10 сентября 2001 г.

Самый молодой пульсар

Следы жизни на Марсе теперь нашли венгры

Наша Вселенная может в любой момент превратиться в желеобразную массу

Американские военные отказались финансировать проекты NASA по созданию демонстрационных аппаратов серии "Х"

На орбиту отправился очередной американский разведывательный спутник

Специалисты Росавиакосмоса рассказали о проекте, который позволит выводить на орбиту космических туристов, не используя для этого международную станцию

Через несколько лет на Международной космической станции, весьма возможно, появится беременная женщина

К полету в космос всерьез готовятся музыканты группы "На-на"

Самый молодой пульсар

Астрономам НАСА, изучавшим с помощью телескопа Chandra последствия взрыва звезды, удалось обнаружить один из самых молодых пульсаров.

Группа ученых, под руководством Стефана Мюррея из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики, занималась наблюдением объекта 3C58 - остатка сверхновой, появление которой было замечено на Земле в 1181 году до н.э. Вдобавок к центральному источнику пульсаций, вокруг него было найдено облако высокоэнергетичных частиц размером 20 световых лет.

По словам ученых, 3C58 имеет примерно такой же возраст, как и пульсар в Крабовидной туманности, однако скорость его вращения в два раза меньше и соответствует той, которая была при его появлении. В то же время, "крабовый" пульсар наоборот за годы своего существования замедлился примерно в два раза, хотя мощность порождаемого им и его туманностью рентгеновского излучения в 20000 и 1000 раз соответственно больше аналогичных показателей 3C58.

Возможное объяснение этого феномена состоит в том, что основная часть энергии наблюдаемого сейчас астрономами пульсара выделяется в форме электромагнитных полей, распространяясь на большие расстояния. Согласно другой гипотезе - между 3C58 и сверхновой нет никакой связи, а пульсар много старше, чем считается.

Следы жизни на Марсе теперь нашли венгры

Космическое агентство NASA демонстрировало уже массу фотографий, сделанных орбитальным зондом Mars Global Surveyor (MGS) которые должны доказать существование на Марсе воды и, следовательно, жизни. Правда, не утверждалось, что вода эта есть там сейчас, но предполагалось, что она была там, пусть и очень давно.

Теперь с заявлением о доказательствах наличия на Марсе живых организмов выступили три венгерских ученых. Причем, они считают, что эти организмы существуют там сейчас. Они тоже исследовали фотографии, сделанные зондом MGS, и полагают, что эти доказательства есть, например, на этом фото (см. внизу).

Они утверждают, что темные пятна на этом снимке одного из кратеров в южной полярной шапке Марса - это дюны, получившиеся в результате таяния льда под действием солнечных лучей. Причем, по их мнению, эти пятна показывают, что под поверхностью льда существуют организмы, которые, поглощая солнечную энергию, способны растопить лед и создать условия для своей собственной жизни. Эти организмы "протаивают" во льду дыры диаметром от десяти до нескольких сотен метров. Это происходит, когда в южном полушарии Марса начинается весна. А во время холодных зим, когда температура опускается до -120 градусов С, эти марсианские организмы скрываются под толстым слоем льда. Аналогичным образом ведут себя микроорганизмы, обнаруженные на Земле во льдах Антарктиды.

В связи с этими открытиями Венгрию посетил Агустин Чикарро (Agustin Chicarro) руководитель проекта Mars Express Европейского космического агентства (ЕКА). Зонд Mars Express отправится к Марсу в 2003 г. Правда, никакого решения относительно участия венгерской группы в этом проекте пока не принято.

Наша Вселенная может в любой момент превратиться в желеобразную массу

В Глазго на Фестивале науки Британской Ассоциации с довольно необычным заявлением выступил д-р Бенджамин Алланак (Benjamin Allanach). Он работает в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) в Швейцарии. Д-р Алланак предупреждает человечество, что материя в нашей Вселенной, возможно, находится сейчас в таком состоянии, когда существует вероятность ее распада в любой момент времени.

В своем обосновании возможности катастрофы Вселенной д-р Алланак исходит из теории суперсимметрии. Согласно этой теории, во Вселенной каждая частица, образующая материю, имеет некоего более тяжелого партнера с аналогичными, но не идентичными свойствами. Если это действительно так, то Вселенная должна находиться в состоянии неустойчивого равновесия, то есть в любой момент она может неожиданно сконденсироваться с образованием желеобразной массы. Тогда во Вселенной моментально изменятся все законы физики. Свет остановится, а материя, из которой образованы мы сами, наша Земля и все остальные тела во Вселенной, перейдет в другую форму.

Правда, д-р Алланак несколько успокоил собравшихся, заявив, что вероятность такого события приблизительно такая же, как вероятность выигрыша по двум лотерейным билетам, купленным в течение одной недели. Однако, если Вселенная прожила до сих пор 15 млрд лет, то это не означает, что она и дальше будет существовать.

Напомним предысторию проблемы. У NASA было несколько проектов создания кораблей многоразового использования следующего поколения. Все они начинались с буквы "Х": Х-33 (вверху), Х-34 (слева), Х-37, Х-40, Х-43... 1 марта этого года NASA объявило о прекращении финансирования проектов "новых шаттлов" X-33 и X-34. По заказам NASA над этими проектами работали, соответственно, компании Lockheed Martin и Orbital Sciences Corporation. Тогда же Lockheed Martin заявила, что самостоятельно финансировать создание X-33 она если и сможет, то недолго. В итоге от X-33 остались только двигатели, которые были признаны перспективными, и недавно была проведена серия их испытаний.

