13 ноября 2001 г.

Экипаж "шаттла" Endeavour провел тренировку по аварийному спасению на стартовой площадке

Найдена причина сентябрьской аварии ракеты Taurus

Загадка марсианских полушарий

Космонавты Дежуров и Калбертсон вышли в открытый космос

Аврора" для Европы

NASA доходчиво объяснит населению, зачем нужно осваивать космос

Европа будет исследовать окружающую среду с помощью собственного спутника

Запуск "шаттла" Endeavour миссии STS-108 должен состояться 29 ноября. На днях экипаж по традиции и в полном соответствии с планом подготовки к полету провел на стартовой площадке репетицию обратного отсчета перед запуском "шаттла". Для этого экипаж специально прилетел на мыс Канаверал из центра подготовки в Хьюстоне.

В составе экипажа 7 человек: слева направо - командир Дом Гори (Dom Gorie), пилот Марк Келли (Mark Kelly), специалисты Дэн Тани (Dan Tani) и Линда Годвин (Linda Godwin) и четвертый долговременный экипаж МКС - бортинженер Дэн Бурш (Dan Bursch), командир Юрий Онуфриенко и еще один бортинженер Карл Уолц (Carl Walz).

Во время репетиции обратного отсчета всегда бывает еще и тренировка аварийного спасения экипажа непосредственно перед стартом. Для этого существуют специальные аварийные корзины, в которых астронавты быстро спускаются со стартовой башни в укрепленный бункер. Кроме того, экипаж проверил работу армированной капсулы, которая предназначается для аварийной эвакуации со стартовой площадки. Правда, воспользоваться всем эти оборудованием в реальной обстановке ни одному экипажу, к счастью, еще не доводилось. Но тренировки на нем проходят всегда.

Следует еще отметить, что нынешний старт "шаттла" будет первым после сентябрьских террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Поэтому запуск обставлен всеми возможными мерами предосторожности и защиты. На этом "шаттле" отправятся в космос 6 тысяч американских флагов, которые потом раздадут семьям погибших во время террористических актов 11 сентября, а также жетоны полицейских и пожарных, погибших при исполнении своих служебных обязанностей в небоскребах Всемирного торгового центра.

Вся экспедиция рассчитана на 11 дней. "Шаттл" сменит долговременный экипаж МКС и доставит на станцию около двух тонн разных грузов в специальном модуле материально технического снабжения Raffaello. В плане экспедиции есть также выход на внешнюю поверхность станции, который выполнят Линда Годвин и Дэн Тани.

Найдена причина сентябрьской аварии ракеты Taurus

В сентябре этого года с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии стартовала четырехступенчатая ракета Taurus. Она должна была вывести на околоземные орбиты два спутника OrbView-4 и QuikTOMS, предназначенных для наблюдения за поверхностью Земли, и кассету с капсулами, где находился прах 50 человек, завещавших похоронить себя таким способом.

Однако ни одна из полезных нагрузок ракеты не была доставлена по назначению. Все было нормально, пока работал двигатель первой ступени, а как только включилась вторая ступень, ракета дважды рыскнула в стороны. Потом она полетела, вроде бы, нормально, но расчетной орбиты ей достигнуть уже не удалось, так что оба спутника упали в океан, а капсулы с прахом сгорели гораздо раньше оговоренного контрактом срока (на орбите высотой 800 км они должны были находиться около года и только потом спуститься до плотных слоев атмосферы).

Как и положено в таких случаях, была создана комиссия по расследованию причин аварии. И вот по прошествии полутора месяцев комиссия представила результаты своей работы. Во всем оказалось виновато приводное устройство системы рулевого управления второй ступени ракеты. После запуска твердотопливного двигателя второй ступени, в течение пяти секунд оно не работало как положено. Это и сыграло роковую роль в запуске.

Правда, председатель комиссии так и не сказал, почему именно возникли неполадки в работе приводного устройства. Но, как было объявлено, использовать в ракетах его больше не будут, точнее его конструкция будет изменена. Причем все эти переделки не повлияют на планы запусков ракет Taurus. Правда, до конца будущего года их в планах нет. Пока для этой ракеты запланирован только один запуск - в 2003 году она должна вывести на орбиту тайваньский спутник ROCSAT-2.

Загадка марсианских полушарий

Ученым, по всей вероятности, удалось разгадать загадку марсианских полушарий, одно из которых чрезвычайно богато кратерами и возвышенностями, а другое практически не содержит кратеров и состоит из одних низменностей. Герберт Фрей (Herbert Frey) предполагает, большой возраст низменностей говорит о том, что их появление произошло очень рано и быстро. Если это действительно так, то объяснить все чем-то, подобным сдвигу тектонических плит, не удастся.

