Ветряки из Антарктиды будут использоваться и на Марсе
На американских антарктических станциях, а также на Аляске есть ветряные двигатели, которые вырабатывают электричество. Условия там суровые. Можно сказать приближенные к марсианским. И там и там бывает очень холодно, и дуют сильные ветры.
Поэтому вполне логично предположить, что ветряки могут оказаться незаменимыми источниками электроэнергии для будущих обитаемых марсианских станций. Полагаться только на солнечные панели нельзя, так как на Марсе так же как и на Земле происходит смена дня и ночи. К тому же на Марсе случаются пыльные бури, охватывающие огромные территории и длящиеся месяцами, и тогда днем бывает так же темно, как и ночью. А ветряки будут давать ток и в таких условиях. Эти мысли у специалистов NASA появились во время экспедиций в Антарктиду, где 6 месяцев в году бывает полярная ночь.
Однако у земляных и марсианских ветряков будет, по крайней мере, одно отличие. На Земле для работы ветряного двигателя нужно, чтобы скорость ветра была не меньше 10 м/с, а на Марсе из-за очень тонкой атмосферы ветряк будет работать при скорости ветра как минимум 30 м/с.
Но, скорее всего, на Марсе поставят гибридные солнечно-ветряные электрические машины, чтобы использовать все возможности для выработки электричества.
На мысе Канаверал открыт стартовый комплекс для новых ракет Delta IV
На этой неделе компания Boeing открыла на космодроме на мысе Канаверал новый современный стартовый комплекс Space Launch Complex 37 (SLC-37), который предназначается для подготовки к старту и запуска ракет семейства Delta IV. В это семейство входят пять моделей: Delta IV Medium, три версии Delta IV Medium+ и Delta IV Heavy.
Официальная церемония открытия комплекса SLC-37 состоялась после того, как был готов его последний элемент - сама стартовая площадка. Кроме нее в состав комплекса входят корпус горизонтальной сборки, операционный центр и несколько вспомогательных корпусов.
На этом комплексе специалисты команды Boeing Delta смогут подготовить к полету любую ракету Delta IV в течение 30 дней с момента прибытия ее с завода, что должно существенно сократить затраты на запуски, так как раньше на это требовалось 40 дней.
Первый старт ракеты Delta IV с комплекса SLC-37 должен состояться 30 апреля 2002 года. Полетит ракета модели Delta IV Medium+ (4,2). На ее борту будет спутник связи, принадлежащий компании Eutelsat.
Starshine 3 - спутник, который должен упасть с неба
Обычно при запуске спутника его создатели рассчитывают на то, что он будет находиться на околоземной орбите длительное время. Но бывают и исключения. 29 сентября с космодрома на Аляске стартовала ракета Athena, на борту которой было 4 спутника. Один из них - это Starshine 3. Можно сказать, это школьный спутник. Правда, этот проект финансировался Исследовательской лабораторией ВМФ США. Цель этого спутника - упасть с неба. Но, конечно, не сразу.
Starshine 3 представляет собой шар диаметром 1 м и весом около 100 кг, обклеенный 1500 круглыми алюминиевыми зеркалами диаметром 2,5 см каждое, которые вручную отполировали школьники и студенты. Такой шар можно без труда увидеть в ночном небе невооруженным глазом. На небе он выглядит как яркая звезда первой величины. Параметры его орбиты таковы, что Starshine 3 смогут увидеть школьники всего земного шара. У спутника нет собственного двигателя, поэтому он постепенно будет снижаться и, в конце концов, сгорит в плотных слоях атмосферы. Сейчас он находится на высоте 470 км. Это термосфера. Здесь давление воздуха в 1012 раз меньше, чем на уровне моря. Тем не менее, и эти остатки воздуха тормозят спутник, и он постепенно снижает свою орбиту. Он делает полный виток вокруг Земли за 90 минут и за это время снижается приблизительно на 2 метра. Так что свое падение он завершит за 4 года, но когда точно это произойдет, пока неизвестно. Но уже известно, что если это произойдет ночью, то зрелище будет эффектным. Никаких обломков от него остаться не должно, все материалы, из которого сделан Starshine 3, должны сгореть или испариться.
У этой миссии есть и вполне серьезная задача: исследование взаимосвязи между солнечной активностью и характеристиками верхних слоев атмосферы, которые и определяют скорость снижения орбиты спутника. Измеряя свет, отраженный от зеркал спутника, можно будет определить плотность верхних слоев атмосферы, ее изменение с высотой и ее зависимость от активности Солнца.
