29 ноября 2001 г.

На МКС возникла нештатная ситуация

Для ликвидации нештатной ситуации на МКС космонавты выйдут в открытый космос

Проблемы с "Прогрессом" не помешают полету "Индевора"

Вокруг мыса Канаверал летают военные самолеты, а ракетные системы "земля-воздух" готовы к пуску

"Гюйгенс" сможет выполнить свою миссию на Титане

На Байконуре готовятся к запуску трех спутников "Ураган"

Наблюдение воздуха

Смогут ли биосенсоры найти жизнь на Марсе?

Будущий зонд Rosetta прибыл в Голландию для испытаний

На МКС возникла нештатная ситуация

В ночь на 28 ноября при стыковке транспортного корабля "Прогресс М1-7" к Международной космической станции не произошло автоматической фиксации космического грузовика на стыковочном узле модуля "Звезда".

Сама стыковка прошла нормально, однако дальше начались сложности. Причиной стало то, что корпус МКС был ранее поврежден американским шаттлом.

Как пояснили в российском Центре управления полетом, "замки стягивания и закрепления не защелкнулись полностью, не обеспечив тем самым достаточной герметичности стыковочного узла". Тем не менее, по оценке ЦУП, никакой угрозы для жизни экипажа, находящегося на станции, и безопасности МКС в целом не существует. В настоящий момент станция продолжает полет в связке с "Прогрессом" по прежней орбите.

Сейчас специалисты ЦУП пытаются справиться с возникшими проблемами. Также к этой работе подключились и представители НАСА.

Для ликвидации нештатной ситуации на МКС космонавты выйдут в открытый космос

Причиной возникновения нештатной ситуации при стыковке грузового корабля "Прогресс М1-7" с Международной космической станцией стало попадание постороннего предмета в стыковочный узел. Для ликвидации нештатной ситуации принято решение о выходе космонавтов в открытый космос. Об этом ИТАР-ТАСС сегодня сообщил представитель Росавиакосмоса.

По его словам, "выход должен состоятся в ближайшее время, однако точная дата, и кому из космонавтов предстоит его осуществить, пока не определено. О сложившейся ситуации проинформированы американские специалисты, которым предстоит в ближайшие часы принять решение о возможности в таких условиях запускать космический корабль Endeavour к МКС".

Нештатная ситуация возникла в ходе стыковки "Прогресса" и станции, когда не произошло автоматической фиксации космического грузовика на стыковочном узле модуля "Звезда". Как пояснили ИТАР- ТАСС в российском Центре управления полетом , "замки стягивания и закрепления не защелкнулись полностью, не обеспечив тем самым достаточной герметичности стыковочного узла".

Проблемы с "Прогрессом" не помешают полету "Индевора"

Несмотря на трудности, которые возникли при стыковке транспортного корабля "Прогресс" с Международной космической станцией, старт корабля "Индевор", скорее всего, состоится вовремя.

Стыковочный порт, который сейчас занят "Прогрессом", не будет задействован в случае с "Индевором". Плюс ко всему, как надеются в Росавиакосмосе, за время полета американского корабля проблема на станции может уже разрешиться.

Специалисты российского Центра управления полетами выясняют причины негерметичности переходных разъемов между грузовым кораблем "Прогресс М1-7" и служебным модулем "Звезда" Международной космической станции, сообщает "Интерфакс".

Более точно причину негерметичности стыка можно будет назвать после анализа телеметрической информации, которая поступит с Международной космической станции в сеансах связи, намеченных на четверг после 13:00.

Как сообщает радиостанция "Эхо Москвы", Росавиакосмос не планирует, что проблему будут разрешать в открытом космосе обитатели МКС. Сегодня в течение дня эксперты должны прийти к единому мнению - проводить ли расстыковку грузовика со станцией или начинать разгрузку "Прогресса".

Грузовой корабль "Прогресс М1-7" доставил на станцию 2468 килограммов полезного груза, в том числе российско-австралийский микроспутник "Колибри", который будет использоваться для изучения магнитных бурь в земной магнитосфере.

Сегодня на космодроме на мысе Канаверал должен состояться первый запуск "шаттла" после террористических атак 11 сентября. "Шаттл" Endeavour должен взлететь в 19:41 по местному времени (в Москве будет уже 30 ноября 3:41 утра). Нынешний запуск сопровождается беспрецедентными мерами безопасности. Перекрыты все окрестные дороги, доступ на территорию космического центра разрешен только специалистам, непосредственно участвующим в подготовке к запуску, прессу никуда не пускают.

