30 августа 2001 г.

Готовится к запуску первая ракета Ariane после недавней аварии

Японская ракета H-2A - первый демонстрационный запуск оказался успешным

"Союз" по-французски

Рентгеновская парочка

Астрономы открыли двойную звездную систему, имеющую столь удлиненную орбиту, что, по всей вероятности, двойняшки еле-еле удержались от разрушительного эффекта сверхновой, превратившей их в фонтан энергии рентгеновского диапазона.

В период с 1998 по 2000 годы Виржиния МакСвейн из университета Джорджии наблюдала загадочный источник рентгеновского излучения, названный LS 5039. Он является представителем целой серии двойных звезд , открытых учеными Франции, Германии и Бразилии с помощью рентгеновского спутника ROSAT. Двойные рентгеновские системы состоят из звезды, передающей свою массу соседке, обычно являющейся остатком сверхновой, нейтронной звездой или черной дырой.

Последовательный анализ испанскими и немецкими радиоастрономами показал, что LS 5039 выделяет газ на скорости, близкой к световой. До этого столь высокоскоростные потоки были обнаружены лишь у нескольких массивных двойных систем.

Наблюдения МакСвейн подтверждают, LS 5039 - двойная рентгеновская система с большой яркой звездой и невидимым для человеческого глаза компаньоном, указывающим на произошедший когда-то взрыв. Виржиния обнаружила, что каждый из объектов облетает другой за 4,1 дня по чрезвычайно искаженным орбитам, нехарактерным для подобных структур.

"Их орбитальный период до взрыва составлял примерно два дня, поэтому когда появилась сверхновая, они практически касались друг друга", говорит МакСвейн.

Астрономы считают, что орбита двойной звезды увеличилась именно при образовании сверхновой, причем степень растяжения напрямую связана с количеством вещества, выброшенного во время взрыва. Судя по необычной орбите, мертвая звезда из LS 5039 потеряла с момента начала катаклизмов более 15 масс Солнца.

Большинство огромных звезд формируются парами, поэтому долгое время ученые гадали, что произойдет если в двойной системе возникнет сверхновая. Невзорвавшаяся часть пары, скорее всего, переживет катастрофу, судьба же оставшегося объекта непонятна. Некоторая масса вещества улетит в космос, а вот ядро наверняка сожмется, образовав нейтронную звезду, а затем и черную дыру, которые методично будут выкачивать из соседки газ, увеличиваясь в размерах. Процесс этот не будет бесследным, притягиваемое вещество будет скручиваться вокруг своего захватчика, который начнет излучать энергию в рентгеновском диапазоне.

Легковесный спутник

Исследовательская Лаборатория Военно-воздушных сил (AFRL) выбрала компанию Локхид Мартин в качестве своего партнера в проектировании, строительстве и летных испытаниях микроспутника Experimental Satellite System (Экспериментальная спутниковая система - XSS-11). Приблизительный вес спутника - 100 кг, стоимость контракта - 21 млн долларов.

Основной упор будет делаться на создание аппарата, способного на автономное орбитальное существование без поддержки наземных служб. Подобная технология может найти свое применение в совершенно разных областях. К примеру, НАСА может воспользоваться ей при разработке планов доставки образцов марсианского грунта на Землю с последующим его анализом.

Со стороны Локхид Мартин в работе будут участвовать компании Octant Technologies и Broad Reach Engineering and Science Applications International Corporation, а так же лаборатория Чарльза Старка Дрепера (Charles Stark Draper). AFRL же привлекает к созданию XSS-11 12-е подразделение Центра ракетно-космических систем ВВС США (Air Force Space and Missile Systems Center) (авиабаза Киртленд). В ходе программы будет выяснено, смогут ли микроспутники в будущем обеспечить выполнение военных задач.

Гравитационная линза, дающая шесть изображений

Международная группа астрономов, работавшая на радиотелескопе VLBA и космическом телескопе Hubble, обнаружила первую гравитационную линзу, которая дает необычный эффект - изображение очень далекой галактики CLASS B1359+154 делится на шесть разных изображений. Такая ситуация возникает из-за того, что вдоль линии, соединяющей Землю и эту далекую галактику располагаются три галактики, каждая из которых создает эффект гравитационной линзы.

