Новую комету открыл астроном-любитель
Неделю назад в выходные один астроном-любитель открыл новую комету старым дедовским способом - он просто посмотрел в свой телескоп и увидел смазанное пятнышко, которого на том месте раньше не было.
Кометы принято называть в честь их открывателей, например, кометы Галлея, Хейла-Боппа, Хаякутаке, Шумейкера-Леви и т.д. Но почти все недавно открытые кометы имеют безликие названия, начинающиеся с "LINEAR" или "NEAT". Открыватели этих комет не люди, а роботы-телескопы, которые сканируют небо в поисках околоземных астероидов и комет. В этом году с января по середину августа было открыто 18 новых комет, и это сделали именно автоматические телескопы.
И вот появилась единственная в этом году "человеческая" комета. Ванс Петри (Vance Petriew) (см. на снимке) из городка Реджина (провинция Саскачеван, Канада) по специальности компьютерный консультант, но в свое свободное время он - астроном любитель. 18 августа он направил свой 50-см телескоп в сторону Крабовидной туманности. Он собирался посмотреть на сверхновую звезду в созвездии Тельца, но не успел это сделать - в его поле зрения неожиданно появилась смазанная точка, которую он вовсе не ожидал увидеть (см. рисунок ниже).
Сначала он подумал, что это какая-то далекая галактика. Он обратился к звездному справочнику, а потом - к Ричарду Хузиаку (Richard Huziak ) из Королевского астрономического общества Канады, знакомого с этим участком неба, но и он не знал в этом районе никакой галактики. Хузиак довольно быстро понял, что Петри открыл новую комету, которая в честь своего открывателя теперь будет называться кометой Петри (Petriew).
Теперь астрономы будут за ней следить. Уже определены некоторые ее параметры. Комета Petriew движется вокруг Солнца по эллиптической орбите с периодом около 5,5 лет. Минимальное расстояние от кометы до Солнца составляет 0,95 радиуса орбиты Земли, а на максимальном удалении она бывает на уровне орбиты Юпитера. Сейчас комета Petriew находится вблизи перигелия своей орбиты.
Орбитальный модуль китайского корабля Shenzhou-2 успешно сгорел в атмосфере
Второй испытательный полет китайского беспилотного космического корабля Shenzhou-2 начался 10 января этого года. Этот корабль состоял из спускаемого и орбитального модулей. Корабль сделал 108 витков вокруг Земли, после чего от него отделился спускаемый модуль, который совершил посадку на территории Внутренней Монголии 16 января. А орбитальный модуль продолжил полет. Как тогда сообщалось, орбитальный модуль должен был летать еще как минимум полгода. На орбитальном модуле было установлено научное оборудование, на котором планировалось проводить различные эксперименты.
Оказалось, что орбитальный модуль пролетал больше 6 месяцев. Он провел на орбите 260 дней и закончил свое существование 24 августа, сгорев в плотных слоях атмосферы над восточной частью Тихого океана между островом Пасхи и Чили. Спуск с орбиты проводился по команде с Земли. По сообщению NASA, падения обломков зафиксировано не было, по всей видимости, все сгорело в атмосфере.
В английские магазины скоро поступят летающие тарелки
В сентябре в английские магазины поступят летающие тарелки. Стоить они будут порядка 160 дол. Производителем тарелок является компания Blackhawk Vectron. На разработку ушло пять лет. Как сообщается, при их создании использовались представления NASA и ВВС США о том, как летают летающие тарелки.
Эта летающая тарелка имеет три лопасти, с помощью которых она может зависнуть в воздухе. Ее диаметр составляет около 11 см, управляется она с помощью пульта дистанционного управления. На поверхности тарелки имеется дисплей на 120 символов.
Вот такой оригинальный подарок на день рождения.
Мультимедиа спутник
Компания Space Systems/Loral, подразделение Loral Space & Communications, получило разрешение от Мобильной вещательной корпорации Японии (Mobile Broadcasting Corporation - MBC) на разработку и постройку спутника MBSAT, предназначенного для доставки мультимедийных данных (звук высокого качества, видео в формате MPEG-4, цифровые данные) пользователям на территории этой страны. Запуск аппарата запланирован на конец 2003, предоставление же услуг начнется в начале 2004 года.
