал работу на станции официально, но не фактически

Создание федеральной системы мониторинга территории России из космоса начнется со следующего года



Марсианский вездеход перекати-поле

В Лаборатории реактивного движения, которая занимается марсианскими проектами NASA, сейчас идут работы по созданию марсианского вездехода, способ передвижения которого позаимствован у перекати-поля. Ветры на Марсе дуют, и довольно сильные. Поэтому, чтобы сэкономить на топливе или на солнечных батареях можно использовать для передвижения большой легкий надувной мяч. Правда, двигаться он будет туда, куда дует ветер, зато очень быстро.

Внутрь этого мяча помещается научное оборудование, которое удерживается в центре с помощью растяжек. Для обозревания окрестностей имеется несколько камер. Когда с их помощью будет найден нужный для исследования участок мяч частично сдувается и, соответственно, тормозится. А потом, когда нужно будет снова трогаться в путь, шар опять надуют, и он покатится, подгоняемый ветром.

Пока этот проект находится на предварительной стадии, но этим летом уже были проведены испытания такого перекати-поля высотой около полутора метров (см. фото). По заявлению специалистов, испытания показали, что для преодоления поверху или объезда камней размером порядка метра, а также для въезда вверх по поверхности в уклоном 25 градусов нужно иметь шар диаметром 6 метров. Полутораметровые шары не выдержали встречи с камнями гораздо меньших размеров. Следует также учесть, что сила тяжести на Земле в 2,5 раза больше, чем на Марсе. Тем не менее, специалисты Лаборатории, побегавшие по пустыне за уносимыми ветром мячами, считают эту конструкцию очень перспективной.


Космонавтов переучат на операторов

Видеокамера формата HDTV станет вскоре обыденным инструментом в руках космонавтов на борту Международной космической станции. Она доставлена на орбиту "шаттлом " Discovery.

Внедрение высокотехнологичного оборудования происходит в рамках реализации соглашения между НАСА и компанией Дримтайм Холдингс (Dreamtime Holdings), заключенного в 2000 году. В соответствии с договоренностью, модернизации и расширению подвергнутся мультимедиа фонды и телевизионная инфраструктура НАСА.

HDTV камера позволит получать изображения проводимых на станции экспериментом с высоким разрешением. Впоследствии весь фото и видео-материал будет предоставляться средствам массовой информации и размещаться в Интернете.

Вкупе с камерой Sony HDW-700A HDTV на МКС доставлены телефото- и широкоугольные линзы, набор перезаряжаемых батарей и пленки. Подобное оборудование уже не раз использовалось при полетах на космическом "шаттле", но оно стало первым, получившим сертификат для работы на МКС. Сама система сертификации была в кратчайшие сроки разработана компанией Локхид Мартин.

В ближайшее время совместные усилия НАСА и Дримтайм будут направлены на создание базы данных мультимедийных материалов, пригодных для простейших исследований и изучения.


Прототип марсианского аэроплана успешно прошел испытания на Земле

Исследовательский центр им. Эймса космического агентства NASA на этой неделе провел испытания радиоуправляемого прототипа самолета, который однажды, возможно, полетит над поверхностью Марса . Как будет выглядеть этот самолет приблизительно показано на этом рисунке. Его прототип получил кодовое название Orville. Так звали одного из братьев Райт - пионеров авиации, которые совершили первый в мире полет на построенном ими самолете 17 декабря 1903 г. Как сообщается, во время испытаний Orville изящно спустился с высоты около 31 км, куда его поднял воздушный шар. Испытания проводились в аэропорту Tillamook в штате Орегон. Их целью была проверка аэродинамических характеристик аппарата, которые оказались отличными - так, во всяком случае, заявили специалисты центра им. Эймса.

Идея создания аэроплана для исследования Марса появилась около 25 лет назад, но только 5 лет назад она стала воплощаться "в железе". По проекту центра им. Эймса, самолет этот будет иметь длинное прямое крыло и двойной хвост. Аэроплан Orville, испытанный в небе над Орегоном, имел фюзеляж длиной около 1,2 м и крыло общей длиной 2,4 м. Предполагается, что реальный марсианский самолет будет иметь свой собственный винтовой двигатель. На нем также нужно будет установить различное оборудование

Конструкторам также придется учесть, что атмосфера Марса состоит главным образом из углекислого газа, а атмосферное давление у поверхности составляет 0,7% от земного. Теперь следующими этапами их работ будет создание модели со складывающимися крыльями, а затем - с винтовым двигателем.


