17 сентября 2001 г.

А пылевого диска у Иоты, оказывается, нет...

NASA "назло врагу" вновь начинает работу

Существуют ли гравитационные волны?

"Made in Taiwan" появится и на спутниках

На МКС отправился российский стыковочный модуль "Пирс"

Продолжается спутниковая съемка того, что осталось от ВТЦ

Запуск ракеты с космодрома на Аляске снова откладывается

Российский космос медленно умирает

Космический туризм необходим России

А пылевого диска у Иоты, оказывается, нет...

Ровно год назад группой ученых из Европейской южной обсерватории было обнаружено наличие пылевого диска у звезды Иоты. Этот факт расценивался как образование во вселенной звездной системы, подобной нашей. И вот на днях выяснилось, что протопланетное облако вокруг солнцеподобной звезды в созвездии Часов есть не что иное, как побочное явление при неправильной настройке телескопа.

3,6-метровый телескоп со сложной системой адаптивной оптики ADONIS недавно показал результат практически идентичный прошлогоднему. Причем на этот раз у двух звезд (с заранее известным отсутствием пылевых дисков) вновь были "обнаружены" протопланетные облака. Остается непонятным, как в такой крупной обсерватории целый год работали с неправильно-откалиброванным телескопом, но факт остается фактом: хорошего аналога Солнечной системы обнаружить пока не удалось.

NASA "назло врагу" вновь начинает работу

Из-за атаки террористов-камикадзе на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне был отложен как минимум один космический запуск, а именно старт ракеты Athena с нового космодрома на Аляске. Кроме того, на прошлой неделе были приостановлены работы на многих площадках NASA и распущены по домам сотрудники 10 центров NASA.

Но теперь NASA опять "рвется в бой". В четверг по телевизионному каналу NASA TV перед сотрудниками этой организации на фоне американского флага выступил руководитель NASA Дэниэл Голдин (Daniel Goldin) и сказал, что террористы не остановят и не затормозят работу космического агентства. Тогда же вновь открылись офисы NASA в Вашингтоне. Как сказал Голдин, работа NASA восстанавливается в прежнем объеме, МКС по прежнему на орбите, продолжаются исследования в лабораториях и наблюдения на телескопах.

Он также призвал сотрудников отнестись с пониманием к повышенным мерам безопасности, которые введены на всех объектах NASA. На этом служащие NASA вернулись к работе. В общей сложности они не работали полтора дня.

Существуют ли гравитационные волны?

Заканчиваются последние приготовления перед проведением амбициозного эксперимента по обнаружению одного из самых фундаментальных явлений Вселенной - гравитационных волн. С помощью устанавливаемой для международного проекта GEO600 аппаратуры возможно будет измерять расстояние с точностью до 10-18 метра.

Гравитационные волны были предсказаны общей теорией относительности Эйнштейна, но никогда прежде их не удавалось найти. К примеру они должны испускаться двумя пульсарами, обращающимися вокруг друг-друга. По мере взаимного влияния на орбиты, потерянная энергия по всей вероятности излучается в виде гравитационных волн. Таким образом, удачное завершение эксперимента позволит ученым заглянуть внутрь сверхновых, ведь их свет зарождается на поверхности, а гравитационные волны в самой сердцевине.

В ходе исследований необходимо будет достигнуть такой точности, что даже случайные температурные флуктуации металла делают непригодными этот материал для изготовления проводов. В то же время и использование стекла, не обладающего перечисленными недостатками, чрезвычайно затруднительно, так как провода имеют лишь 200 микрон в диаметре, а набор из 4 штук должен удерживать 6-килограммовое зеркало.

Два из пяти зеркал уже успешно подвешены. После окончания работ, перед проведением исследований, ученым предстоит так же настроить оптическую систему.

GEO600 не одинок - проект с аналогичной целью рарабатывается и в Японии. Однако он обладает несравнимо большей стоимостью и менее точен (10-16 метра).

Ученые считаю, что первые измерения будут проведены еще до конца 2001 года.

