2 ноября 2001 г.

Сюрприз с Марса от зонда Mars Odyssey

Виртуальная обсерватория

Сегодня у МКС своеобразный день рождения

"Шаттл" Endeavour выкатили на стартовую площадку в обстановке строжайшей секретности

Слоистые камни в древнем марсианском кратере

Странности поверхности астероида Церера

Выход в открытый космос экипажа МКС перенесен на неделю по просьбе американской стороны

Сюрприз с Марса от зонда Mars Odyssey

НАСА опубликовала первый снимок Красной планеты, полученный зондом Mars Odyssey.

Полученный несколько дней назад снимок Марса аппаратом Mars Odyssey, руководители миссии решили опубликовать в канун Хеллоуина. На изображении южного полушария планеты запечатлена полярная шапка из замерзшего диоксида углерода, находящаяся при температуре около -120 градусов Цельсия.

Фотография, полученная в ходе калибровки бортового термального спектрометра, демонстрирует ночные температуры Марса и способность графической подсистемы делать снимки даже в темное время суток. Изображение покрывает участок длиной в 6500 км и имеет разрешение 5,5 км. на пиксел в точке прямо под кораблем. В этот момент Одиссей находился на высоте 22 тыс. км над планетой. Это время года в южном полушарии является на Марсе концом весны. Окружность синего цвета, диаметром более 900 километров является полярной шапкой. Ее размер будет уменьшаться по мере наступления лета.

Виртуальная обсерватория

Мода на все виртуальное не смогла обойти ученых. Астрономы 17 институтов объявили, что они начинают новый амбициозный проект, главную роль в котором будет играть Интернет.

Национальная виртуальная обсерватория (NVO), возглавляемая астрономом Алексом Сзейли (Alex Szalay) из Университета Джона Хопкинcа и компьютерщиком Полом Мессиной (Paul Messina) из Калтеха, будет объединять астрономические базы данных множества наземных и орбитальных обсерваторий. Цель проекта - увеличить возможность получения новых научных выводов и на основе комплексной обработки существующей информации, обеспечив всеобщий доступ к ней со стороны профессионалов, астрономов-любителей и учащихся.

Новый проект получил пятилетний грант размером 10 млн. долларов от Национального научного фонда США. Организаторы считают, что они строят только каркас NVO. Настоящим испытанием для NVO станет разработка алгоритма одновременного анализа информации десятков астрономических баз данных, каждая из которых имеет свою собственную архитектуру.

С технической точки зрения, NVO будет базироваться на созданном в 1990-х годах наборе методик, получивших название Grid Computing. Что, по сути, означает создание сети вычислительных ресурсов, к которой смогут получить доступ множество институтов для быстрого обмена данными и совместного решения проблем.

Создатели сравнивают эту технологию с единой энергосетью страны, подпитывающейся из различных источников, от внутренних процессов в которой конечный пользователь отстранен полностью. Не надо будет беспокоиться, где запущена ваша программа и в какой конкретно базе находится информации, что приведет к полной прозрачности системы для обыкновенного пользователя.

Первые попытки адаптирования стандартов для научного обмена совершались еще в 1970-х годах. Поэтому, в настоящее время, в архивах накопилось огромное количество информации, достаточной для совершения новых открытий. Организаторы планируют сохранять NVO виртуальной, то есть не расположенной в каком-то конкретном месте, и, одновременно, максимально доступной для неспециалистов, таких как учителя или учащиеся.

Сегодня у МКС своеобразный день рождения

Сегодня 2 ноября у Международной космической станции (МКС) своеобразный юбилей. В этот день ровно год назад на нее прибыл первый долговременный экипаж - американский астронавт Уильям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Они прилетели на российском корабле "Союз ТМ-31", стартовавшего с космодрома Байконур.

Первыми на станцию вошли Гидзенко и Крикалев. Они включили свет, туалет, систему связи и прочее, и космос снова стал постоянно обитаем.

Тогда станция состояла из трех модулей - "Заря", Unity и "Звезда" и фрагмента будущего каркаса - фермы Z1. И весила она тогда около 70 тонн. За год к МКС добавились лабораторный модуль Destiny, огромные солнечные панели, новые элементы каркаса, рука робота-манипулятора и два шлюзовых отсека. Теперь станция весит около 150 тонн.

Если первый экипаж станции занимался главным образом налаживанием работы и обслуживанием ее систем жизнеобеспечения, а на научные эксперименты времени практически не оставалось, то теперь борьба за выживание занимает немного меньше времени и появилась возможность делать то, для чего станция, собственно говоря, и создавалась, то есть различными научными экспериментами.

