28 августа 2001 г.

Мобильные связисты из США предпочитают "Плесецк" Канавералу

Телескоп Hubble нашел в космосе сверхзвуковые ударные волны

У Плутона все меньше шансов остаться в списке планет

Через 20 лет после Вояджера

Спустя двадцать лет после сближения последнего исследовательского аппарата с Сатурном , к этому газовому гиганту стремительно приближается новый зонд, собираясь, однако, задержаться там намного дольше.

Миссия Кассини-Гюйгенс, подготовленная НАСА и Европейским космическим агентством, достигнет Сатурна 1 июля 2004 года. Кассини станет первым аппаратом, который выйдет на орбиту этой планеты, а через полгода после своего там пребывания сбросит на его спутник Титан зонд Гюйгенс(Huygens).

Последним из межпланетных зондов, пролетавших поблизости от Сатурна, был "Вояджер-2" в августе 1981. Его запуск состоялся в 1977 году, в это время не было еще ни одного аппарата, который бы достиг Сатурна. Однако, пока "Вояджер-2" был в пути, первооткрывателями стали легендарный "Пионер-11" и "Вояджер-1". С их помощью ученым удалось узнать, что Сатурн имеет больше спутников и колец, его температура выше, а ветры на поверхности сильнее, чем ожидалось. Кроме того, открытием стало обнаружение толстой азотистой атмосферы на Титане, делающей его похожим на первобытную Землю. Особое внимание пролетавший "Вояджер-2" уделил загадочному спутнику Энцеладу, обладающему чрезвычайно яркой поверхностью. Ученым также удалось сделать качественные фотографии Сатурна, и изучить частицы, из которых состоят кольца.

Подготовка проекта Кассини-Гюйгенс началась еще в 1990 году. Теперь же, когда его реализация находится в самом разгаре, руководители миссии определили следующие вопросы, на которые им хотелось бы получить ответы: Есть ли на Титане озера из жидких углеводородов? Что происходит в его атмосфере? Насколько сильно изменились кольца за прошедший промежуток времени? Как магнитное поле Сатурна и его спутники влияют на кольца? Есть ли на Энцеладе действующие вулканы?

Самый древний метеорит

В январе 2000 года в Канаде на озере Тагиш упал самый большой за историю этой страны метеорит . До вхождения в атмосферу метеорит имел диаметр около 6 метров, весил более 200 тысяч тонн, однако большая часть его сгорела в атмосфере, оставшаяся же масса разлетелась по льду озера на площади в несколько сотен квадратных километров. Сотни осколков метеорита (на фото - один из них) были собраны наблюдавшими падение местными жителями и участниками специальной научной экспедиции, присланной в этот район.

В настоящее время ученые продолжают изучение этого метеорита. Такахиро Хирои (Takahiro Hiroi) вместе со своими коллегами из американского университета Брауна высказал предположение, что метеорит озера Тагиш является фрагментом астероида типа D. Такие астероиды, возникшего на заре формирования Солнечной системы, "обитают" в удаленных от Солнца областях. Их главное свойство - очень низкая отражательная способность. Они настолько черны, что отражают только 3 процента падающего на них света.

Ученый считает, что канадский метеорит - наиболее старый из обнаруженных людьми метеоритов. Кроме его осколков, исследователи имеют многочисленные рассказы очевидцев, что позволяет довольно точно рассчитать траекторию падения на Землю. Эти сведения помогут понять, откуда прилетел этот "старичок" и, возможно, определить астероид, от которого он откололся.

Технические проблемы на зонде, летящем к комете Борелли

Сейчас экспериментальный зонд DS1 направляется к комете Борелли. С ней он должен встретиться совсем скоро - в сентябре этого года. Однако состояние оборудования на зонде, как говорится, оставляет желать. Основная проблема - это выход из строя системы ориентации по звездам. В принципе эта система не работает уже давно - с 1999 года. Но тогда на бортовой компьютер было загружено специальное ПО, чтобы можно было использовать для ориентации бортовую фотокамеру. Но неделю назад во время проверки работы маневренного двигателя, который должен провести коррекцию траектории корабля, выяснилось, что система ориентации все-таки не работает, и корабль потерял направление на опорную звезду, и отклонение от курса все увеличивается.

Кроме того, примерно произошел какой-то сбой в работе экспериментального ионного двигателя корабля. Причины этого пока до конца не ясны, но специалисты ЦУПа считают, что это как-то связано с потерей ориентации. Они, правда, надеются, что в данном случае проблему удастся относительно быстро разрешить, чтобы потом осталась только одна проблема - с астроориентатором. Но если сделать это не удастся, то ставится под вопрос вся миссия к комете. Без астроориентатора зонд не сможет нацелиться на комету для ее съемки. Первая предварительная съемка кометы должна была состояться 25 августа, и ее провести не удалось. Правда, пока инженеры ЦУПа не теряют оптимизма.

