17 октября 2001 г.

К истокам Вселенной

Человечеству придется жить в космосе

Загадочный источник излучения в туманности Андромеды

У далеких звезд найдены еще 8 планет, некоторые из которых похожи на планеты Солнечной системы

"Мерцающий" астероид, похожий на картошку

Началась очередная серия полетов в невесомости на самолете

К истокам Вселенной

Лаборатория реактивного движения получила контракт на создание прибора, способного взглянуть на ранние этапы развития Вселенной.

Устройство, названное MII (Mid-Infrared Instrument), будет принимать излучение в средней части инфракрасного диапазона и иметь огромный научный потенциал. Прибор будет размещен на борту строящегося космического телескопа следующего поколения (NGST), чей запуск намечен на 2009 год. С его помощью специалисты получат множество изображений и спектрограмм космических объектов.

Основные цели NGST - это анализ процессов зарождения и эволюции галактик, создания первых тяжелых элементов, таких как железо, медь и золото. Mid-Infrared Instrument будет изучать старые звезды и активные галактики с горячим ядром. Кроме того, в этот список попадут и галактики, характеризующиеся большим темпом образования звезд.

Человечеству придется жить в космосе

Знаменитый английский физик Стивен Хоукинг (Stephen Hawking) в интервью газете The Daily Telegraph сказал, что люди, чтобы выжить, должны научиться жить в космосе. Он считает, что, если не будут созданы космические колонии, человечество вряд ли проживет еще тысячу лет.

Несмотря на то, что трагедия 11 сентября в Америке была действительно ужасной, подобные случаи не угрожают всей человеческой расе, как, например, ядерное оружие. Но в дальней перспективе, по мнению Хоукинга, самую большую опасность для человечества будет представлять не "физика", а "биология". Ведь для создания атомной бомбы нужны большие производственные мощности, а заниматься генной инженерией можно и в небольшой лаборатории. Контролировать каждую такую лабораторию невозможно. А основная опасность состоит в том, что человек может случайно или нарочно создать вирус, который уничтожит все человечество.

Поэтому человечеству нужно готовиться к переселению в космос. Куда же нам еще деваться, если мы загадим родную Землю?

Загадочный источник излучения в туманности Андромеды

Группа астрономов, используя данные рентгеновской обсерватории Chandra, объявила об открытии необычного источника излучения, расположенного недалеко от ядра галактики М31, известной как Туманность Андромеды.

Удивительно низкая температура нового объекта по сравнению с другими источниками рентгеновского излучения галактики и чрезвычайная близость к ядру позволили ученым выдвинуть предположение о том, что этот объект связан со сверхмассивной черной дырой в центре M31. Однако дополнительные наблюдения, проведенные с помощью космического телескопа Хаббл и обсерватории Чандра, заставили ученых усомниться в правильности этой гипотезы.

Дело в том, что было найдено два шаровых рентгено-излучающих звездных скопления недалеко от черной дыры из M31. Они хорошо видны приборами обеих научных обсерваторий и могут быть использованы для точного определения мест расположения источников излучения рядом с дырой. Оказывается, что очень холодный источник рентгеновских лучей находится на одну угловую секунду южнее черной дыры (примерно 10 световых лет), а более теплый связан в пространстве с ее положением. Тем не менее, астрономы пока еще не могут сказать с уверенностью, что этот источник порожден черной дырой.

Международная группа астрономов из США, Великобритании, Австралии и Бельгии объявила об открытии еще 8 планет у далеких звезд. Наблюдения велись на телескопах, установленных в Австралии, в Калифорнии и на Гавайях. Таким образом, число известных "ненаших" планет почти достигло 80.

Эти 8 планет вращаются вокруг звезд, у которых и названий-то настоящих нет, а есть только номера в звездном каталоге. Зато три из них астрономы называют "кузинами" планет нашей Солнечной системы. У них похожие массы и параметры орбит.

Одна из них, которая вращается вокруг звезды HD114783, имеет массу почти как у Юпитера, орбита у нее почти круговая (эксцентриситет равен 0,1), ее радиус составляет около 180 млн км (радиус орбиты Земли 150 млн км). Вторая планета находится у звезды HD23079, ее минимальная масса в 2,75 раз превышает массу Юпитера. Орбита у нее практически круговая (эксцентриситет - 0,03), а ее радиус - 222 млн км (почти как у Марса). Третья планета вращается вокруг звезды HD4208 тоже почти по круговой орбите (эксцентриситет - 0,04) на расстоянии 253 млн км, а ее минимальная масса составляет 81% от массы Юпитера.

Эти три планеты сильно отличаются от других известных планет, открытых у далеких звезд. Обычно "чужие" планеты имеют очень большую массу и сильно вытянутые орбиты. Кроме того, их орбиты могут находиться очень близко к "родительской" звезде. Вообще, характеристики далеких планетных систем наводят на мысль, что наша солнечная система является исключением из правил. Но, скорее всего, это не так. Просто с помощью современных телескопов можно обнаружить главным образом именно такие планеты.

"Мерцающий" астероид, похожий на картошку

В 1998 году в астероидном поясе Койпера, который находится между орбитами Марса и Юпитера, был открыт очень большой астероид, который получил наименование 1998 SM165. Поначалу для астрономов было загадкой, почему яркость этого объекта каждые 4 часа меняется приблизительно на 50%. Потом выяснилось, что он имеет вытянутую форму как картофелина, и такой эффект с изменением яркости получался при его вращении. В длину этот астероид имеет 594 км, а в ширину - 353 км. Период его вращения составляет 8 часов, поэтому каждые 4 часа он обращается к Земле либо своей вытянутой стороной, либо торцом. Его форма говорит о том, что образовался он, скорее всего, в результате какого-то столкновения между космическими телами.

Началась очередная серия полетов в невесомости на самолете

На аэродроме в Бордо (Франция) началась очередная серия полетов самолета Airbus A-300 "Zero-g", в котором имитируется состояние невесомости для проведения различных экспериментов, как если бы они проводились в условиях реального космического полета. Проводит эти полеты Европейское космическое агентство (ESA).

Чтобы достичь эффекта невесомости, самолет должен лететь по параболической траектории в состоянии свободного падения. Сначала он выходит на высоту около 6000 метров, а потом задирает нос и в таком положении поднимается на высоту 7600 м, при этом в салоне самолета сила тяжести в 1,8 раз превышает земную. Это длится приблизительно 20 секунд. Затем пилот убирает газ двигателя практически до нуля, и самолет начинает лететь по параболе, продолжив подъем. Долетев до пика этой параболы, который находится на высоте порядка 8500 м, самолет начинает снижаться, также по параболической траектории. Этот спуск длится около 20 секунд, и все это время на борту наблюдается состояние невесомости.

Когда угол между направлением движения самолета и горизонталью достигает 45 градусов, пилот снова включает двигатель, и самолет опять летит горизонтально. Потом все маневры начинаются сначала, и так 30 раз за время всего полета. Так что невесомость получается урывками.

На этот раз в программе полетов, которые пройдут с 15 по 19 октября, стоят эксперименты, которые в последствии будут установлены на российский спутник "Фотон" и на Международную космическую станцию (МКС). Эксперименты эти касаются физики, наук о жизни и биологии.