По словам разработчиков, передаваемый сигнал можно будет принимать даже на небольшую антенну, установленную внутри зданий или на быстродвижущейся машине. Кроме того, на земле в некоторых точках будут установлены ретрансляторы.
Более 50 аудио и видео каналов будут передаваться с 16 транспондеров S-диапазона по 120 Вт каждый. Вдобавок, на спутнике будет установлена служебная 25 Мгц линия Ku-диапазона для передачи информации на наземные станции. Антенный отражатель аппарата будет иметь размер 12 метров, таким же числом характеризуется время в годах его прогнозируемого срока службы.
В работе с MPEG-4 видео планируется применять кодовое разделение каналов(code division multiplexing - CDM), для аудио - AAC (advanced audio coding). Потенциал системы - 50 одновременно транслируемых программ. Большие потребности в энергии будут удовлетворяться эффективными солнечными и легкими бортовыми батареями. После ввода в строй спутника в продажу поступят автомобильные и переносные терминалы для аудио, видео и информационных услуг.
Первое поколение LSI чипов для цифровых приемников уже прошло через продолжительные испытания, второе поколение на основе технологии LSI высокой плотности будет доступно в середине 2002 года.
За финансирование проекта отвечают 42 японские компании и их партнеры. В самом ближайшем будущем ожидается увеличение числа инвесторов.
NASA собирается уничтожить спутник по материальным соображениям
Космическое агентство NASA решило вывести из эксплуатации спутник Upper Atmosphere Research Satellite, который вот уже 10 лет использовался для исследований озоновой дыры. Как сообщается, причина такого решения - нехватка финансовых средств. На обслуживание этого спутника тратилось 10 млн дол. в год.
NASA крупно потратилось на проект Международной космической станции (был выявлен перерасход в 4 млрд дол.), поэтому теперь избавляется от нескольких проектов и сокращает финансирование МКС. Под нож попал и этот спутник. Вес спутника - 6,5 тонн, длина - около 10,5 м. Пока решается вопрос, каким образом спутник будет сведен с орбиты: либо его "снимет" один из "шаттлов", либо спутник сам постепенно опустится до плотных слоев атмосферы и сгорит там. "Естественный" способ уничтожения займет довольно много времени, спутник сгорит где-то в период между 2016 и 2027 годами.
Научную аппаратуру на спутнике отключат к 30 сентября, в этот день 10 лет назад он был выведен на орбиту "шаттлом". К сегодняшнему дню из 10 имеющихся на нем приборов в рабочем состоянии находятся семь. Вообще этот спутник был изначально рассчитан на 3 года работы. Он измерял содержание озона и других химических веществ в озоновом слое атмосферы. Он же вел мониторинг озоновой дыры над Антарктидой.
Ученые, работающие по озоновым проблемам, просто возмущены решением NASA. Они считают, что этот спутник уже принес информации на миллиард долларов, и жалеть пару миллионов просто глупо. В качестве промежуточного решения они предлагают временно отключить оборудование спутника и восстановить его работу через год или немного позже. Тогда на орбиту будет выведен европейский спутник, который будет заниматься этими же проблемами. Предполагается, что эти спутники могли бы работать в тандеме.
Запуск новой японской ракеты откладывается как минимум до 29 августа
Руководство Японского национального агентства по космическим исследованиям (National Space Development Agency, NASDA) решило еще раз отложить первый запуск новой ракеты H-2A. Теперь названа дата 29 августа в 4:00 по Гринвичу, но в зависимости от погодных условий старт могут перенести и на вечер вплоть до 18:00. Однако сразу было объявлено, что и 29 августа - это ближайший возможный срок запуска.
Причины переноса запуска - технические проблемы с фильтром одного из клапанов системы герметизации бака с жидким кислородом. Фильтр заменили на заводе-производителе, и пока, по заявлению агентства, проблем с ним нет.
Японцы считают, что ракета H-2A должна составить конкуренцию французской тяжелой ракете Ariane 5. Она построена на базе старой ракеты H-2, но предполагается, что она не будет такой аварийной как H-2.
|