Европа экономит: новые спутники будут созданы на базе марсианского зонда

Европейское космическое агентство решило использовать конструкцию зонда Mars Express в качестве платформы для разработки будущих исследовательских спутников. Делается это исключительно из экономии.

Сам зонд Mars Express отправится к Марсу в 2003 году. Пока на его базе планируется сделать один аппарат, запуск которого должен состояться в 2005 году. Пока, правда, неизвестно, куда полетит этот зонд и зачем. На этот счет Европейское космическое агентство сейчас рассматривает предложения. Условия конкурса были простые: зонд должен отправиться в космос в 2005 году, и создан он будет на платформе Mars Express. Для его строительства используют резервный экземпляр зонда Mars Express. Правда, это можно будет сделать только в случае, если с самим зондом Mars Express будет все в порядке и он выйдет на околомарсианскую орбиту в конце 2003 года.

Пока отобраны три проекта: миссия Venus Express-A на орбиту Венеры для исследования атмосферы этой планеты и ее плазменной оболочки; космический телескоп Galactic (Cosmic) Dune-Near Earth Dust Observatory, который будет наблюдать пылевые облака на Земле; и космический телескоп Sport Express-The Cosmic Microwave Background Polarization Observatory микроволнового диапазона, который будет исследовать послесвечение Большого Взрыва. Из этих трех проектов осенью будет отобран один.


Третий экипаж МКС начал работу на станции официально, но не фактически

Третий долговременный экипаж МКС - Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин - официально приступили к своим обязанностям на станции. Это произошло вечером 13 августа. Отсчет времени при смене экипажей ведется с того момента, как завершается замена кресел в корабле "Союз", который пристыкован к МКС в качестве аварийного спасательного средства. Все кресла делаются индивидуально для каждого астронавта и космонавта, поэтому каждый из них вынужден "все свое носить с собой". В прошлый раз экипажи меняли кресла по одному и вся процедура растянулась на несколько дней, но тогда происходила вообще первая смена экипажей станции. Теперь, можно сказать, это стало рутиной.

Тем не менее, церемония "смены караула" между вторым и третьим экипажами состоится только перед самой отстыковкой Discovery от станции. Так что пока командиром МКС фактически остается Юрий Усачев.

Теперь в течение нескольких дней астронавтам предстоит общими усилиями двух экипажей разгрузить доставленный на станцию модуль Leonardo. В нем всего около трех тонн грузов. Это продукты питания и одежда для экипажа, расходные материалы для станции, оборудование для научных экспериментов. Причем, на эксперименты новый долговременный экипаж будет тратить уже гораздо больше времени, чем предыдущий. Возможно, именно это и отражено на эмблеме этой экспедиции, которая нашита на костюм каждого члена третьего экипажа (раскрытая книга).


Создание федеральной системы мониторинга территории России из космоса начнется со следующего года

С экспериментального запуска нового космического аппарата должно начаться создание федеральной системы мониторинга ресурсов и объектов России. Об этом сообщил сегодня в ИТАР-ТАСС начальник группы ГКЦ им. Хруничева Евгений Михайлов. Первый запуск намечено провести с космодрома Плесецк на носителе легкого класса "Рокот". В дальнейшем планируется также использовать эту ракету, но спутники (всего их будет 7- 8) будут отличаться друг от друга. Все они создаются на базе универсальной космической платформы "Яхта", разработанной в ГКЦ. Но перед каждым из них ставится определенная задача - экологический мониторинг, поиск полезных ископаемых, прогноз опасных геодинамических явлений, оценка последствий чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки.

Первый космический аппарат Центр Хруничева изготавливает на собственные деньги, заработанные за счет коммерческих проектов, отметил Михайлов. Однако вся система будет строиться за счет госбюджета по государственному заказу. Аналогичные системы мониторинга уже создаются во многих странах, а России необходимо соответствовать современными тенденциям развития космонавтики. Завершить создание системы мониторинга планируется до 2005 года.

Как сообщил Михайлов, космической платформой "Яхта", представленной на проходящем в Жуковском Международном авиационно-космическом салоне, уже заинтересовались специалисты из Китая.



Нас считают