Пыльную бурю в ливийской пустыне видно даже из космоса

NASA опубликовало эту фотографию, которая была получена с помощью камеры коммерческого спутника OrbImage 22 августа этого года. Здесь видна крупная пыльная буря, которая зародилась в ливийской пустыне и двигается через Средиземное море.

Мобильные связисты из США предпочитают "Плесецк" Канавералу

Американская компания Iridium Satellite LLC планирует весной 2002 года осуществить запуск спутника связи по программе Iridium с космодрома "Плесецк", сообщает "Газета.Ru" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Сейчас в аэропорту Архангельска готовятся к приему оборудования.

Раньше спутники в рамках программы Iridium выводились на орбиту с космодрома "Байконур" (21 спутник) и иностранных космодромов (45 спутников), а "Плесецк" в программе не участвовал. В систему Iridium входят 66 низкоорбитальных спутников с высотой орбиты 780 километров, которые обеспечивают стопроцентное покрытие Земли, и 12 станций сопряжения, служащих связующим звеном между спутниковой группировкой и наземными сетями, включая сотовую.

Все 12 операторов станций сопряжения выполняют также роль региональных дистрибьюторов услуг Iridium на выделенной территории.

Компания Iridium LLC была основана в 1991 году и начала предоставлять услуги связи в 1998 году, а с декабря 2001 года сеть Iridium находится в неограниченном пользовании министерства обороны США.

Телескоп Hubble нашел в космосе сверхзвуковые ударные волны

С помощью космического телескопа Hubble недавно удалось получить новые снимки планетарной туманности , имеющей не очень благозвучное название "Тухлое яйцо" (Rotten Egg). Эти снимки примечательны тем, что на них астрономы впервые увидели явные признаки наличия в газовых облаках этой туманности сверхзвуковых ударных волн. Такие волны предсказывались теоретически, они образуются при столкновении газовых облаков, но увидеть их до сих пор не удавалось.

Планетарная туманность "Тухлое яйцо" находится на расстоянии 5 тысяч световых лет от Земли в созвездии Корма. Продольный размер этой туманности - около 1,4 светового года. Она образовалась в результате взрыва звезды, похожей на наше Солнце. Второе название этой туманности - Calabash Nebula ("Туманность бутылочной тыквы"), данное в соответствии с ее формой. А "Тухлым яйцом" ее назвали потому, что в ней находится довольно много сернистых соединений, имеющих очень неприятный запах, который, правда, в космосе нюхать некому.

Туманность состоит из газа, выброшенного центральной звездой. Газ этот (на снимке он имеет желтоватый цвет) разлетается в разные стороны как две сверхзвуковых струи, скорость которых достигает полутора миллионов километров в час. Газ, выброшенный из звезды, сталкивается с окружающим туманность газовым облаком (на снимке оно имеет синий цвет). При этом ударе формируются ударные волны, и происходит нагрев окружающего газа. Самой центральной звезды не видно из-за пылевого облака.

У Плутона все меньше шансов остаться в списке планет

Астрономы Южной Европейской обсерватории подтвердили, что обнаруженный в мае этого года астероид 2001 KX76 из пояса Койпера имеет в диаметре как минимум 1200 км. То есть он больше астероида Церера, который до сих пор считался самым крупным (его размер составляет 932 км). Кроме того, оказалось, что он, во всяком случае, не меньше Харона - спутника Плутона . Про Харон известно, что его размеры не превышают 1200 км.

Когда астероида 2001 KX76 был открыт, то астрономы смогли только приблизительно определить его размер, исходя из его яркости. По их оценкам он составлял от 960 до 1270 км. И точное значение уложилось в этот промежуток. Для измерения астероида использовался новый виртуальный телескоп Astrovirtel. С помощью этого телескопа можно вести поиск объекта на архивных изображениях, полученных из нескольких обсерваторий. Объект 2001 KX76 был найден на нескольких снимках из этого архива, причем самый старый снимок датировался 1982 годом.

Эти фотографии позволили более точно рассчитать орбиту 2001 KX76, а исходя из нее, и размер этого астероида. Если коэффициент отражения 2001 KX76 составляет 7%, то есть он такой же, как у другого крупного астероида Varuna, то диаметр 2001 KX76 должен составлять 1200 км. А если коэффициент его отражения немного меньше 4% (как у комет), то поперечный размер этого объекта должен быть порядка 1400 км. Для сравнения, диаметр Плутона составляет 2275 км. Таким образом, грань между планетами, к которым пока относят Плутон, и астероидами стирается все больше и больше. Наверное, скоро либо Плутон разжалуют в астероиды, либо новый астероид 2001 KX76 запишут в планеты.