9 октября 2001 г.

Сотый выход в открытый космос российских космонавтов произошел на МКС

Boeing построит очередную японскую "Суперптицу"

В Голландии устраивают телешоу, главный приз в котором - полет в космос

Самое большое извержение вулкана на Ио

Любой житель Земли может направить послания потомкам через 50 тысяч лет

Сотый выход в открытый космос российских космонавтов произошел на МКС

Вчера вечером (в 14:23 по Гринвичу, 18:23 мск) российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин, которые находятся сейчас на МКС, совершили выход на внешнюю поверхность станции и проработали там почти 5 часов (без двух минут). Это был сотый выход в открытый космос в истории российской космонавтики. Для Владимира Дежурова это был уже шестой выход в открытый космос, а для Михаила Тюрина - первый, так же как и весь этот полет.

Во время этого выхода был впервые задействован шлюз стыковочного блока "Пирс", который был установлен на модуле "Звезда" три недели назад. Дежуров и Тюрин были экипированы в российские скафандры "Орлан". За упомянутые 5 часов они соединили несколько кабелей между "Пирсом" и "Звездой", установили несколько поручней, трап, грузовой кран "Стрела", мишень для последующей пристыковки космических кораблей и навигационную антенну.

За их работой следили не только командир нынешнего экипажа МКС Фрэнк Калбертсон, но и телевизионные камеры, установленные на руке робота-манипулятора Canadarm2 и на корабле "Союз". Их рабочая смена продолжалась немного дольше запланированного, но один пункт программы космонавты выполнить не успели. Они не проверили работу крана "Стрела". Для этого роль груза должен был исполнить Михаил Тюрин. Но этот номер космонавты выполнят во время следующего выхода в открытый космос, который запланирован на 15 октября.

Boeing построит очередную японскую "Суперптицу"

Компания Boeing Satellite Systems подписала контракт с японской компанией Space Communications Corporation (SCC) на постройку спутника связи на базе платформы Boeing 601. Но у японцев спутник будет называться Superbird-6 ("Суперптица"). Запуск его запланирован на третий квартал 2003 г. На чьей ракете полетит эта "Суперптица" пока неизвестно.

Это уже третий спутник серии Superbird, который строит Boeing. Два предыдущих - Superbird-C и Superbird-4 - находятся в космосе, соответственно с июля 1997 и с февраля 2000 года. Спутник Superbird-6 займет геостационарную орбиту с координатой 158 градусов восточной долготы. На нем будет установлено 23 активных ретранслятора Ku-диапазона и 4 ретранслятора Ka-диапазона.

В Голландии устраивают телешоу, главный приз в котором - полет в космос

В Голландии на телевидении решили устроить очередное шоу под названием The Big Mission. Его организатором является национальная лотерея, поэтому сначала из четырех тысяч претендентов по жребию выберут 8 человек, которые начнут подготовку в астронавты. А зрители потом проголосуют и выберут победителя. В течение будущего года планируется провести 8 передач, а финальный эпизод выйдет в эфир в канун Нового 2003 года.

Игроки будут отвечать на вопросы о космосе и выполнять всякие задания, чтобы доказать свои способности по преодолению трудностей космического путешествия. Продюсеры шоу рассчитывают на то, что NASA согласится сотрудничать с ними. Во всяком случае, пока для участников запланировано несколько заданий в условиях невесомости.

Вообще-то, полет в космос уже как-то разыгрывали в лотерею в Германии. Победителем стал один 40-летний механик из Мюнстера, но он попросил выдать ему приз деньгами, так как он боится летать.

Самое большое извержение вулкана на Ио

Зонд Galileo вот уже несколько лет ведет исследования Юпитера и его спутников. В конце августа Galileo совершал облет Ио, одного из четырех самых крупных спутников Юпитера. Фотографии, сделанные во время этого облета были получены совсем недавно, так как Galileo передает записанную информацию далеко не сразу. На этот раз результаты оказались довольно неожиданными. Как оказалось, Galileo удалось сфотографировать самое большое извержение вулкана на Ио, вернее, самый большой столб вулканического пепла, который выбрасывается из вулкана. Ио вообще-то славится своими многочисленными вулканами и их извержениями. Однако самое большое извержение было зафиксировано у неизвестного до сих пор вулкана. Вот как оно выглядит в профиль:

Этот пока безымянный вулкан находится в районе северного полюса Ио на расстоянии около 600 км от известного вулкана Tvashtar. В начале этого года Galileo сфотографировал извержение и этого вулкана, он тогда выбрасывал столб пыли на высоту порядка 430 км, но в августе он был спокоен. Зато в августе относительно недалеко от Tvashtar был замечен еще более высокий столб пепла и пыли - он поднимался на высоту более 480 км, а сам зонд Galileo пролетел гораздо ниже - на высоте около 200 км. С помощью аппаратуры, установленной на Galileo, удалось определить состав вулканического выброса. Это были частицы, напоминавшие снежинки, составленные из 15-20 молекул двуокиси серы. Теперь специалистам на основе полученных данных предстоит выяснить температуру и скорость движения газа в вулканическом факеле.

В январе будущего года Galileo предстоит еще один и последний облет Ио, но на этот раз со стороны южного полюса.

Любой житель Земли может направить послания потомкам через 50 тысяч лет

Любой житель планеты Земля может направить послание потомкам, которое будет прочтено через 50 тысяч лет. Такую возможность дает действующая при поддержке ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел Франции программа "КЕО", представленная сегодня журналистам в Московском государственном университете.

Руководитель программы Флоранс Базне рассказал, что за 7 лет существования программы "КЕО" были собраны сотни тысяч посланий из 130 стран мира на 60 языках. В конце 2003 года ракета с письмами будет запущена на орбиту ниже Пояса Ван Аллена с удалением на 1,8 тысяч километров от Земли. Планируется, что корабль возвратится на землю через 50 тысяч лет. Помимо обращений, на борту ракеты будут собраны экземпляры различных газет, библиотека классических произведений на английском языке и энциклопедии всех стран.