6 сентября 2001 г.

Космонавты просят чернослива, кураги и орехов

Взгляд из космоса: север позеленел

На острове Рождества пока пусто, но есть уже желающие построить там космодром

Рентгеновский телескоп Chandra будет работать сверхурочно 5 лет

Свои первые снимки рентгеновский космический телескоп Chandra сделал два года назад. Это были изображения одного удаленного квазара и того, что осталось от взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопея. За два года телескоп сделал массу открытий: нашел новые галактики, сфотографировал с недостижимыми ранее подробностями уже известные космические объекты, открыл новый тип черных дыр "среднего" размера. Первая черная дыра нового типа была найдена в галактике М82.

За последние месяцы Chandra обнаружил самый дальний из известных рентгеновских галактических кластеров (10 млрд световых лет) и сделал самые снимки Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн на глубину до 12 млрд световых лет.

Изначально предполагалось, что телескоп Chandra будет работать в космосе 5 лет. Однако по поводу очередной годовщины телескопа и в связи с его большим вкладом в науку NASA решило досрочно продлить его миссию до десяти лет. То есть Chandra будет исследовать Вселенную еще 8 лет. Причем выделены деньги не только на обслуживание телескопа на орбите, но и на сотни научных грантов для астрономов, которые будут анализировать полученные данные публиковать результаты.

Черная дыра в центре нашей галактики все-таки есть

Недавно специалисты, работающие на рентгеновском космическом телескопе Chandra, представили очередное доказательство того, что в центре нашей галактики Млечный Путь существует черная дыра.

Для этого в телескоп велось наблюдение за изменением интенсивности рентгеновского излучения в том месте, где по идее должен находиться "край" черной дыры. Оказалось, что поток рентгеновского излучения ведет себя именно так как нужно для доказательства наличия черной дыры: слабеет и "разгорается" в течение 10 минут. За это время свет проходит 150 млн км вдоль края черной дыры, то есть по космическим масштабам она совсем небольшая. Эта "несомненная" черная дыра находится на расстоянии 24 тысяч световых лет от Земли. Ее масса в 2,6 млн раз превышает массу нашего Солнца. Пока неизвестно ни одного объекта, кроме черных дыр, которые имели бы такую высокую плотность.

Росавиакосмос не дал добро на создание отеля для космических туристов

Частная орбитальная станция для космических туристов не может быть построена без рассмотрения этого вопроса в органах власти. Об этом РИА "Новости" заявил сотрудник пресс-службы Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко.

Так он прокомментировал заявление президента корпорации MirCorp, созданной РКК "Энергия" и американскими инвесторами, о том, что корпорация с помощью российских специалистов намерена создать в космосе частную орбитальную станцию для туристов.

"Для создания такой станции у MirCorp нет даже технического проекта", - отметил Михайличенко.

"Для России приоритетными являются Государственная федеральная программа по исследованию космоса и обеспечение задач Минобороны. Что касается иных проектов, то Росавиакосмос может их рассмотреть и передать на утверждение правительства лишь в том случае, если эти проекты целесообразны, экономически проработаны и финансово подкреплены", - продолжил он.

Между тем в РКК "Энергия" утверждают, что такой проект перспективен. "Этот вопрос актуален, он рано или поздно возникнет. Уже сейчас поступают заявки на полет в космос от людей состоятельных, желающих испытать себя в условиях, например, недельной невесомости, совершая многократную космическую прогулку вокруг земного шара", - отметили в этой компании.

Что же касается технического проекта, то, как указали в "Энергии", его можно было бы проработать в течение года, правда, он потребует 40-50 миллионов долларов.

Напомним, что по планам компании MirCorp космическая мини-станция могла бы отправиться на орбиту в 2004 году. Она должна быть рассчитана на трех человек, двое из которых будут космическими туристами, а третий - российским профессиональным космонавтом. Именно он будет управлять полетом в космосе и оберегать туристов. Кроме того, станцию можно было бы использовать как лабораторию.

