3 сентября 2001 г.

Пролетая над северным полюсом Солнца

На борт МКС отправится ... тест на беременность

Японское агентство будет торговать путевками в космос

Китайский астероид и глобальная катастрофа на Земле

Никто сейчас точно не знает, чем 250 млн лет назад закончился на Земле Пермский период. Есть разные гипотезы. Большинство ученых считает, что в это время происходило постепенное понижение уровня моря и изменение климата, а, кроме того, активно извергались вулканы. Но есть специалисты-геологи, у которых совсем другое мнение на этот счет.

Японские геологи, работавшие на юге Китая, недавно нашли доказательства того, что порядка 250 млн лет назад на нашей планете произошла самая крупная глобальная катастрофа. И причиной ее было столкновение Земли с астероидом или кометой. В земных породах, возраст которых соответствует Пермскому периоду, они нашли довольно большое содержание изотопов серы и стронция и характерные для мощного удара гранулы каолинита. При этом была отмечена низкая концентрация в этих породах магния, фосфора и кальция.

Кунио Кайхо (Kunio Kaiho) из университета Тохоку опубликовал по поводу этих исследований статью в сентябрьском номере журнала "Геология" (Geology). В ней он доказывает, что упомянутые концентрации разных веществ говорят о том, что в конце Пермского периода в океан упал астероид или комета, и результатом этого стал массированный выброс серы из земной мантии, выделилось большое количество кислорода, пошли кислотные дожди и, возможно начались повсеместные извержения вулканов.

На Марсе снова нашли воду

В последнем научном докладе Европейского космического агентства сообщается о том, что геологи, изучающие последние снимки с поверхности Марса , сделанные космическим зондом Mars Global Surveyor, обнаружили свидетельства того, что вода, вероятно, когда-то свободно текла по поверхности планеты и более того, время от времени может течь сейчас. Предполагается, что специфические конусы на марсианской поверхности образовались от взаимодействия воды и извергающейся лавы. Если выводы ученых окажутся верными, то подземная часть Марса может быть обильно наполнена водой или льдом.

В исследуемой части планеты еще не побывал ни один космический аппарат, поэтому достоверно подтвердить гипотезу пока невозможно. Впрочем, уже через несколько лет в этот район Красной планеты планируется отправить сразу две космических экспедиции, нацеленных именно на поиск подземных водных источников: Mars Express в 2003 году от Европейского Космического Агентства, ESA, и, спустя еще четыре года, Netlanders со стороны французского CNES. Гамма-спектрометр, установленный на борту американского Mars Odyssey(он долетит до Марса в этом году) произведет лишь поиск химических признаков воды на поверхности, но не сможет проникнуть в марсианские недра.

Скептики утверждают, что характерные отверстия на поверхности планеты могли возникнуть не только от воды, но и от жидкой двуокиси углерода, которая во время бурения может привести к взрыву и серьезно повредить исследовательское оборудование.

Второй космический турист прошел медкомиссию

Очередной кандидат в космические туристы - южно-африканский миллионер Марк Шаттлеворс - сейчас проходит подготовку к полету в Звездном городке. Он уже прошел медкомиссию, и она подтвердила, что короткое путешествие на Международную космическую станцию (МКС) Шаттлеворсу не повредит. Предполагается, что он отправится туда на российском корабле "Союз" весной будущего года. Правда, контракт с ним пока не подписан.

Кроме Шаттлеворса, медкомиссию в Звездном городке на днях прошли два астронавта Европейского космического агентства. Это Роберто Виттори из Италии и Френк ДеВинн и Бельгии. Виттори в апреле будущего года должен отправиться на МКС в составе очередного долговременного экипажа, а ДеВинн - его дублер. Виттори будет первым представителем Европейского космического агентства, который отправится в длительную экспедицию на МКС.

Облака смога видны и с МКС

Как сообщил с борта МКС нынешний экипаж станции - Френк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин - планета Земля становится все менее голубой. С орбиты видно, что эта голубизна закрывается грязноватой дымкой. И все это происходит из-за смога, количество которого все растет и из-за лесных пожаров.

Первый раз Френк Калбертсон отправился в космос в 1990 году, так что ему есть с чем сравнивать. По его словам, изменения произошли довольно заметные. Дым и пыль распространились по более широкой территории. Особенно это заметно в Африке, где в ряде районов сейчас засуха, и сопровождается она пыльными бурями. Калбертсон считает, что изменения уже такие большие, что это должно вызвать определенное беспокойство на Земле.

