18 сентября 2001 г.

Из истории космического телескопа Hubble, его новые "очки"

Аэрофотосъемка в сердце урагана

Лазарь небесный, или моделирование гравитационных волн

В 2002 году у международной космической станции должна появиться собственная эмблема

Далекий водород в неизвестной галактике

Пульсар на тысячу триллионов вольт

США ищет Усаму бен Ладена из космоса

Французская астронавтка в Звездном городке

Московский планетарий реконструируют японцы

Из истории космического телескопа Hubble, его новые "очки"

Космический телескоп Hubble был выведен на околоземную орбиту в 1990 г. с борта "шаттла" Discovery. Камера, которая тогда на нем была установлена, имела небольшой дефект, из-за которого свет от далекого объекта фокусировался не в четкую точку, а в размазанное пятнышко. Чтобы исправить этот недопустимый для телескопа дефект в Лаборатории реактивного движения (JPL) космического агентства NASA были разработаны новые астрономические "очки", и в декабре 1993 года на борту "шаттла" Endeavor на телескоп Hubble была доставлена новая фотокамера Wide Field and Planetary Camera 2.

Операция по замене камеры проходила довольно занятно. Телескоп целиком запихнули в грузовой отсек "шаттла", и там астронавты NASA в относительно нормальной обстановке пять дней занимались демонтажом старой камеры и установкой новой, вес которой составляет 318 кг. Потом телескоп вернули обратно на орбиту.

Если сравнивать установленную сейчас на телескопе Hubble камеру с человеческим глазом, то эта камера может увидеть на звездном небе в миллиард раз более слабые объекты.

За время своей работы на орбите в течение почти 8 лет камера Wide Field and Planetary Camera 2 сделала более 100 тысяч фотографий.

Аэрофотосъемка в сердце урагана

Беспилотному самолету НАСА впервые удалось реальном времени провести сбор данных о проходившем урагане, сразу же передавая их в центры моделирования подобных природных явлений.

Кроме того, также впервые ученые получили информацию о термальной структуре урагана. Для проведения измерений использовались восемь специализированных зондов, фиксировавших вертикальные характеристики ветра, температуру и влажность прямо над ураганом Erin. Эти аппараты были сброшены самолетом ER-2 на высоте 19,8 км, им же проводились дополнительные научные измерения.

В то же самое время, DC-8 с несколькими исследователями на борту летал вдоль южных и юго-западных границ урагана, собирая дополнительную информацию и пересылая ее в американские центры моделирования.

Вкупе со спутниковыми, эти данные будут использоваться в будущих разработках моделей ураганов.

По словам ученых, они не ожидали столь большой отдачи от этой миссии. "Это просто феноменально - получить от зондов информацию такого типа", пояснил Джефф Халверсон (Jeff Halverson), принимающий участие в проекте CAMEX (Convection And Moisture EXperiment). Всего же в работу вовлечены ученые из 10 университетов США, пяти центров NASA и Национальной администрации по океану и атмосфере(NOAA).

Лазарь небесный, или моделирование гравитационных волн

В ходе проекта "Lazarus" были разработаны новые алгоритмы моделирования взаимодействия черных дыр. Как сообщается, новая компьютерная имитация может помочь астрономам в изучении гравитационных волн, образующихся в ходе сближения и столкновения черных дыр.

Предыдущие попытки компьютерного моделирования процессов оканчивались неудачей. Непреодолимым препятствием являлась необходимость воссоздания волн не только с внешней стороны черной дыры, но и внутри ее.

Для решения этой проблемы немецкие физики, принимающие участие в проекте Lazarus, пошли своим путем. Они скомбинировали два способа: полную численную имитацию столкновения в режиме сильных полей и метод аппроксимации, теорию пертурбации, для расчета результирующего излучения единичной черной дыры. Там, где полное моделирование начинало заходить в тупик, оно отключалось и в работу вступали алгоритмы, принимавшие во внимание гравитационные волны лишь с внешней стороны соединившейся черной дыры.

Таким образом, компьютеры могли избежать необходимости заглядывать внутрь этих загадочных космических объектов.

Самый важный результат работы Lazarus'а - это получение "шаблонов", на основании которых наблюдающие за гравитационными волнами астрономы могли бы отделить полезные сигналы от шума, принимаемого их детекторами. В настоящее время это единственный способ обнаружения черных дыр, которые поглощают весь видимый свет, делая бесполезными попытки их наблюдения в обычные телескопы.

Решение о начале разработки символики МКС приняли представители стран - участниц станции - России, США, Европы, Канады и Японии, сообщил сегодня корр.ИТАР-ТАСС пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов. Каждое космическое агентство должно представить по два варианта эмблемы - черно-белую и цветную. К содержательной части символики МКС выдвигаются два основных требования: в ней не должно содержаться эмблем космических агентств-участников станции и она должна быть удобна для размещения на различных поверхностях - ткани, металле или пластике.

Далекий водород в неизвестной галактике

Астрономы из Австралии и США, работавшие на радиотелескопе Westerbork Synthesis Radio Telescope (WSRT) в Голландии, обнаружили радиоизлучение на длине волны водорода, которое исходит от не известной ранее галактики, расположенной на расстоянии 3 миллиардов световых лет от Земли. До сих пор излучение водорода было зафиксировано только от вдвое более близких объектов.

Эта галактика была обнаружена при наблюдении за галактическим кластером Abell 2218 (он на снимке). Обычно для поиска излучения водорода радиотелескопы работают на частоте 1420 МГц, но для таких удаленных объектов было предложено использовать частоту 1200 МГц - так должна сдвигаться длина волны излучения водорода на расстоянии 3 млрд световых лет с учетом расширения Вселенной. Расчет оказался правильным, и данные радиотелескопа потом подтвердились наблюдениями оптического телескопа Keck на Гавайях.