За год на станции побывало три долговременных экипажа и сейчас там находятся Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин (на снимке). В ближайших планах у них - очередной выпуск в открытый космос, который назначен на 12 ноября. А в декабре на МКС на "шаттле" Endeavour прилетит новый экипаж.

В среду на космодроме на мысе Канаверал впервые за всю 20-летнюю историю полетов "шаттлов" операция по доставке "шаттла" из корпуса вертикальной сборки на стартовую площадку проходила в обстановке строжайшей секретности. NASA опять же впервые заранее не сообщило дату и время перевозки. Понятно, что все эти меры были предприняты в связи с недавними терактами в США.

Пока Endeavour медленно двигался по рельсам к месту старта, над ним непрерывно кружили два военных реактивных самолета F-15 (один из них попал в кадр на этом снимке - справа вверху от "шаттла"). Кроме них в воздухе были также разведывательный самолет и вертолет. Правда, маскировочной сетью Endeavour не накрывали. В дальнейшем меры секретности на космодроме будут только усиливаться. Руководство NASA обсуждает сейчас возможность применения тех же санкций, которые имели место во время запуска нескольких военных экспедиций "шаттлов" в период с 1985 по 1990 г. Тогда точное время запуска объявлялось только за 9 минут до старта.

Правда, сейчас время запуска "шаттла" Endeavour уже названо - 29 ноября в 19:44 по местному времени, но, может быть его изменят, чтобы сбить с толку террористов. Endeavour отправится на МКС и доставит туда новый экипаж и очередную порцию грузов в специальном грузовом модуле Raffaello. На нем же вернется на Землю нынешний третий экипаж МКС. Командиром нового четвертого экипажа будет Юрий Онуфриенко, а у него под началом будут американские бортинженеры Карл Уолц (Carl Walz) и Дэн Бурш (Dan Bursch).

Слоистые камни в древнем марсианском кратере

Американский зонд Mars Global Surveyor (MGS) работает на орбите Марса с 1997 г. И в числе первых снимков этой планеты, сделанных его камерой, были фотографии слоистых каменных структур на стенах марсианского каньона Valles Marineris. С тех пор аналогичные структуры были найдены в самых разных частях Марса на территориях с разным рельефом.

Вот один из примеров таких слоистых структур, сфотографированных в этом году. На этом снимке - дно кратера, образовавшегося в результате удара какого-то метеорита. Он находится вблизи экватора в долине Schiaparelli Basin. Размер участка, попавшего в кадр, около 3 км в поперечнике. Все имеющиеся на фото каменные слои имеют одинаковую толщину. По мнению специалистов, это древние осадочные породы, нанесенные сюда водой или ветром. В любом случае впоследствии эти слои обдувались ветрами и потихоньку разрушались. Темное пятно немного ниже центра снимка - это песчаные холмы, нанесенные ветром с разрушающихся каменных слоев.

Странности поверхности астероида Церера

Церера - это самый большой из известных астероидов. Недавно международная группа астрономов, наблюдавшая за Церерой в космический телескоп Hubble, обнаружила на его поверхности несколько странных деталей. В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку при этих наблюдениях использовалось ультрафиолетовое излучение, а разрешение снимков было более высоким, чем раньше. В результате удалось рассмотреть участки Цереры размером порядка 50 км в поперечнике.

В принципе такой снимок вряд ли скажет что-нибудь определенное неспециалисту. Но специалисты сразу заметили темное пятно вблизи центра, которое получило название "Piazzi" в честь открывателя Цереры. Правда, пока природа этого пятна остается неизвестной. Возможно, это какой-то кратер, оставшийся после удара другого астероида. А может быть это просто участок с породой, отличающейся по цвету от окружающей. Диаметр этого пятна около 250 км, то есть оно по размерам занимает примерно четверть астероида. Если оно осталось от удара какого-то объекта, то этот объект должен был иметь размеры около 25 км в поперечнике.

Размеры самого астероида Церера составляют по разным оценкам от 930 до 970 км. Радиус его орбиты при вращении вокруг Солнца составляет 41 млн км. Период его обращения вокруг собственной оси - 9 часов, а вокруг Солнца - 4,6 лет.

Напомним, россиянин Михаил Тюрин и американец Фрэнк Калбертсон должны были выйти в безвоздушное пространство в ближайший понедельник. Однако экипажу предоставлена возможность отдохнуть после недельного пребывания на станции российско-французской экспедиции. На этом настояли Соединенные Штаты. По мнению специалистов, усталость космонавтов вполне может сказаться на выполнении работ в открытом космосе.