"Made in Taiwan" появится и на спутниках

Правительство Тайваня приняло новую космическую программу, в соответствии с которой Тайвань собирается добиться полной независимости в деле разработки и производства спутников. До сих пор Тайвань обычно заказывал спутники заграницей или арендовал мощности ретрансляторов спутников, запущенных Японией, США и Францией. Тем не менее, свой собственный спутник у Тайваня уже есть - ROCSAT-1, он находится на орбите с января 1999 г., но при его создании иностранные технологии использовались довольно широко. К концу 2003 года Тайвань планирует запустить на орбиту еще один спутник этой серии - ROCSAT-2, а в 2006 году - третий спутник ROCSAT-3.

В 1991 году Тайвань принял первую космическую программу, рассчитанную на 15 лет. На нее было выделено 19,6 млрд тайваньских долларов (566 млн. дол. США). И вышеупомянутые спутники были и будут запущены в соответствии с этой программой. Но в 2004 году начнется реализация новой программы, только что одобренной правительством страны. Она тоже рассчитана на 15 лет и стоит уже дороже - 30 млрд тайваньских дол. (867 млн дол. США). И предусматривает она уже и военные применения спутников.

А к 2011 году Тайвань собирается при разработке спутников добиться независимости от иностранных технологий, то есть он собирается разрабатывать и производить спутниковые платформы и большую часть оборудования для полезной нагрузки.

Все это вызывает очень сильное недовольство Китая (официально Тайвань - это одна из провинций Китая). Китай опасается военных применений тайваньских спутников. И его опасения имеют под собой основания. Недавно Тайвань арендовал часть оборудования израильского спутника EROS-1 (Earth Resource Observation Satellite) для получения фотографий материкового Китая с разрешением 2 м.

На МКС отправился российский стыковочный модуль "Пирс"

15 сентября в 3:35 по московскому времени на космодроме Байконур состоялся запуск ракеты "Союз" с с грузовым кораблем "Прогресс М-СО1". На его борту российский стыковочный модуль "Пирс". Он предназначается для Международной космической станции. Его планируется установить между двумя российскими модулями "Заря" и "Звезда" и использовать для пристыковки к нему российских кораблей, прибывающих на станцию. Причем таких кораблей (грузовых и пилотируемых) можно будет пристыковать целых три штуки.

Кроме того, модуль "Пирс" имеет и шлюзовую камеру, через которую на внешнюю поверхность станции смогут выходить космонавты. И в октябре этого года через эти новые "ворота" станции планируется провести три выхода в открытый космос. Два раза на внешнюю поверхность МКС будут выходить Владимир Дежуров и Михаил Тюрин, и один раз Владимир Дежуров отправится в открытый космос с Френком Калбертсоном.

Стыковка "Прогресса" со станцией должна состояться в понедельник 17 сентября приблизительно в 5 часов утра по московскому времени. Ее планируется провести в автоматическом режиме.

Экипаж МКС на прошлой неделе провел подготовку к прибытию "Пирса". Френк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин проверили системы автоматической и ручной стыковки и настроили внешние камеры для предстоящей съемки процедуры подлета и стыковки "Пирса" со станцией. Если по каким-то причинам автоматическую стыковку провести не удастся, то экипаж сделает это вручную.

Продолжается спутниковая съемка того, что осталось от ВТЦ

Американский спутник IKONOS, который находится 680 км над поверхностью Земли, позволяет получать фотографии ее поверхности с разрешением 1 м. Этот снимок был сделан 15 сентября.

Этот то, что осталось от небоскребов Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке. Кроме груды обломков и облака дыма и пыли, видны машины пожарных и спасателей.

Запуск ракеты с космодрома на Аляске снова откладывается

Первый запуск ракеты Athena с космодрома Кадьяк на Аляске вновь откладывается. И опять по той же самой причине - из-за того, что полеты гражданских самолетов в США еще нерегулярные, и специалисты не смогут вовремя прибыть на космодром для подготовки ракеты к запуску. Напомним, что этот космодром находится на одноименном довольно крупном острове, что в 400 км к югу от Анкориджа (приблизительно 57 параллель северной широты).

Теперь старт перенесен на вечер пятницы 21 сентября с 17 до 19 часов по местному аляскинскому времени (с 4 до 6 утра 22 сентября по московскому времени).

Производитель ракеты Athena 1 - компания Lockheed Martin. Она должна вывести на орбиту 4 небольших спутника: один принадлежит NASA, а три остальных - ВВС США. Этот проект называется Kodiak Star.