Таким образом, в радиодиапазоне астрономы заглянули только на одну пятую возраста Вселенной. Но с помощью новых радиотелескопов, возможно, удастся узнать, что было с радиоизлучением во Вселенной, когда ее возраст составлял порядка 1 млрд лет. Один такой новый телескоп построят в Австралии. Он будет состоять из множества сферических радиоантенн, размещенных на поле площадью 1 квадратный километр, поэтому он и называется Square Kilometer Array (SKA).

Пульсар на тысячу триллионов вольт

С помощью рентгеновского космического телескопа Chandra астрономы ведут исследования одного из самых мощных пульсаров. Это очень быстро вращающаяся нейтронная звезда B1509-58, а пульсар, соответственно, называется PSR B1509-58. Он находится на расстоянии 19 тысяч световых лет от Земли в созвездии Циркуля. Вот его снимок:

Этот пульсар выбрасывает в космос мощную узкую струю высокоэнергетичных частиц, которая распространяется на расстояние в 20 световых лет (из центра в левый нижний угол снимка). Частицы эти вылетают из южного полюса пульсара со скоростью более 200 млн км/час. Кроме того, вокруг пульсара видны яркие синие и розовые дуги излучения, которое, как предполагается, испускается частицами материи и антиматерии, генерируемых пульсаром.

Непосредственно над пульсаром видна небольшое светлое пятно рентгеновского излучения. Здесь находится ударная волна, порождаемая частицами, вылетающими из экватора пульсара. Зеленое облако в верхней части снимка - это раскаленный газ, разогретый до нескольких миллионов градусов. Скорее всего, это газовое облако осталось после взрыва сверхновой и было разогрето при столкновениях молекул газа с высокоэнергетичными частицами, вылетающими из пульсара. Такой картины до сих пор не удавалось наблюдать ни на одном из известных пульсаров.

По расчетам астрономов, напряжение электрического поля вокруг пульсара PSR B1509-58 превышает 7000 триллионов вольт. Кроме того, этот пульсар имеет намного более сильное магнитное поле, чем похожий на него пульсар в Крабовидной туманности.

США ищет Усаму бен Ладена из космоса

США перепрограммировали ряд своих спутников-шпионов, нацелив их на поиск информации об Усаме бен Ладене – главном подозреваемом в совершении терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Америка окружает Усаму бен Ладена со всех сторон и даже из космоса. Теперь информацию о его местонахождении будут поставлять спутники-шпионы – передает БИ-БИ-СИ. В обычное время они могут служить вполне мирным целям, например, прослушивать и перехватывать беседы по сотовым телефонам. Другие два спутника способны делать очень четкие фотоснимки Земли. И, если из космоса при помощи таких технологий можно увидеть спичечный коробок, то человека тем более. По сведениям БИ-БИ-СИ, такой шаг США является беспрецедентным. Серьезность намерения найти главного подозреваемого в совершении терактов 11-го сентября очевидна. Поиск бен Ладена будет продолжен и традиционным способом – с помощью агентов ФБР. Сейчас это ведомство ведет набор арабоязычных агентов. Ими могут стать только граждане Америки. США намерены получить бен Ладена "живым или мертвым", - об этом заявил накануне американский президент Джордж Буш.

Французская астронавтка в Звездном городке

Сейчас в Звездном городке находится астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) француженка Клоди Эньере (Claudie Haignere). Ее муж Жан-Пьер Эньере в свое время летал на станцию "Мир" и провел там довольно продолжительное время. А она сейчас проходит подготовку к кратковременному полету на МКС в качестве бортинженера экипажа российского корабля "Союз". Командир этого экипажа - Виктор Афанасьев, а первый бортинженер - Константин Козеев. Этот экипаж отправится на станцию в октябре этого года и доставит туда новый корабль "Союз", который используется там в качестве средства аварийной эвакуации долговременного экипажа МКС.

Процедура замены кораблей "Союз" проводится раз в полгода, поскольку гарантийный срок их службы в условиях открытого космоса составляет 180 дней. Российский экипаж прилетает на станцию на новом корабле и возвращается на старом, проведя на МКС порядка недели. Это время обычно посвящается научным экспериментам.

Предстоящий полет продлится в общей сложности 10 дней вместе с подлетом и отлетом от МКС. За это время экипаж проведет серию экспериментов по физике микрогравитации и биологии, исследования ионосферы, а также выполнит наблюдения поверхности Земли. Кроме того, в программе этого полета запланированы и какие-то образовательные эксперименты.

Московский планетарий реконструируют японцы

В начале 2002 года начнется реконструкция Московского планетария. Об этом сообщили в Строительном комплексе столицы. Несмотря на то, что проект модернизации здания существует три года, правительству города не удавалось найти стратегического инвестора.

Взяться за реконструкцию планетария в обмен на 40-процентный пакет его акций решила одна из крупных корпораций Японии, сообщает ИА "Росбалт". По словам главного архитектора проекта Ольги Семеновой, здание станет выше на 6 метров, в нем появятся два надземных и два подземных этажа общей площадью 9 тыс. м2. Будут созданы зал космических аттракционов и музей истории планетариев, учебная и научная обсерватории. Стоимость проекта оценивается в 30 млн. долларов.

Московский планетарий был построен в 1929 году и является памятником архитектуры. С 1996 года из-за ветхости он закрыт для посещений. Ожидается, что после реконструкции поток посетителей планетария возрастет до 3 млн. человек в год.