Своим падением спутник тоже внесет свой вклад в науку. Его траектория будет тщательно задокументирована (каждый день предстоит делать около 800 измерений его положения), и на заключительном этапе эти данные будут использованы для прогнозирования траектории его падения. В общем, хватит работы целому легиону студентов.
Три астероида названы в память жертв террористических атак 11 сентября
Специальная комитет Международного астрономического союза, которая занимается каталогизацией малых космических объектов, принял решение назвать три астероида в память жертв террористических атак, погибших в небоскребах Всемирного торгового центра и в здании Пентагона. Это не имена каких-то конкретных людей. Как сообщается, названия были выбраны таким образом, чтобы "отразить в них большинство основных человеческих ценностей". Эти имена: Compassion (сочувствие), Solidarity (солидарность) и Magnanimity (великодушие, благородство).
Астероид Compassion в каталоге имеет наименование 1980 DN, он был открыт 19 февраля 1980 г. в обсерватории Klet. Solidarity официально называется 1980 PV1, он был открыт 6 августа 1980 г. в Европейской южной обсерватории. Астероид Magnanimity (1980 TE7) был открыт 14 октября 1980 г. в обсерватории Purple Mountain Observatory.
Упомянутый комитет состоит из 13 астрономов-добровольцев из разных стран мира, в нем есть и представитель России. Как сказал секретарь этого комитета Брайан Марсден (Brian Marsden), имена были предложены членом комитета Ричардом Вестом (Richard West) из Европейской южной обсерватории, и комитет с ними согласился. Все эти астероиды были открыты членами комитета (Вест открыл Solidarity). Это никакой не протекционизм, просто существует правило, чтобы имя астероиду давал его открыватель. Поэтому для того, чтобы упростить и ускорить процедуру, и были выбраны астероиды, открытые членами комитета.
Первый Аэрокосмический салон в Сибири
В декабре 2001 года в Красноярске пройдет Сибирский Аэрокосмический Салон (САКС), инициатором и организатором которого выступает авиакомпания "КрасЭйр". Салон предполагает демонстрацию авиационной техники и технологий, бортового и наземного оборудования, рассчитанных на специфические условия воздушной навигации в регионах Сибири и Крайнего Севера, приполярных районах, в условиях низких температур и удаленности от промышленно развитых центров.
На Аэрокосмическом салоне планируется проведение нескольких международных конференций. В числе прочих будет обсуждаться тема совершенствование авиационной инфраструктуры сибирских регионов в целях развития бизнеса, туризма и культурных связей с российскими и иностранными государственными структурами.
Свое участие в Салоне уже подтвердили "Пермский моторный завод", фирма "Авиастар-СП", ADD Engineering, страховая компания "АВИКОС", украинский НИИ авиационных технологий, чебоксарский приборостроительный завод "Эллара", научно-производственно-коммерческая Фирма "МаВР", улан-удэнский авиационный завод, JEPPESEN GmbH, компания "РАСТОМ".
Авиационная техника будет демонстрироваться в аэропорту Красноярска "Емельяново", а экспозиции участников планируется разместить в дворце спорта им. Ивана Ярыгина.
Вопрос о том, кто будет вторым космическим туристом, остается открытым
В Росавиакосмосе продолжаются переговоры с Марком Шаттлоурсом, гражданином ЮАР, который хочет последовать примеру Дениса Тито. Скоро Марк Шаттлоурс прилетит в Москву, чтобы обсудить окончательные условия контракта. Надо сказать, что на прежних встречах гражданина ЮАР с представителями Росавиакосмоса у них возникли серьезные разногласия, которые поставили под угрозу новый туристический полет в космос. Например, Шатлоурс заявил, что хочет пробыть на МКС никак не меньше двух недель. Однако российская экспедиция, в состав которой войдет турист, будет работать на станции всего восемь дней. Продлить этот срок, по словам пресс-секретаря Росавиакосмоса Сергея Горбунова, нельзя: это потребует дополнительных средств. Кроме того, космонавтам придется решать множество технических проблем. Российская сторона не может согласиться с еще одним условием будущего космического туриста. Он требует, чтобы ему гарантировали повторный бесплатный полет на МКС, если первый завершится неудачей. Также Шаттлоурс отказался участвовать в российской научной программе, выдвинув взамен свою. Тем не менее, переговоры продолжаются: туристические полеты на МКС - это новый источник финансирования российской космической программы.
Полет космического туриста из ЮАР запланирован на весну следующего года. В конце лета Марк Шаттлоурс получил допуск к специальным предполетным тренировкам в ЦПК им. Гагарина.
|