Предполагалось, что, возможно, финансирование этих программ возьмут на себя ВВС США. Но и тут проектам "Х" не повезло. 7 сентября было официально объявлено, что ВВС не будут финансировать X-33, а финансирование корабля X-37 (справа) они прекратят в сентябре 2002 г.

Такое решение было принято после того, как специалисты ВВС вместе с Национальным управлением разведки США в течение двух месяцев рассматривали возможность военного использования программ X-33 и X-37. И таковых возможностей, судя по всему, не нашли.

На орбиту отправился очередной американский разведывательный спутник

В субботу 8 сентября на космодроме военной базы Ванденберг в Калифорнии состоялся первый в этом году запуск спутника (все остальные запланированные запуски были отложены по техническим причинам).

Итак, 8 сентября в 8:25 по местному времени (15:25 по Гринвичу, 19:25 мск) от Земли оторвалась ракета Atlas 2AS с разгонным блоком Centaur и разведывательным спутником, название которого по соображениям секретности и не сообщалось. Его называют NRO - аббревиатура от названия Национального управления разведки США. Известно, что это был самый тяжелый спутник из тех, что приходилось выводить на орбиту ракете Atlas 2AS. Из-за большой массы спутника пришлось даже пересчитывать режим запуска, и из-за этого он был отложен на две недели.

Старт прошел без проблем, и спутник отделился от разгонного блока через 68 минут после запуска.

Официально об этом спутнике ничего не сообщается, но специалисты и интересующиеся подобными вещами любители полагают, что, скорее всего, этот спутник станет частью орбитальной группировки разведывательной системы Space-Based Wide Area Surveillance System. Но есть также мнение, что этот спутник входит в разведывательную сеть ВМФ США Naval Ocean Surveillance System (NOSS), и будет вести наблюдение за кораблями противника по всей территории мирового океана (к таковым относятся, наверное, не только российские и китайские корабли).

Загадка этого спутника должна разрешиться в самое ближайшее время. По всему миру есть довольно много любителей, наблюдающих за спутниками. Когда этот шпионский спутник выйдет на заданную орбиту, наблюдатели непременно засекут это, и на основании параметров этой орбиты смогут определить, к какой именно разведывательной системе он относится. Бывало даже, что запущенный спутник через несколько недель после вывода на орбиту разделялся на три части, но и это не осталось незамеченным. Такая тройка спутников дает более точные данные о местоположении наземных объектов. Некоторые наблюдатели полагают, что аналогичное "растроение" произойдет и на этот раз.

Проектов космического туризма в России существует несколько. Один уже осуществил первый космический турист Деннис Тито. Однако тогда обозначились и первые проблемы. Сейчас МКС строится, и лишние люди просто мешают работать профессиональным космонавтам. Проект создания космического отеля для туристов пока сегодня слишком далек. Самый реальный из существующих вариантов - это суборбитальный полет в космос.

Вот как это будет выглядеть. Мощный самолет с челноком на спине поднимается на высоту приблизительно 100 километров от земли. Это граница космоса. В челноке находятся три человека. Они испытывают всe, что чувствуют реальные космонавты, в первую очередь невесомость. На высоте челнок отстeгивается от самолета, и совершает самостоятельный короткий полет в космосе. Туристы могут смотреть в иллюминаторы. Там будет такой же вид, который сопровождает космонавтов в их многодневных экспедициях. Далее челнок по параболе спускается к земле. Включаются двигатели и он садится на аэродроме с которого взлетел. Весь перелет займет пару-тройку часов.

Сергей Костенко, вице-президент компании "Спейс Эдвенчерз", официальный представитель компании "Спейс Эдвенчерз" в РФ: "В космосе, за отметкой 100 км - минуты. Плюс разгонная часть, часть снижения. Это будет полноценный полет".

Такой проект сейчас разрабатывает фирма, привезшая в Россию Денниса Тито, в кооперации с ОКБ Мисищева. Именно при поддержки Мясищева был создан Буран, а сейчас там работают над высотными самолетами - носителями. В частности, модифицированный высотник Мясищева М-55 будет использован в этом проекте. Кстати, идея эта возникла не случайно. В 1996 году американская ассоциация "ИКС-ПРАЙС" объявила конкурс на создание суборбитального самолета. Приз 10 миллионов. Россия ведет борьбу с 21 командой со всего мира, и пока выигрывает.

Стоимость такого полета будет стоить в пределах ста тысяч долларов за одного человека. Желающие в течение недели должны будут проходить проверку, включая медицинский тест, барокамеру и невесомость. Периодичность таких полетов напрямую зависит от скорости замены ракетного двигателя на суборбитальном корабле. Сейчас такие полеты планируются два раза в день.

С другой стороны, космический отель для туристов когда-нибудь всe-таки будет построен. Тогда суборбитальный самолет сможет пригодиться для доставки в отель новых туристов, превратившись в своего рода орбитальный космический автобус.

Такую возможность допустил заместитель руководителя полетом по медицинскому обеспечению Игорь Гончаров. По его словам, российские специалисты изучают возможность вынашивания детей в невесомости и полагают, что женщина вполне может справиться с этой задачей. Однако произойдет это только когда МКС будет полностью достроена и начнет принимать большие группы туристов. Агентство ИТАР-ТАСС сообщает, что профессиональные женщины-космонавты вряд ли смогут отправиться на орбиту. Предполетный осмотр выявит предполагаемую беременность, и врачи запретят путешествие в космос.

К полету в космос всерьез готовятся музыканты группы "На-на"

Они специально вернулись в Москву из США, где сейчас постоянно работают, для того, чтобы пройти медицинское обследование. После главной комиссии один из музыкантов получит допуск на тренировки в Центре подготовки космонавтов. Об этом сегодня сообщило агентство ИНТЕРФАКС.