Все это объясняется тем, что служба безопасности, в которой заняты специалисты и ФБР и ВВС США, рассматривает "шаттл", стоящий на стартовой площадке, как привлекательную мишень для террористов-камикадзе. Понять можно: национальная гордость Америки стоит в чистом поле с полными баками топлива, взрыв будет такой, что мало не покажется. Учитывается еще и то, что именно здесь во Флориде проживали многие из тех террористов, что 11 сентября угнали самолеты и направили их на небоскребы ВТЦ и Пентагон.

Поэтому вокруг космодрома в радиусе 60 км запрещен пролет любых летательных аппаратов, кроме военных самолетов F-16 и вертолетов Apache, которые должны обеспечить безопасность запуска. На земле готовы к работе ракетные установки типа "земля-воздух", а в море рядом с мысом Канаверал находятся военные корабли.

Все эти меры безопасности будут действовать, начиная с 1:45 и до 20:45 по местному времени, то есть еще в течение часа после взлета "шаттла".

По всей видимости, что-то аналогичное будет и во время его посадки после возвращения с МКС.

"Гюйгенс" сможет выполнить свою миссию на Титане

Исследовательский зонд Cassini сейчас направляется к Сатурну. Он должен прибыть туда в начале 2004 года и выйти на орбиту этой планеты. А еще через год он должен сбросить в атмосферу Титана (самого крупного спутника Сатурна) минизонд Huygens (на рисунке внизу справа), который спустится на него на парашюте. Связь с Землей Huygens будет поддерживать через Cassini, поэтому так важно, чтобы система связи между двумя зондами работала нормально.

Как раз недавно завершилась пятидневная серия испытаний этой системы связи, которыми занимались специалисты Европейского космического агентства. Ведь если Cassini - американский аппарат, то Huygens - это европейский проект. Но в испытаниях участвовали, конечно же, и специалисты NASA.

Во время спуска в атмосферу Титана Huygens должен будет передать на Cassini изображения и другую информацию об этом спутнике, поверхность которого постоянно закрыта облаками. Обеспечить эту связь будет непросто, поскольку два аппарата будут находиться на расстоянии более 65 тыс. км друг от друга и при этом будут двигаться довольно с высокой скоростью в противоположные стороны. Кроме того, при спуске Huygens может встретиться в атмосфере Титана с сильными ветрами, которые будут сносить его с курса. Все эти перемещения очевидно приведут к сдвигу частоты сигнала, принимаемого на Cassini, и к изменениям его интенсивности.

Поэтому во время испытаний постарались сымитировать будущий сценарий. Для этого на зонд Huygens через Cassini с наземной антенны Goldstone посылали сигналы, моделирующие поток данных, который пойдет с "Гюйгенса" во время парашютного спуска в январе 2005 г. Полученный сигнал Huygens должен был отправлять обратно. Испытания длились 5 ночей подряд, в каждую из которых было получено около 1 Гбайт информации, для полного анализа которой потребуется еще два-три месяца. Но в общем испытания признаны успешными, то есть были выполнены все поставленные задачи.

Особенно специалисты опасались, что из-за доплеровского сдвига частот не весь сигнал с "Гюйгенса" будет воспринят приемниками Cassini, но все получилось нормально. Так что, пока есть основания считать, что вся информация, которую запишет "Гюйгенсом" при приближении к Титану, будет получена на Земле.

На Байконуре готовятся к запуску трех спутников "Ураган"

На стартовой площадке космодрома Байконур в среду установлена ракета-носитель тяжелого класса "Протон" с тремя спутниками "Ураган". Планируется, что они пополнят российскую спутниковую группировку для Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

Как сообщили РИА "Новости" в Росавиакосмосе, старт "Протона" назначен на 1 декабря. Сейчас началась проверка систем ракеты, спутников и пункта управления стартом Байконура.

По данным Росавиакосмоса, навигационная система ГЛОНАСС создана по инициативе Министерства обороны в сентябре 1993 года. Она позволяет определять местонахождение объектов с точностью до одного метра на поверхности Земли.

На орбите должно находиться 24 спутника одновременно. Однако из-за короткого срока их службы (до трех лет) сейчас в спутниковой группировке не хватает космических аппаратов. Поэтому, отметили в Росавиакосмосе, один из трех запускаемых спутников - испытательный "Ураган-М". Предполагается, что он будет эксплуатироваться в полтора-два раза дольше, а кроме того, имеет "более высокую разрешающую способность".

