30 ноября 2001 г.

Запуск "шаттла" Endeavour откладывается еще раз до разрешения проблем с "Прогрессом"

Еще одна массивная черная дыра в нашей галактике поставила астрономов в тупик

Кусок проволоки помешал стыковке "Прогресс М1-7" с МКС

Космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин совершат экстренный выход в открытый космос

Запуск "шаттла" Endeavour из-за неполадок со стыковкой "Прогресса" отложен на сутки

Некоторые не только видели, но и слышали метеорный поток Леониды

Бомбы повсюду

Завтра Пентагон опять попробует попасть пулей в пулю

Из-за неполадок со стыковкой грузового корабля "Прогресс" к Международной космической станции NASA сначала решило отложить запуск "шаттла" Endeavour на сутки, то есть предполагалось, что он взлетит сегодня вечером. Однако теперь, скорее всего, старт будет отложен еще как минимум на сутки, а, скорее всего, даже до будущей недели, когда экипаж МКС решит все проблемы с "Прогрессом".

Напомним, что при стыковке "Прогресса" с кормовым портом модуля "Звезда" возникла нештатная ситуация, и замки, фиксирующие "Прогресс" на стыковочном узле станции, не закрылись полностью. Предполагается, что этому помешал какой-то посторонний предмет, похожий на кусок кабеля или проволоки длиной около 30 см. Возможно, он остался там после предыдущего корабля "Прогресс". В общем, герметичного соединения "Прогресса" со станцией не получилось. Решить все эти проблемы предстоит нашим космонавтам Владимиру Дежурову и Михаилу Тюрину, которые в понедельник совершат для этого выход в открытый космос.

Руководство NASA опасается, что если начать стыковать со станцией Endeavour, не решив проблем с "Прогрессом", то это может создать лишние трудности в этой и без того нелегкой операции, так как плохо закрепленный "Прогресс" может стать источником вибраций для всей конструкции.

Так что, скорее всего, старт Endeavour состоится не раньше вечера понедельника.

Еще одна массивная черная дыра в нашей галактике поставила астрономов в тупик

Как известно в центре нашей галактики Млечный Путь есть черная дыра. И в этом нет ничего необычного, так как практически у всех спиральных галактик, к классу которых принадлежит и наша, в центре есть черные дыры. Однако недавно черная дыра была обнаружена в области Млечного Пути, весьма далекой от центра. Эта черная дыра - какое-то исключение из общих правил, она опровергает своим существованием общепринятую теорию образования черных дыр.

Астрономы из Потсдамского астрономического института (Германия) и Европейской южной обсерватории (Чили) сообщили о том, что в не периферии нашей галактики на расстоянии 40 тыс. световых лет от Земли есть черная дыра, масса которой в 14 раз больше нашего Солнца (у обычных черных дыр такого типа она составляет 3-7 масс Солнца). У этой черной дыры есть компаньонка - обычная звезда, и эта звездная система называется GRS1915+105. Расстояние между черной дырой и звездой составляют приблизительно половину расстояния между Землей и Солнцем.

Астрономы озадачены такой большой массой этой черной дыры, поскольку в таких двойных системах ее взаимодействие со звездой-компаньонкой приводит к тому, что обычная звезда быстро теряет материю. Поэтому непонятно, как смогла образоваться такая большая черная дыра, если ее звезда-компаньонка осталась достаточно массивной.

Кусок проволоки помешал стыковке "Прогресс М1-7" с МКС

Как сообщил представитель Росавиакосмоса вечером 29 ноября, причиной нештатной ситуации при ночной стыковке грузового корабля "Прогресс М1-7" с МКС стал посторонний предмет, который по форме напоминает небольшой кусок электрокабеля или проволоки.

Такие данные были получены специалистами ЦУПа в ходе выяснения причин возникших неполадок.

По словам представителя Росавиакосмоса, аналогичные ситуации возникали и раньше, еще при строительстве на орбите российской станции "Мир". Так, 5 апреля 1987 г. при стыковке модуля "Квант" с "Миром" посторонний предмет стал причиной возникновения нештатной ситуации. Стыковку удалось через неделю. 6 июня 1990 г. модуль "Кристалл" с первого раза не причалил к "Миру" из-за нештатной работы одного из двигателей корабля. 27 и 29 августа 1994 г. дважды не удалась автоматическая стыковка со станцией "Мир" грузового корабля "Прогресс М-24". Корабль был состыкован 2 сентября в ручном режиме. 12 февраля 1997 г. при стыковке "Союза ТМ-25" отказала автоматическая система сближения. Космонавту Василию Циблиеву удалось провести стыковку в ручном режиме. 25 июня 1997 г. при тренировочной перестыковке грузового корабля "Прогресс М-34" с российской орбитальной станцией "Мир" произошло столкновение грузовика с модулем "Спектр", что привело к повреждению солнечных батарей и разгерметизации модуля. Трое находящихся на станции космонавтов не пострадали, успев вовремя задраить переходной люк. 6 августа 1997 г. при стыковке "Союза ТМ-26" отключилась система автоматического сближения. Космонавт Анатолий Соловьев провел стыковку в ручном режиме. 17 августа 1997 г. грузовой корабль "Прогресс М-35" не смог "причалить" к станции "Мир". Стыковка состоялась 18 августа.

Космонавтам Владимиру Дежурову и Михаилу Тюрину предстоит в понедельник, во второй половине дня, совершить экстренный выход с Международной космической станции в открытый космос, сообщает ИТАР-ТАСС. Задача космонавтов - устранить неисправность, возникшую в стыковочном узле служебного модуля "Звезда" во время причаливания грузового корабля "Прогресс М1-7". В результате попадания в стыковочный узел постороннего предмета (скорее всего, кабеля или троса) не удалось полностью его пристыковать и обеспечить герметичность. Между торцами грузового корабля и стыковочного узла возник зазор в 4 мм.