Спутник, запуском которого занимается NASA, называется Starshine 3. Собственно говоря, NASA только финансирует его постройку и запуск, а создан он был студентами. Он представляет собой сферу, покрытую 1500 алюминиевыми зеркалами, поэтому его можно будет увидет с Земли невооруженным глазом. Предполагается, что за его полетом смогут следить школьники всего мира. ВВС США запускает на этой ракете спутники PICOSat, PCSat и Sapphire - принадлежат военным. На них будут испытываться самые разные технологии, в частности гибкие полимерные батареи, использование навигационной системы GPS для исследования влияния процессов в иносфере на работу наземных систем связи, система преобразования текста в речь для радиолюбительской связи и др.

Российский космос медленно умирает

В субботу с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) Alpha был запущен стыковочный отсек "Пирс" стоимостью 15 млн. долл. "Пирс" стал последним пополнением в составе российского сегмента МКС, и в ближайшие два года России просто нечего запускать на орбиту, пишет "Коммерсантъ".

Даже после затопления станции "Мир" Москва не в состоянии осуществлять сооружение своего сегмента на МКС, и планы по его оснащению многократно пересматривались. В 1994 году Российское космическое агентство планировало иметь в составе российского сегмента МКС не менее 12 модулей, что было сопоставимо с участием США. Однако уже через год после начала строительства МКС в ноябре 1998 года Москва исключила из состава станции три исследовательских модуля. Затем из планов исчезли еще два модуля: жизнеобеспечения и стыковочно-складской.

Газета пишет, что, Россия намерена еще радикальнее изменить состав и конфигурацию своего сегмента МКС: вместо 30-тонной научно-энергетической платформы и восьмитонного универсального стыковочного модуля (УСМ) предлагается ввести в состав российского сегмента многоцелевой коммерческий модуль Enterprise стоимостью 100 млн. долл., а также дублер запущенного на орбиту в ноябре 1998 года первого модуля – функционально-грузового блока "Заря". Он был сделан про запас, и для его окончательной подготовки к запуску необходимо около 40 млн. долл. Поскольку бюджетных средств на программу МКС хватает лишь на производство пилотируемых кораблей "Союз ТМ" и грузовиков "Прогресс М", то заработать деньги на строительство Enterprise и дооснащение УСМ можно лишь за счет коммерческих проектов.

Между тем, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в "Росавиакосмосе", в этом году коммерческие космические планы выполнены не будут. С начала 2001 года Россия осуществила лишь 3 коммерческих запуска иностранных спутников - так мало в последние пять лет Москва еще ни разу не запускала. За аналогичный период в прошлом году было запущено 19 иностранных аппаратов. Не лучше пойдут дела и в будущем: ГКНПЦ им. Хруничева, основной поставщик "космодолларов", до конца 2001 года осуществит лишь четыре коммерческих запуска, а в планах на 2002 год значится пока только три коммерческих старта.

Космический туризм необходим России

Россия не сможет выполнять свои обязательства по строительству Международной космической станции без активного развития нового направления коммерческой деятельности - космического туризма, заявил "Интерфаксу" президент и генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов.

Семенов сообщил, что в настоящее время РКК "Энергия" совместно с MirCorp. приступила к реализации проекта создания новой космической станции, предназначенной исключительно для коммерческих полетов.

"Как показала практика, космический туризм - это очень долгий процесс юридического согласования и утверждения всех необходимых документов для полета на МКС", посетовал Семенов, сказав, что целесообразно создать свою независимую станцию, которая была бы приспособлена специально для космического туризма. "Это должна быть индивидуальная российская станция", - подчеркнул он.

4 сентября РКК "Энергия", MirCorp. и Российское авиационно-космическое агентство подписали рабочий документ, позволивший юридически приступить к реализации этого проекта, и вскоре предполагается внести соответствующие предложения в правительство.

Подписанный документ касается проектирования, создания, запуска и эксплуатации первой в мире частной космической станции Mini Station 1. Станция будет рассчитана на пребывание на ее борту трех человек в течение 20 дней. При этом она будет иметь пятнадцатилетний срок службы. Как ожидается, ее коммерческая эксплуатация начнется в 2004 году.

Стоимость проекта создания станции не превышает 100 млн. долл.

В Росавиакосмосе поддерживают идею, что основным смыслом этого проекта должно являться извлечение прибыли от эксплуатации малой коммерческой орбитальной станции для финансирования строительства российского сегмента МКС.