Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

5 ноября 2001 г.

Содержание

В России разрабатывается проект дешевых туристических полетов на орбиту

NASA собирается сократить полеты "шаттлов" и свое присутствие на МКС

Российские космонавты отправили на орбиту домовых

Китай в обстановке обычной секретности готовится к третьему запуску будущего пилотируемого корабля

Марсианский атмосферный зонд полетит на метиловом спирте

У создателей австралийского супердвигателя HyShot проблемы с финансированием

Приземленные тесты космической обсерватории



В России разрабатывается проект дешевых туристических полетов на орбиту

За недавний полет в космос астронавтки Клоди Эньере Франция заплатила 1 миллион долларов. За похожий полет полгода назад в рамках программы космического туризма, американец Денис Тито отдал 20 миллионов. В России разрабатывается другой проект дешевых туристических полетов на орбиту.

Полет рассчитан на 3 часа. В кабине корабля помимо пилота - 2 пассажира. Они в течение недели проходили соответствующие проверки и тренировки. Космический корабль-челнок прикреплен к верхней части фюзеляжа высотного самолета. Он выносит его вверх, где челнок с людьми отстегивается. Далее происходит самостоятельный подъем на орбитную высоту 100 километров, ощущение невесомости, снижение и посадка. В день планируется два таких полета. Проект называется: "Суборбитальные полеты в космос". Его ведет фирма, привезшая в Россию Дениса Тито, в кооперации с авиазаводом Мясищева.

Валерий Новиков, генеральный конструктор ЭМЗ им. Мясищева: "Опыт, который сейчас имеется в России при проектировании подобных космических аппаратов и самолетов - он позволит совершенно реально осуществить этот проект".

Вот самолет, который выведет на высоту суборбитальный космический корабль. Это М-55 "Геофизика". Знаменитый российский высотник. 16 мировых рекордов. Используется в основном для науки, как раз сейчас его разгружают после очередной научной командировки. Когда самолет будут готовить к первому полету, снимут обтекатели под крыльями, а на фюзеляже заменят оборудование на площадку с суборбитальным кораблем, который по размеру будет чуть больше легкового автомобиля. Безопасность проекта тщательно продумывают. Сейчас в разработке находится спецсистема аварийного приземления и спасения экипажа.

Сергей Костенко, руководитель проекта: "Безопасность - приоритетная часть проекта..."

Руководители проекта считают, что смогут создать прототип первого корабля-самолета за 2 года. Проект недорогой. Не требует сложной наземной технологической инфраструктуры. Двигатель заправляется твердым менее взрывоопасным топливом. Валерий Новиков: "Ему не нужен специальный полигон, только обычный аэродром".

У такого суборбитального корабля также большое научное будущее. Оперативные полеты в космос могут понадобиться для научных экспериментов. Что касается его главного предназначения - космического туризма, то о его перспективности говорит следующий факт - билеты на первые несколько десятков полетов уже забронированы сотрудниками фирмы разработчика, несмотря на цену одного билета - 100 тысяч долларов.


NASA собирается сократить полеты "шаттлов" и свое присутствие на МКС

Три месяца специальная комиссия, в состав которой вошли и два нобелевских лауреата, занималась исследованием финансового состояния космического агентства NASA. Результат ее работы будет представлен завтра на заседании Консультативного совета NASA, а комитет по науке палаты представителей Конгресса США обсудит этот отчет в среду.

В докладе говорится, что из-за неэффективного менеджмента затраты на МКС, заявленные в 1993 году в размере 17,4 млрд дол., уже превысили 30 млрд дол. В своем отчете комиссия рекомендует NASA сократить количество американских астронавтов на МКС, а также количество полетов "шаттлов" для строительства и обслуживания станции. Комиссия считает, что в NASA пора провести радикальные реформы и что в управлении агентством есть серьезные "дыры".


Российские космонавты отправили на орбиту домовых

Командир 2-го экипажа космонавтов на МКС Виктор Афанасьев считает, что бытовые условия на российской орбитальной станции "Мир" были лучше, чем на Международной космической станции. 2 ноября Афанасьев и его коллеги российский космонавт-испытатель Константин Козеев и французская астронавтка Клоди Эньере рассказали журналистам о своем пребывании на МКС.

Несмотря на некоторые бытовые неудобства, Афанасьев отметил, что его очень порадовало наличие на МКС телефонного аппарата, с которого в любую минуту можно было позвонить в любую точку Земли. "Слышимость при этом была великолепной. Во всяком случае, она намного превосходила качество телефонного звонка, какой обычно бывает при соединении Подмосковья с Москвой", - сказал космонавт.