Космонавты просят чернослива, кураги и орехов

В рацион российских космонавтов Владимира Дежурова и Михаила Тюрина, которые сейчас на МКС, по их просьбе включено больше чернослива, кураги и орехов.

Представитель Института медико-биологических проблем Борис Афонин сообщил ТАССу, что эти продукты улучшают работу желудочно-кишечного тракта и восполняют недостаток клетчатки в организме. Борис Афонин заметил, что космонавты еще на Земле пробуют различные рационы, определяя - что им хотелось бы есть ежедневно, что - время от времени, а чего не захотелось бы есть совсем. Поэтому, - говорит медик, - никогда еще не бывало, чтобы еда, привезенная космическим грузовиком, осталась бы нетронутой.

Взгляд из космоса: север позеленел

Как стало известно ученым НАСА, северное полушарие нашей планеты стало гораздо "зеленее", чем оно было 20 лет назад. Этому способствует чрезвычайно высокая плотность растительности в некоторых областях и увеличение сезона роста. Спутниковые данные показывают, что растения, расположенные выше 40 градуса северной широты, с момента последних исследований 1981 года стали развиваться более интенсивно. Одна из возможным причин феномена - повышение температуры, связанное с накоплением в атмосфере парниковых газов.

В среднем, сезон роста в Евразии стал на 18 дней больше, чем два десятилетия назад. Весна теперь наступает на неделю раньше, а осень на 10 дней позже. В Северной Америке аналогичное удлинение составило лишь 12 дней.

Процесс "озеленения" наиболее хорошо различим на полосе от Центральной Европы, через Сибирь, на Дальний Восток России.

На острове Рождества пока пусто, но есть уже желающие построить там космодром

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в мире находятся инвесторы, желающие строить такое дорогое сооружение как космодром, отдачу от которого можно будет получить лишь через много лет. В качестве места для столь рискованных вложений выбран остров Рождества . Хорош этот остров, прежде всего, тем, что находится он на 11-м градусе южной широты, то есть вращение Земли довольно сильно будет помогать ракете при взлете.

Остров Рождества принадлежит Австралии, хотя располагается он совсем рядом с островом Ява, который, как известно, является территорией Индонезии.

Проектом строительства космодрома занимается австралийская компания Asia Pacific Space Center (APSC), которая существует с 1995 года. Пока она создала только международный консорциум, в который вошли Росавиакосмос, РКК "Энергия", Самарское ЦСКБ с заводом "Прогресс" и КБ общего машиностроения. Присутствие российских компаний в консорциуме вполне понятно: предполагается, что взлетать с острова Рождества будут российские ракеты "Ангара". "Ангара" - это модификация ракеты "Союз", рабочей лошадки российской космической программы. Кроме того, на новом космодроме будет установлено российское наземное оборудование.

По заявлению APSC, правительство Австралии решило инвестировать в проект 52 млн дол. (при общей его стоимости в 400 млн дол.). Как сообщается, есть также частные инвесторы из Южной Кореи и Австралии. Строительство космодрома должно начаться уже в этом году, тогда первая ракета взлетит с него в конце 2003 г.

Ракета "Аврора" должна стать конкурентам многим ракетам, в том числе европейским Ariane, американским Atlas и Delta и российским "Протонам".

Сейчас средняя стоимость запуска груза на геостационарную орбиту составляет 20 тысяч долларов на килограмм. А руководство APSC заверяет, что "рождественские" запуски обойдутся не дороже 15 тыс. дол. за килограмм.

Максимальная грузоподъемность "Авроры" при запуске спутника на переходную геосинхронную орбиту составляет 4,5 тонны. 85% современных коммерческих спутников весят не больше, так что потенциальный рынок у "Авроры" довольно большой.

Правда, следует отметить, что "рождественские" "Авроры" будут конкурировать с теми ракетами "Союз", которые предполагается запускать с космодрома Куру во Французской Гвиане - есть и такой совместный российско-французский проект. Но окончательное решение по "французскому" "Союзу" будет принято на конференции Европейского космического агентства в ноябре этого года.