Вот этот снимок. Шесть белых пятен - это как раз изображения, порождаемые гравитационными линзами. А оранжевые объекты - это изображения трех галактик, создающих гравитационные линзы. До сих пор были известны только гравитационные линзы, дающие учетверенное изображение. Далекая галактика CLASS B1359+154 располагается на расстоянии более 11 млрд световых лет от Земли в созвездии Волопаса. Про нее известно, что в ее центре имеется массивная черная дыра, а, кроме того, в ней есть области формирования новых звезд. А три галактики, создающие гравитационные линзы, находятся на той же линии, но не ближе 7 млрд световых лет от Земли.

Готовится к запуску первая ракета Ariane после недавней аварии

Сегодня на космодроме Куру во Французской Гвиане должен состояться запуск ракеты Ariane 44L, на борту которой находится спутник связи Intelsat 902. Старт назначен на 6:46 по Гринвичу (10:46 мск), длительность окна запуска - 1 час.

Это будет первый запуск ракеты Ariane после инцидента, произошедшего полтора месяца назад с ракетой Ariane 5. Тогда из-за неполадок в работе разгонного блока два спутника - европейский Artemis и японский BSAT-2b - не вышли на заданную орбиту. Японский спутник был признан потерянным, а очень дорогой Artemis решили реанимировать и поднять его орбиту на заданную высоту. Сейчас спутник как раз находится в стадии подъема, но до его завершения пройдет еще несколько месяцев.

Правда, на этот раз летит ракета другой модели - "рабочая лошадка" Ariane 44L. Из ее названия следует, что ракета оснащена четырьмя жидкотопливными ускорителями. Она должна вывести на геостационарную орбиту путник связи Intelsat 902 весом 4,7 тонны. Он будет находиться на высоте 36 тыс. км на орбите с координатой 62 градуса восточной долготы для обеспечения работы Internet, телевещания, телефонной и другой связи.

Японская ракета H-2A - первый демонстрационный запуск оказался успешным

Запуск новой японской ракеты H-2A откладывался несколько месяцев по самым разным техническим причинам, и даже в день старта он был перенесен на 3 часа. Но он все-таки состоялся. Вчера 29 августа в 7:00 по Гринвичу (11:00 мск) ракета H-2A с макетом спутника VEP-2 успешно взлетела с космодрома на острове Танегасима, который находится на расстоянии около 1000 км к юго-западу от Токио.

Как и планировалось, через 40 минут после старта макет спутника вместе со второй ступенью ракеты вышел на заданную геостационарную орбиту.

Наконец-то японцы после нескольких лет неудач дождались космического успеха, и теперь они рассчитывают составить конкуренцию ракетам Ariane 5. H-2A была создана на базе предыдущей ракеты H-2, "славившейся" своей ненадежностью. Первый запуск H-2 состоялся в 1994 г., он прошел нормально. Зато потом в 1998 и 1999 годах были две аварии подряд. В итоге Японское агентство по космическим исследованиям (NASDA) потеряло контракт с производителем спутников компанией Hughes Space and Communications на общую сумму в 710 млн дол.

Несмотря на то, что H-2A представляет собой модернизированную версию ракеты H-2, стоит она вдвое дешевле, чем ее предшественница. А через два года NASDA собирается увеличить ее грузоподъемность до 7,5 тонн.

"Союз" по-французски

Консорциум Арианспейс объявил о замене одного из своих самых высокопоставленных чиновников, Жака Россиньоля (Jacques Rossignol). Его приемником станет президент совместной, франко-российской компании, занимающейся продажей пусков российских ракет "Союз", Жан-Ив Ле Галл (Jean-Yves Le Gall).

Таким способом, из команды менеджеров Арианспейс был устранен основной противник создания стартовой площадки для ракет "Союз" в Европейском космическом центре во французской Гвиане. Россиньоль утверждал, что, модернизированный для запуска из экваториальной области, "Союз" станет реальным конкурентом европейской ракете Ариан-5 в сфере размещения легких спутников связи на геостационарной орбите. По информации Европейского космического агентства, примерно 200 млн. долларов потребуется для реализации проекта полетов этой российской ракеты из Гвианы.

В последние месяцы официальные представители правительства Франции чрезвычайно сильно заинтересовались этой идеей. Им даже удалось убедить остальные европейские государства принять конкретное решение уже на ближайшей встрече руководителей ЕКА, которая состоится в ноябре.