Он сообщил, что программа полета была выполнена полностью и МКС "обладает хорошими условиями для проведения на ней научно-исследовательской работы".

Отвечая на вопрос корреспондента РИА "Новости" "что для каждого члена экипажа было неожиданным в космическом рейсе", Афанасьев отметил, что "посадка корабля была наиболее мягкой из всех ранее выполненных мной полетов". Второй бортинженер Константин Козеев, который впервые совершал полет в космос, со своей стороны, сказал, что его "удивила сама невесомость".

Для французской астронавтки Клоди Эньере "неожиданными были биологические эксперименты с икринками земноводных". "Я наблюдала, как рождается жизнь в необычных условиях невесомости, - поделилась она своими впечатлениями". По ее мнению, "в ближайшие 10-20 лет люди поселятся в космосе, там они будут жить, работать, рожать детей".

Эньере брала с собой в космос первую монетку евро. А российские космонавты привезли на МКС игрушечных домовых. "Добрые домовые должны охранять спокойствие отсеков космического дома", - сказал Афанасьев.

Экипаж, вернувшийся на Землю 31 октября, после полета чувствует себя хорошо, поэтому реабилитационный период космонавтам сократили с месяца до 10 суток. Официально Звездный городок им устроит встречу 9 ноября.


Китай в обстановке обычной секретности готовится к третьему запуску будущего пилотируемого корабля

Китай никогда не публикует заранее данных о будущих космических запусках, вся официальная информация выдается уже после случившегося события. Так что сведения об очередном испытательном запуске будущего пилотируемого корабля Shenzhou-3 (SZ-3) просачиваются по неофициальным каналам.

Конечно, точная дата этого старта пока неизвестна, но подготовка к нему идет. Например, по сообщению Китайской академии ракетных технологий, 12 октября ракета-носитель Long March-2F, которая должна вывести на орбиту SZ-3, получила летный сертификат. Скоро эта ракета должна по железной дороге отправится на космодром Jiuquan на северо-западе Китая, где состоялись запуски предыдущих кораблей серии Shenzhou. О подготовке к будущему полету сообщили и из Намибии, где находится построенная Китаем станция слежения, которая будет работать с китайскими космическими аппаратами, совершающими посадку во Внутренней Монголии. Над Намибией они как раз будут входить в плотные слои атмосферы. Как сообщается, станция в Намибии собирается поучаствовать в своем первом "полете" в начале будущего года. Известно также, что в соответствии с подписанным соглашением Китай должен информировать руководство Намибии о будущем запуске каждого корабля Shenzhou как минимум за 2 месяца. Для подготовки к очередному старту на станцию слежения в Намибию будут приезжать около 20 специалистов из Китая.

Известно также, что Китай, во всяком случае, в обозримом будущем, собирается запускать корабли Shenzhou только осенью и зимой, что объясняется проблемами со слежением за кораблем на протяжении всего его полета. Сейчас Китай отслеживает полет Shenzhou с наземных станций слежения и с нескольких морских судов серии Yuanwang. Погодные условия на море в южном полушарии обычно более благоприятны весной и летом, а в северном полушарии в этом время, соответственно, осень и зима.

Так что очередного запуска китайского космического корабля следует ждать до исхода зимы.


Марсианский атмосферный зонд полетит на метиловом спирте

Компания Pioneer Astronautics провела успешные испытаний своей системы надувания атмосферного зонда с использованием солнечного тепла. Такие зонды планируется использовать в будущих исследованиях поверхности Марса. Их видение Марса с высоты птичьего полета будет заметно отличаться от того, что увидят на этой планете орбитальные станции и марсоходы.

Надувной зонд к Марсу должен доставить космический аппарат. Идея инженеров Pioneer Astronautics состоит в том, чтобы не везти на Марс тяжелые баллоны со сжатым газом, а использовать для надувания шара легко испаряющуюся жидкость, например, метиловый спирт. Этот спирт находится в специальной канистре внутри сложенного надувного шара. Шар окрашен в черный цвет для максимального поглощения солнечной энергии. Атмосфера Марса по сравнению с земной сильно разрежена, ее давление у поверхности почти в 100 раз меньше, чем на Земле на уровне моря. Поэтому после открытия канистры в таких условиях часть метилового спирта испарится, и шар начнет надуваться. Далее процесс надувание пойдет автоматически, так как остатки жидкого метилового спирта будут испаряться под действием солнечной энергии, нагревающей темный шар.

