4 декабря 2001 г.

Взрывы от метеоритов на Луне

Марсианский зонд перешел на орбиту с периодом обращения 10 часов

Древние воды Марса

NASA разрешило запуск шаттла

На Винтайском машиностроительном заводе прошли испытания двигателя для ракеты-носителя "Союз"

Новая японская ракета-носитель будет оснащена двигателем, созданным в Самаре в НПО "Труд"

Boeing разрабатывает самолет с электрическим двигателем

"Прогресс" успешно пристыкован к МКС

Вчера наши российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин выходили в открытый космос, чтобы решить проблемы со стыковкой грузового корабля "Прогресс". "Прогресс" прибыл на МКС в среду 28 ноября и должен был состыковаться с кормовым портом модуля "Звезда" в автоматическом режиме. Однако стыковочные замки не закрылись - как выяснилось, в пространство между стыковочными узлами "Прогресса" и станции попал посторонний предмет. На видеозаписи было видно нечто, похожее на кусок кабеля или проволоки длиной около 30 см.

Из-за возникших проблем задержали запуск "шаттла" Endeavour, который должен был отправиться к МКС 29 ноября.

Чтобы убрать посторонний предмет и завершить стыковку, решено было отправить в открытый космос двух членов экипажа МКС. Вчера 3 декабря в 16:20 по московскому времени Владимир Дежуров и Михаил Тюрин открыли выходной люк модуля "Пирс". "Прогресс" был отстыкован, и космонавты вручную отвели его на расстояние порядка 40 см. После чего стало ясно, что именно мешало стыковке. Это оказался кольцевой резиновый уплотнитель длиной около трех метров, который отклеился от предыдущего грузовика "Прогресс" во время его отстыковки 22 ноября. Он был удален, и стыковка была проведена заново. На этот раз все прошло успешно. Все эти работы заняли у наших космонавтов 5 часов 40 минут.

Теперь проблемы на МКС больше не мешают старту "шаттла" Endeavour, который должен состояться сегодня на мысе Канаверал в 17:45 по местному времени (5 декабря в 1:45 мск). На нем прибудет на станцию ее новый долговременный экипаж - Юрий Онуфриенко (командир), Карл Уолц (Carl Walz) и Дэн Бурш (Dan Bursch). Разгружать "Прогресс", на котором находятся полторы тонны всяких грузов, по всей видимости, придется уже объединенным экипажам Endeavour и МКС.

Новый взгляд на Венеру

Впервые ученым удалось получить рентгеновское изображение Венеры, воспользовавшись для этого орбитальной обсерваторией Chandra.

Как в рентгеновском (вверху), так и в видимом диапазоне излучения (нижний снимок), эта планета выглядит чрезвычайно схоже, но есть и различия. На привычных для нас изображениях, Венера предстает в виде полумесяца с увеличивающейся к центру яркостью. А телескоп Chandra показал несколько другую картину: яркость усиливается к краям, а размеры не дотягивают и до полумесяца.

Причина отличий состоит в том, что рентгеновское излучение создается в ходе флюоресценции, а не отражения. Рентгеновские лучи Солнца выбивают электроны из атомов в верхней части атмосферы Венеры, переводя последние на более высокий энергетический уровень. Затем атомы быстро возвращаются в исходное состояние, испуская при этом излучение, детектируемое телескопом Chandra света.

В случае Венеры, большая часть рентгеновского излучения приходится на атомы кислорода и углерода, находящиеся на высоте 120-140 км. Источником же видимого света являются облака, удаленные от поверхности планеты на 50-70 км. В результате, освещенное Солнцем полушарие оказывается окруженным практически прозрачной, светящейся в рентгеновском диапазоне оболочкой, особенно плотной по краям.

Взрывы от метеоритов на Луне

Когда совсем недавно 17-19 ноября Земля проходила через метеорный поток Леониды, бомбардировке подверглась и поверхность Луны. Только у Луны нет атмосферы, и поэтому метеоры ударялись прямо о ее поверхность, в результате чего на темной стороне Луны в телескоп можно было увидеть небольшие вспышки.

В принципе подобные явления наблюдаются на Луне уже не в первый раз. Когда в период с 1970 по 1977 год на Луну летали "Апполоны", то их сейсмические станции детектировали удары метеоров из потока Леониды и из других ежегодных метеорных дождей. Но вспышки с Земли впервые заметили в 1999 году. Правда, тогда они сильно озадачили ученых, поскольку по подсчетам оказывалось, что такие взрывы могут произвести только объекты массой в несколько сотен килограмм, а таких массивных фрагментов в метеорном потоке Леониды просто нет. Этот поток состоит по большей части из очень мелких метеоров размером с песчинку. Да и лунные сейсмостанции в свое время зафиксировали объекты, не тяжелее 50 кг.

Чтобы разрешить эту загадку была построена компьютерная модель этого процесса. И оказалось, что такие взрывы со вспышками могут производить совсем небольшие метеориты весом 1-10 кг. Весь фокус в том, что они движутся с очень высокой скоростью - около 72 км/сек, и удар получается в 10 тыс. раз сильнее, чем при взрыве тротила.

Марсианский зонд перешел на орбиту с периодом обращения 10 часов

Марсианский орбитальный зонд Mars Odyssey продолжает свой постепенный спуск на заданную орбиту. Когда в конце октября он вышел на околомарсианскую орбиту, то ее траектория была сильно вытянутой, а один виток вокруг Марса Odyssey совершал за 19 часов. С тех пор зонд выполнил почти 60 витков и провел 12 маневров по коррекции орбиты. Она по прежнему эллиптическая, но период обращения сократился до 10 часов. Сейчас минимальное расстояние зонда до поверхности Марса составляет 103 км, а максимальное - 15,3 тысяч км.

