24 августа 2001 г.

Странности ландшафтов Каллисто

Солнечный парус вновь отправится в космос в начале будущего года

Японцы откладывают демонстрационный запуск своей новой ракеты

NASA устраивает "День открытых дверей" в Космическом центре им. Джонсона

В Казахстане оценят экологическую безопасность "Байконура"

Свинцовые звезды

Группа бельгийских и французских астрономов, работавшая на 3,6-метровом телескопе обсерватории Ла Силла, входящей в состав Европейской южной обсерватории, обнаружила три необычных звезды. Эти звезды (HD 187861, HD 196944 и HD 224959), каждая из которых входит в состав двойной системы, чрезвычайно богаты свинцом. Количество этого тяжелого элемента превышает количество любого другого элемента тяжелее железа в этих звездах. Масса свинца приходящаяся на каждую звезду примерно равна трем массам Луны.

По современным представлениям все тяжелые элементы во Вселенной являются результатом процессов термоядерного синтеза , происходящих в звездах. Но при этом не могут синтезироваться элементы тяжелее железа. Более тяжелые ядра появляются в результате так называемого "нейтронного захвата" когда к тяжелому ядру присоединяются нейтроны.

Для "нейтронного захвата" есть два пути. Первый реализуется в очень массивных звездах в конце их жизни при вспышках сверхновых. Второй вариант имеет место в обычных звездах на поздних этапах эволюции, когда топливом для звезды служит гелий, а не водород. Этим вторым путем синтезируется более половины всех тяжелых элементов.

Обнаружение "свинцовых" звезд явилось сильным подтверждением справедливости современных теории звездной эволюции и строения звезд.

Крупное изображение окрестностей "свинцовой" звезды HD 196944 (700x800, 616kB) можно скачать отсюда http://www.eso.org/outreach/press-rel/pr-2001/phot-26a-01-normal.jpg

Российский корабль "Прогресс М-45" доставил 2,5 тонны груза на МКС

Стыковка российского грузового корабля "Прогресс М-45" с Международной космической станцией (МКС) произведена сегодня в 13.51 мск. Как сообщили РИА "Новости" в российском Центре управления полетами (ЦУП), она прошла в автоматическом режиме.

"Прогресс М-45", стартовавший 21 августа с космодрома Байконур, доставил на станцию около 2,5 тонн необходимых грузов - 890 кг топлива, 1420 кг сухих грузов и оборудования, 210 кг воды.

Странности ландшафтов Каллисто

25 мая этого года исследовательский зонд Galileo, который работает на орбите Юпитера, пролетел мимо Каллисто - самого дальнего из четырех его самых крупных спутников . Эти спутники - Ио, Ганимед, Европа и Каллисто - называются галилеевскими, так как открыты они были Галилео Галилеем около четырехсот лет назад. Итак, в мае Galileo пролетел на расстоянии 138 км над поверхностью Каллисто. Тогда зонд провел все запланированные исследования и сделал снимки этого спутника. Информация с Galileo пересылается в наземный ЦУП не сразу, так что фотографии были получены совсем недавно. И они очень удивили специалистов.

Например, вот этот снимок. Эта местность выглядит так, как будто здесь и по сей день продолжается эрозия. Зубчатые структуры на нем могут состоять из льда, разбросанного по поверхности миллиарды лет назад после удара какого-то крупного космического тела, или это могут быть обломки того самого упавшего метеорита. Высота этих пиков - около 100 м. На снимке видно, что каждый светлый пик окружен более темной поверхностью. Возможно, это пыль, которая могла образоваться при разрушении пика. Согласно одной теории, процесс эрозии здесь протекает следующим образом: лед, скрепляющий пыль, испаряется, и зубчатые структуры постепенно осыпаются. Оказавшаяся на поверхности темная пыль лучше поглощает солнечный свет, чем "пыльно-ледяные" глыбы, и лед вокруг нее начинает подтаивать или испаряться быстрее. Так что со временем эти пики должны исчезнуть.

На последнем более подробном снимке видны кратеры размером вплоть до 3 метров в поперечнике. По количеству кратеров на снимках небесных тел можно определить хотя бы приблизительно возраст поверхности. На Каллисто кратеров очень много, и остались они почти в первозданном виде. Отсюда можно сделать вывод, что на этом спутнике не было никаких извержений вулканов и тектонических сдвигов (во всяком случае, таких катаклизмов не было на протяжении последних нескольких миллиардов лет).

Солнечный парус вновь отправится в космос в начале будущего года

Планетное Общество (Planetary Society) полно решимости продолжить работы по проекту солнечного паруса, несмотря на неудачу во время испытательного суборбитального полета, состоявшегося в июле этого года. Тогда баллистическая ракета "Волна" с аппаратом, в котором был сложен солнечный парус "Космос 1", стартовала с борта подводной лодки в Баренцевом море. Расследование показало, что тяга двигателя третьей ступени ракеты оказалась меньше расчетной, а потом из-за ошибки программного обеспечения ракеты не была дана команда на отделение паруса, и он в итоге упал вместе с ней где-то на Камчатке.