Согласно еще одной версии, низменности в северных частях Марса существовали практически в ходе всей его истории. Это означает, что если когда-то на Красной планете была жидкая вода, то в этих регионах планеты находился океан, о чем говорили многие ученые, основываясь при этом на совершенно других данных.

Вскоре после формирования Марса, он подвергся бомбардировке астероидами и метеоритами. Учеными были открыты большие скопления погребенных под слоями пыли кратеров, оставшихся в северной части планеты. Из-за невозможности их визуального обнаружения, для этого использовались топографические данные лазерного высотомера, установленного на зонде Mars Global Surveyor.

Кратеры, скрытые сейчас равнинами, образовались когда-то на чрезвычайно древней поверхности, что входит в разрез с популярным предположением о более позднем формировании северных низменностей перемещением тектонических плит.

Космонавты Дежуров и Калбертсон вышли в открытый космос

Очередной выход в открытый космос завершился на Международной космической станции во вторник в 5:46 по московскому времени. Об этом агентству "Интерфакс" сообщили в российском Центре управления полетами.

Российский космонавт Владимир Дежуров и астронавт NASA Фрэнк Калбертсон (Frank Culbertson) проработали вне станции около 6 часов. Их задачей было соединить кабельные разъемы системы автоматического сближения и стыковки "Курс", которая находится на российском модуле "Звезда".

Кроме того, космонавты провели испытания грузовой стрелы, смонтированной на российском модуле, а также осмотрели и сфотографировали неисправную солнечную батарею на "Звезде".

Аврора" для Европы

Несмотря на то, что Международная космическая станция будет в фокусе космических полетов человека еще целых два десятилетия, вся вселенная ждет своего изучения, и главную роль в этом планирует сыграть Европа. Программа Европейского космического агентства, получившая название "Аврора", определит стратегию Европы в области исследования солнечной системы на ближайшие 30 лет.

В настоящее время "Аврора" находится лишь в разработке. Три последующих года участвующая в проекте команда ученых займется анализом более чем 300 идей: от многоразовых ракетоносителей до ультрасовременных космических кораблей и системе широкополосной межпланетной связи. Наиболее интересные и полезные с научной точки зрения предложения получат финансовую поддержку.

Главная задача программы состоит не в том, чтобы разработать что-то принципиально новое, а в том, чтобы выбрать направление развития на основе существующих возможностей. Наука - это важная, но не движущая сила проекта. По словам участников, необходимо найти баланс между технологическими, научными целями и финансовыми резервами.

NASA доходчиво объяснит населению, зачем нужно осваивать космос

В последнее время NASA много критикуют за перерасход средств на строительство МКС. Конгресс грозит сократить финансирование, что ставит под угрозу реализацию проекта станции во всяком случае в первоначально задуманном виде. Возможно, из-за этого, а, может быть, так оно было запланировано заранее, но в следующем году с февраля по ноябрь NASA собирается провести в различных городах США шоу на колесах, во время которого американскому населению максимально доходчиво будут объяснять и наглядно демонстрировать, какую пользу для повседневной жизни несут космические исследования и разработки.

Из космического центра им. Джонсона в Хьюстоне в поездку по 50 городам страны отправится специально оборудованный трейлер. Он будет делать остановки в парках, университетах и в школах. В его экспозиции будут и обычные домашние детекторы дыма, и средства радиосвязи, кардиостимуляторы, защитная одежда на разные случаи жизни и много другой всячины, которая была изначально разработана в NASA для космических целей, но потом нашла массовое применение и в повседневной жизни.

После установки на месте кузов трейлера раскладывается, и получается павильон размером 9х24 метра. Он состоит из двух "залов", каждый из которых вмещает до 30 посетителей. Здесь будут демонстрироваться фильмы о прошлых, настоящих и будущих космических проектах.

В общем, NASA постарается объяснить рядовым гражданам, что космические программы приносят много пользы им лично и что космос надо осваивать и дальше, что сулит немало выгод в будущем.

Европа будет исследовать окружающую среду с помощью собственного спутника

На 15 января 2002 года Европейское космическое агентство запланировало запуск самого крупного европейского спутника, предназначенного для наблюдения за поверхностью Земли. Спутник называется Envisat (ENVIronmental SATellite), то есть заниматься он будет исследованием окружающей среды. Его разработка обошлась в 2,3 млрд евро. С высоты 800 км он будет вести съемку поверхности Земли с целью мониторинга и прогнозирования различных природных процессов, от роста водорослей в морях и океанах и состояния озонового слоя в атмосфере до наводнений, пожаров и тайфунов.

Спутник довольно большой - размером с грузовой трейлер, поэтому на орбиту его будет выводить тяжелая ракета Ariane 5. Старт состоится на космодроме Куру во Французской Гвиане. К месту старта спутник ENVISAT доставили с завода в Голландии по частям. Для этого были зафрахтованы российский грузовой АН и два самолета Boeing 707.