Гора пойдет к Магомеду

Каких только применений для космических технологий не придумывает человеческая фантазия!

Вот, например, новый аттракцион для туристов будущего, опубликованный на сайте онлайнового туристического агентства ebookers.com. Предлагается использовать некое подобие "шаттла", чтобы поднимать туристов в космос, а на орбите "шаттл " подождет, пока под ним окажется пункт назначения, и тогда уже совершит посадку. Если обычный самолет летит, например, из Великобритании в Австралию, то туристический "шаттл" поднимается вверх и ждет, когда к нему "подъедет" пункт назначения. Как уже подсчитано, при втором способе, время полета сокращается почти втрое.

Пролетая над северным полюсом Солнца

Исследовательский зонд Ulysses, который занимается исследованием Солнца , как известно, вращается вокруг Солнца по орбите, плоскость которой перпендикулярна плоскости солнечной системы. Поэтому он имеет возможность увидеть то, что творится на полюсах Солнца. Как раз на днях Ulysses начал очередную важную стадию своего полета - сейчас он находится в северном приполярном районе Солнца. Следует отметить, что над северным полюсом зонд оказался в период максимальной солнечной активности.

Это будет уже второй пролет Ulysses'а над северным полюсом Солнца. Первый состоялся в 1996 году, но тогда Солнце находилось в минимуме своей активности. Так что нынешние наблюдения, скорее всего, принесут новый вклад в науку о нашем светиле.

Ulysses также занимается исследованием магнитного поля Солнца, которое раз в 11 лет меняет свою полярность (у Земли такое происходит только раз в 200 тысяч лет). Изменение магнитной полярности напрямую связано с циклом солнечной активности, который имеет тот же период. Перед изменением полярности магнитное поле на Солнце становится беспорядочным и именно в это время активность Солнца достигает максимума - во все стороны с поверхности Солнца выбрасываются сгустки газа и мощные потоки заряженных частиц. Сам процесс изменения магнитной полярности протекает довольно драматично. На северном полюсе магнитное поле слабеет, дыры в рентгеновском излучении короны Солнца на северном полюсе уменьшаются, и магнитное поле в беспорядке "растекается" по всей поверхности Солнца.

Сейчас процесс смены магнитных полюсов на Солнце находится на "промежуточной" стадии, то есть, согласно показаниям приборов, магнитное поле Солнца и солнечный ветер выходят не из полярной шапки, а вблизи экватора Солнца.

На борт МКС отправится ... тест на беременность

Редакторы космического сайта SpaceRef.com добыли информацию о том, что НАСА распорядилось включить в состав средств медицинской помощи на Международной космической станции тест на беременность, признав тем самым, что секс имеет право на существование даже на орбите. Однако представители НАСА не сообщали публично о нововведении и пока никак не комментировали сообщение.

Согласно существующему в настоящее время правилу, женщины-астронавты перед полетом обязательно проходят тест на бетеменность и, в случае положительного результата, не допускаются к полету. Один из бывших сотрудников НАСА предполагает, что необходимость в тесте на беременность может возникнуть на орбите в очень ограниченном числе случаев. Эксперты никогда не обсуждали возможность секса в космосе, и до сих пор нет никаких свидетельств об интимных контактах на борту МКС. Однако время пребывания астронавтов на орбите увеличивается, и всякое может случиться...

Японское агентство будет торговать путевками в космос

Одно из крупнейших японских туристических агентств "Кинки Ниппон Турист" создало специальное подразделение для развития и маркетинга космического туризма, передает "Интерфакс" со ссылкой на британскую газету The Sunday Telegraph.

К 2030 году услугами космического турагентства смогут воспользоваться до 5 млн. человек. Спецотдел "Кинки Ниппон Турист" будет предлагать всем желающим полный перечень "внеземных" услуг - от 10-минутных доорбитальных полетов до недельного пребывания на орбите с проживание в космическом отеле. Стоимость пакета составит 2 тыс. фунтов стерлингов.

Опросы, проведенные в Великобритании, Японии и Германии, свидетельствуют, что проблем с клиентами у турагентства не будет.

По мнению The Suday Telegraph, Россия вряд ли составит серьезную конкуренцию на рынке космического туризма, хотя она первой предоставила возможность совершить полет на МКС непрофессиональному космонавту – американцу Денису Тито.