Как было объявлено официальными представителями Планетного Общества, новая попытка запуска состоится в начале будущего года. Причем повторять суборбитальный полет не будут. Планируется сразу отправить солнечный парус на околоземную орбиту. И раскрыть у него планируется не два сегмента, а все восемь. Опять для запуска будет использована ракета "Волна", которая стартует с подводной лодки в Баренцевом море. Вес аппарата с парусом - 40 кг. Его планируется вывести на начальную орбиту высотой 850 км. После разворачивания паруса он образует фигуру, похожую на зонтик диаметром 30 метров. Предполагается, что с помощью этого паруса космический аппарат на спирали начнет постепенно уходить вверх от начальной орбиты.

Планетное Общество собирается построить два экземпляра паруса. Второй будет использован в конце 2002 году, если очередные испытания солнечного паруса "Космос 1" будут неудачными.

В принципе, идея солнечного паруса, который использует в качестве движущей силы давление солнечного света, далеко не нова. Она впервые возникла в 20-х годах и в течение десятков лет рассматривалась различными авиа- и космическими организациями. В 70-х годах NASA отвергло предложение использовать солнечный парус во время экспедиции к планете Галлея, а в 80-х годах возникла идея использовать солнечный парус при полетах на Луну, но из-за отсутствия средств этот проект также не был реализован.

Японцы откладывают демонстрационный запуск своей новой ракеты

Японское национальное агентство по космическим исследованиям (National Space Development Agency, NASDA) решило отложить первый запуск своей новой ракеты H-2A после того, как с клапаном системы герметизации бака с жидким кислородом второй ступени ракеты возникли проблемы. Тайфун "Пабук", недавно пронесшийся над Японскими островами, тоже не способствовал надлежащей подготовке к запуску, который откладывается уже не в первый раз. Сначала предполагалось, что этот старт состоится 22 июля, потом он был перенесен на 25 августа. А теперь названа новая расплывчатая дата - не раньше 28 августа. Все будет зависеть от того, как пойдут дела с ремонтом клапана. Так что ракета стоит на стартовой площадке космодрома на острове Танегасима, что в тысяче километров к юго-западу от Токио, а клапан отправили на завод компании Mitsubishi Heavy Industries в городе Комаки в центральной Японии.

Ракета H-2A разрабатывалась как потенциальный конкурент европейской ракете Ariane V. Это модернизированная и более дешевая версия старой ракеты H-2, которая "отличилась" своими авариями. На базе основной ступени ракеты разработаны несколько моделей различной грузоподъемности (см. рисунок) с разными вариантами твердотопливных и жидкотопливных ускорителей.

NASA устраивает "День открытых дверей" в Космическом центре им. Джонсона

Завтра в субботу 25 августа ворота Космического центра им. Джонсона в Хьюстоне будут открыты для всех желающих с 9 утра до 5 вечера. Это будет традиционный "День открытых дверей", который проводится здесь уже в шестой раз. Совершенно бесплатно публика сможет посетить два десятка зданий Центра. Парковка автомобилей на стоянках около Центра тоже будет бесплатной.

В Центре им. Джонсона проходят подготовку астронавты NASA. Поэтому посетители смогут встретиться с астронавтами, взять у них автографы, увидеть местный ЦУП и потрогать настоящее космическое оборудование. Здесь им покажут полную модель Международной космической станции и "шаттл", который используется для тренировки астронавтов.

В Центре им. Джонсона находится также огромный бассейн, где астронавты тренируются перед выходами в открытый космос. Его также покажут гостям Центра. Будут развлечения и для детей с запуском пневматических ракет. В программе также запланирован сеанс связи с МКС, где начал работать третий долговременный экипаж - Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин.

В Казахстане оценят экологическую безопасность "Байконура"

В Казахстане будет произведена оценка воздействия космодрома "Байконур" и военных полигонов на окружающую среду и здоровье населения. Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в министерстве энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР), решение о подготовке проекта соответствующей республиканской целевой программы было принято на совещании, посвященном обеспечению экологической безопасности деятельности комплекса "Байконур". На совещании в МЭМР обсужден также ход выполнения решений подкомиссии по комплексу "Байконур", казахстанской и российской правительственных комиссий по вопросам охраны окружающей среды, здоровья и социального обеспечения населения на комплексе "Байконур".

Кроме того, на совещании рассмотрены также материалы к предстоящим в четвертом квартале парламентским слушаниям по вопросу влияния пусков ракет с космодрома на окружающую среду и здоровье населения. Министерствам и ведомствам дано поручение усилить взаимодействия с российской стороной по реализации достигнутых договоренностей в области охраны окружающей среды на комплексе "Байконур".