В августе прошлого года прошли "статические" испытания этой системы. Обычный атмосферный зонд доставил "марсианский" зонд на высоту 30 км, где и была открыта канистра с метанолом - небольшой черный шар объемом 0,7 куб. м надулся меньше чем за минуту.

В конце сентября этого года были проведены "динамические" испытания. "Марсианский" зонд в верхние слои атмосферы Земли опять доставил обычный метеозонд. На этот раз "марсианский" зонд был сброшен на Землю для почти полной имитации условий будущего полета. Для надежности было выпущено два зонда, соединенных тросом, с двумя передатчиками навигационной системы GPS, двумя камерами, двумя канистрами с метиловым спиртом, небольшим запасным парашютом и радиобуем, чтобы всю аппаратуру можно было потом найти на земле.

Команда на открытие канистр с метанолом была дана на высоте около 35 км. Правда, трос, соединяющий зонды порвался, и нижняя половина всей конструкции со своей канистрой и телевизионной камерой была потеряна. Но оставшаяся аппаратура сработала нормально.

Плотность атмосферы на высоте 35 км над поверхностью Земли соответствует той, что имеет место на высоте 8 км над поверхностью Марса. Температура в этой точке на Земле составляет -26 град. С, а на Марсе -56 град С. Так что испытания прошли в условиях достаточно точно приближенных к реальным. Теперь разработчики собираются построить полномасштабный макет будущего марсианского метеозонда и испытать его.


У создателей австралийского супердвигателя HyShot проблемы с финансированием

На прошлой неделе на базе австралийских ВВС Вумера состоялись испытания нового революционного сверхзвукового двигателя, который по проекту создателей должен развивать скорость, в 7-8 раз превышающую скорость звука. Этот двигатель работает на смеси кислорода с водородом, но для его работы на борт нужно брать только бак с жидким водородом, а кислород он берет из воздуха. Продукты сгорания этого двигателя - просто мечта экологов, это один только водяной пар.

Во время испытаний на начальный режим работы двигатель должна была вывести ракета Terrier Orion, поскольку для того чтобы он заработал, его нужно разогнать до семикратной скорости звука. Однако в работе самой ракеты во время полета произошел сбой, и двигатель попросту не начал работать.

Разработчики, правда, заявили, что результаты таких неудавшихся испытаний тоже будут им полезны. Сначала было даже объявлено, что новый полет состоится на этой неделе, но теперь ясно, что его придется отложить. Как это часто бывает, проблема в деньгах. Несмотря на радужные перспективы использования двигателя и его дешевизну (в США на проект нового сверхзвукового двигателя уже потратили в 100 раз больше австралийцев), проблемы с финансированием все равно есть.

Пока в арсенале группы HyShot успешный "полет" двигателя в 1993 г. на наземном стенде в условиях, приближенных к космическим, то есть в вакууме. Но, конечно, попутно им пришлось решать и многие другие проблемы, связанные с новым двигателем, в частности разрабатывать систему передачи данных о параметрах работы двигателя в полете.


Приземленные тесты космической обсерватории

Новейшая рентгеновская обсерватория INTEGRAL, построенная Европейским космическим агентством (ЕКА) и ожидающая запуска на орбиту в следующем году, проходит довольно необычное тестирование. Перед тем, как начать исследование далеких звезд, INTEGRAL сделал рентгеновский снимок бутылки шампанского и бронзовой статуэтки древнегреческого "Дискобола".

IBIS, блок формирования изображений обсерватории, в десять раз чувствительнее своих предшественников. Его характеристики определяются двумя камерами PICsIT и ISGRI, расположенными друг над другом. ISGRI - первая в мире рентгеновская камера, оснащенная полупроводниковыми детекторами и при том работающая при температуре окружающей среды.

Для проверки оборудования все восемь компонентов ISGRI были установлены на тестовом стенде, а между ними на отдалении 60 сантиметров поместили бронзовую копию статуэтки "Дискобола" с радиоактивным источником кобальт-57 позади. Вообще, фотоны с трудом проходят через бронзу, но тонкая аппаратура смогла уловить редкие проходящие через нее частицы.

Для поддержания духа команды, работающей над созданием обсерватории, таким же образом был сделан совершенно бесполезный с научной точки зрения снимок бутылки шампанского. Полученные результаты должны были показать, что многолетний труд множества специалистов не прошел даром и в следующем октябре обсерватория непременно выйдет на околоземную орбиту.



Нас считают