В перспективе такие спутники должны постепенно вытеснить из орбитальной группировки навигационные спутники старого образца, добавили в Росавиакосмосе.

Наблюдение воздуха

Благодаря одной из миссий НАСА вскоре, возможно, будут разгаданы секреты верхнего слоя атмосферы, находящегося на высоте 56-176 км над Землей и называющегося мезосфера и нижняя термосфера/ионосфера (MLTI) - места, где сильны электрические токи, а сияния создают удивительные свечения над Северным и Южным полушариями.

Работа космического аппарата TIMED (The Thermosphere, Ionosphere, Mesosphere, Energetics and Dynamics) может привести к огромному количеству открытий, чему будет способствовать всеобъемлющее, глобальное измерение характеристик MLTI. Запуск TIMED намечен на 7 декабря с космодрома Ванденберг, США.

До сего момента детальное изучение MLTI было затруднительно, - ни один самолет или воздушный шар не может подняться на такую высоту, для спутников же это слишком низкая орбита. Суборбитальные ракеты так же не являются выходом из ситуации, по причине малого времени полета и ограниченной площади изучения.

Установленные на TIMED приборы (среди которых ультрафиолетовый спектрометр, радиометр и доплеровский интерферометр) позволят вести наблюдения и получать снимки в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах, определять состав атмосферы, скорость и направление движения ветров.

Смогут ли биосенсоры найти жизнь на Марсе?

Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? - никто так до сих пор точно и не знает. Предлагаются самые разные способы поиска признаков нынешней или уже давно умершей жизни. Вот и еще один.

На этот проект специалисты из университетов Крэнфилда и Лестера получили грант в размере 60 тыс. фунтов стерлингов. Сумма не очень велика, но и аппаратура, с помощью которой ученые рассчитывают найти признаки жизни или их отсутствие, тоже не отличается большими размерами. Это миниатюрные биометрические сенсоры, которые предполагается загрузить на один из будущих марсианских зондов.

В этих сенсорах для обнаружения соединений, полученных в результате каких-то биологических процессов, используются молекулы специальных полимеров. Эти молекулы полимеров запоминают свою форму, какая у них была при определенных условиях. Если же на Марсе когда-то была жизнь, то соединения, имеющие биологическое происхождение, могут оставаться в устойчивом состоянии на протяжении миллионов лет, когда породившие их живые организмы уже давно погибли. В качестве "земного" примера можно взять микробы Archaea, которые живут на Земле в экстремальных условиях. Эти организмы могут впадать в "спячку", которая может длиться миллионы лет. Возможно, на них и будут проводить испытания биосенсоров.

Исследователям нужно только точно решить, какой тип соединений нужно искать с помощью этих биосенсоров.

Будущий зонд Rosetta прибыл в Голландию для испытаний

Летом будущего года исследовательский зонд Rosetta совершит морское путешествие через Атлантику к космодрому Куру во Французской Гвиане. Там его установят на ракету Ariane, и в январе 2003 г. он отправится к комете Wirtanen. Занимается этим проектом Европейское космическое агентство (ЕКА).

Недавно с завода компании Alenia Spazio в Турине зонд был перевезен в Европейский центр космических исследований и технологий в Голландии. Везли его через всю Европу с мигалками и полицейским эскортом. В операции было занято около десятка грузовиков. Причем сам зонд, вес которого составил около трех тонн, поместился на одном грузовике, а на остальных было оборудование для испытаний. Все это необходимо, чтобы обеспечить выполнение этого уникального проекта.

Зонду Rosetta предстоит встретиться с кометой Wirtanen, выйти на ее орбиту высотой 1 км и в течение года на ней работать. А потом специальный спускательный аппарат "Розетты" совершит посадку на ядро кометы для исследования его химического состава. Но до кометы еще нужно долететь. Если зонд стартует в январе 2003 г., то к комете он прибудет только в 2012 г. По дороге он пролетит мимо двух астероидов и сфотографирует их во всех подробностях. В общем, аппаратура зонда должна будет проработать как минимум 10 лет, поэтому к наземным испытаниям отношение особое. В течение 8 месяцев для него будут моделировать самые неблагоприятные условия внешнего космоса - высокие и низкие температуры, вибрации и вакуум.