Лишь после устранения неисправности к МКС стартует американский космический корабль Endeavour.

"Интерфакс" со ссылкой на представительство NASA сообщает, что ориентировочный срок старта Endeavour с космодрома на мысе Канаверал - 5 декабря.

Ранее старт американского космического челнока планировался на 30 ноября. Он должен доставить на МКС очередную, четвертую длительную экспедицию в составе командира - российского космонавта Юрия Онуфриенко и астронавтов NASA Дениэля Берша (Daniel Bursh) и Карла Уэлза (Carl Walz). Они должны сменить экипаж, который находится на орбите уже 112 суток - Фрэнка Калбертсона (Frank Culbertson), российского космонавта командира корабля "Союз ТМ" Дежурова и бортинженера МКС Тюрина.

Руководство NASA решило отложить запуск "шаттла" Endeavour как минимум на сутки. Причина: возникшие вчера проблемы со стыковкой грузового корабля "Прогресс" на Международной космической станции (МКС). "Прогресс" стыковался в автоматическом режиме, и все поначалу шло нормально, однако, уже после выполнения стыковки замки стыковочного узла не защелкнулись полностью, то есть соединение "Прогресса" с МКС оказалось негерметичным.

Поначалу предполагалось решить возникшие проблемы с "Прогрессом" без выхода экипажа МКС в открытый космос. Однако просмотр видеозаписи причаливания "Прогресса" показал, что, скорее всего, стыковке помешал один из кабелей на внешней поверхности МКС. Так что нашим космонавтам Владимиру Дежурову и Михаилу Тюрину придется выполнить еще один выход в открытый космос и закрепить этот кабель на положенном ему месте. Это планируется сделать в понедельник 3 декабря.

Ну а запуск "шаттла" пока перенесен на сегодняшний вечер - 30 ноября в 19:18 по местному времени (в Москве будет уже завтра 1 декабря 3:18 утра). Если старт состоится сегодня, то стыковка с МКС произойдет в воскресенье 2 декабря.

Правда, некоторые представители руководства NASA опасаются, что недостаточно жестко закрепленный "Прогресс" может вызвать проблемы при стыковке "шаттла", но инженеры полагают, что стыковку можно нормально провести и при таком состоянии "Прогресса".

Некоторые не только видели, но и слышали метеорный поток Леониды

Ночью 18 ноября миллионы людей во всем мире видели эффектный метеорный поток Леониды, но некоторые из них его еще и слышали. Падающие метеоры издавали негромкий характерный треск, причем, как заметили очевидцы, не было никакой задержки между изображением и звуком, которая обычно бывает во время грозы, когда молния уже сверкнула, а гром гремит через несколько секунд.

Ученые называют этот метеорный шум "электрофоническими метеорными звуками". Есть и объяснение вышеупомянутому явлению. Оказывается, раскаленные метеоры испускают не только видимый свет, но и радиосигнал очень низкой частоты. Такие радиоволны имеют частоты от 3 до 30 кГц, то есть они попадают в диапазон, слышимый человеком. Радиоволны распространяются к земле со скоростью света, поэтому задержек с этим звуком и не просходит.

Бомбы повсюду

Учеными выдвинута гипотеза о существовании миниатюрных черных дыр, которые могут взрываться во всех уголках Вселенной, подобно бомбам с часовым механизмом. Эта спорная идея, не получившая широкой поддержки среди ученых, может объяснить причину коротких выбросов энергии, наблюдаемых с Земли, так называемых гамма-всплексов. Мощность их излучения такова, что на несколько секунд они способны затмить все другие объекты во Вселенной. Астрономы, наблюдавшие их в любой точке неба, ранее уже предполагали, что местом зарождения таких выбросов является окраина Вселенной.

В ходе последних исследований, ученые Калифорнийского университета выяснили, что короткие гамма-всплески исходят из конкретной области, расположенной перед спиральным рукавом нашей галактики Млечный Путь. Согласно их предположению, микроскопические черные дыры появились при Большом взрыве, а сейчас только того и ждут, чтобы взорваться. Некоторые из них даже могут оказаться прямо за орбитой Плутона. В тоже время, опасность невелика. Чтобы нанести существенный вред, такая дыра должна находиться к Земле ближе, чем к Солнцу.

Другие астрономы считают, что в этом предположении есть доля истины, однако, прежде чем делать выводы, необходимо провести дополнительные иследования и эксперименты.

Завтра Пентагон опять попробует попасть пулей в пулю

На завтра в США запланированы очередные испытания системы ПРО. Вообще-то они должны были состояться еще 24 октября, но были отложены из-за технических проблем.

Суть их состоит в следующем: ракета-перехватчик должна сбить ранее запущенную ракету-мишень. Ракета-мишень, роль которой выполняет баллистическая ракета Minuteman стартует с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии, а ракета-перехватчик - с атолла Kwajalein, который входит в архипелаг Маршалловых островов, что в Тихом океане. Расстояние между стартовыми площадками - около 6900 км.

Аналогичные испытания проводятся уже не в первый раз, но гарантированно попасть ракетой в ракету у американских военных пока не получается.

После террористических атак 11 сентября можно было предположить, что администрация США откажется от системы ПРО в том виде, в каком она была задумана, ведь террористам не понадобились никакие ракеты, и никакая система противоракетной обороны не смогла бы предотвратить эти атаки. Однако этого не произошло, и Америка намерена продолжить финансирование ПРО. Каждые такие стрельбы обходятся в 100 млн дол.