Корректируя свою орбиту, Odyssey не забывает вести съемку планеты. Кроме того, во время выполнения маневров удалось сделать даже одно открытие - в районе северного полюса Марса был обнаружен атмосферный вихрь, который вносил определенные коррективы в полет зонда.

Маневры по коррекции орбиты должны завершиться в конце января 2002 г. после того, как Mars Odyssey выйдет на заданную орбиту - она должна быть круговой высотой 400 км с периодом обращения около двух часов. Ну а научной работой зонд займется в начале февраля. В программе: составление подробной геологической карты Марса и карты распределения по его поверхности различных химических элементов.

Древние воды Марса

Вода на Марсе проявила себя намного раньше, чем могли предположить ученые.

Исследователи, проанализировавшие топографические карты, фотографии и марсианские метеориты, полагают, что жидкая вода появилась на Красной планете гораздо раньше, чем считалось.

Свои наблюдения ученые Колорадского и Вашингтонского университетов сделали на основе карт планеты, построенных с помощью лазерного высотомера аппарата Mars Global Surveyor и обладающих разрешением в 0,5 метра. Кроме того, исследование марсианских метеоритов, содержащих вызванные водой отложения и вымоины, позволило построить модель древнего климата.

Как оказалось, процесс циркуляции воды в верхней части почвенного покрова планеты происходил в последний миллиард лет. Однако, даже в настоящее время, вода является важной составляющей некоторых регионов Марса.

Основное внимание ученые уделили двум областям: возвышенности Тарсис (Tharsis) и выступу Аравия. Тарсис занимает доминирующее положение в западном полушарии Марса. Это широкий, выступающий над окружающей его поверхностью регион, покрывающий площадь в 30 млн. км. Подобное возвышение является результатом огромной вулканической активности. Из-за большого давления этого региона на поверхность планеты, на ее противоложной стороне появилась деформация, названная Аравийским утолщением. Расположенные на ее поверхности русла "рек" образуют сложную и разветвленную сеть, что некоторыми учеными истолковывается, как признак существовавшей когда-то воды.

По словам исследователей, долины, испещренные сетью каналов, появились уже после того, как под влиянием Тарсиса (примерно 4 млрд лет назад) сформировалась текущая топографическая обстановка. Активная вулканическая деятельность, по всей видимости, сопровождалась огромными объемами испарений, которые и создали атмосферу, ознаменовавшую начало гидрогеологического цикла.

С большой долей уверенности можно сказать, что этот уникальный регион будет выбран в качестве одного из мест посадки вездеходов марсианской миссии, чей старт намечен на 2003 год.

NASA разрешило запуск шаттла

Запуск американского космического корабля Endeavour к Международной космической станции (МКС), который был отложен в связи с проблемой, возникшей при стыковке грузового корабля "Прогресс М1-7", состоится рано утром по московскому времени 5 декабря.

Решение руководством было принято после рассмотрения результатов работ в открытом космосе российских космонавтов, которые устранили все неполадки. Челнок Endeavour должен доставить на МКС сменный экипаж, который будет работать на ее борту до мая 2002 г. Экипаж возглавляет российский космонавт Юрий Онуфриенко. В его состав входят и 2 американских астронавта - Карл Вальц и Дэниэл Берш.

Погодные условия, как прогнозируется, будут благоприятствовать запуску корабля.

Сотрудники Винтайского машиностроительного завода называют эту площадку маленьким космодромом. Здесь в 30 километрах от Самары на единственном предприятии в стране, в условиях, максимально приближенных к реальному запуску, проходят испытания двигателей ракет-носителей "Союз" и "Русь".

Испытывавшийся вчера двигатель первой ступени "Союза" собран в цехах самарского завода "Моторостроитель". За 64 секунды – именно столько длится холостой запуск, операторы фиксируют порядка 200 параметров. От их состояния напрямую зависит, получит ли двигатель путевку в космос. Этот этап испытаний не проходит 8 двигателей из 100.

Испытания прошли успешно. И уже в январе один из "Союзов" стартует с "Байконура" c испытывавшимся вчера двигателем, сообщает сайт ГТРК "РТР-Самара".

Новая японская ракета-носитель будет оснащена двигателем советского производства 30-летней давности. Об этом сообщили в понедельник представители японской компании тяжелого машиностроения "Исикавадзима-Харима", которая участвует в крупном проекте "Гэлэкси экспресс" по запуску космических спутников. Как сообщает Самарский информационный портал, первая ступень носителя будет работать на модификации жидкостно-ракетного двигателя НК-33. Эти двигатели были созданы в Самаре в НПО "Труд", возглавляемом Николаем Кузнецовым, в 1970 годах в рамках несостоявшегося проекта отправки ракеты Н-1 на Луну. Вопреки распоряжению уничтожить двигатели, Николай Кузнецов в тайне сохранило около 100 установок, которые во второй половине 90-х годов они были проданы американской компании "Аэроджет". Теперь, сказал представитель "Исикавадзима-Харима", американцы поставят им НК-33 с усовершенствованной схемой электронного обслуживания для оснащения первой ступени.

Boeing разрабатывает самолет с электрическим двигателем

Корпорация Boeing сейчас работает над проектом самолета, который будет оснащен электрическим двигателем, вращающим пропеллер. Для этого модифицируется небольшой одномоторный самолет.

Правда, Boeing заявляет, что этот электрический мотор не собирается заменять реактивные двигатели. Предполагается, что он когда-нибудь заменит на самолетах вспомогательные газотурбинные силовые установки.

Работает этот самолетный электрический двигатель на топливных элементах, которые существенно меньше загрязняют окружающую среду и работают гораздо тише газотурбинных установок.

Первые испытательные полеты "электрического самолета" должны состояться в Европе в начале 2004 г.