13 декабря 2001 г.

Почему в полярном сиянии бывают темные полосы?

На Ио буйство красок и много шума, но никакого магнитного поля

Следующая космическая "операция" - хирургическая

"Шаттл" задерживается на МКС на день, а третий экипаж уже соскучился по Земле

Индийская Организация исследования космоса приступила к подготовке программы запуска на Луну беспилотного космического аппарата

Ракета "Зенит-2" вывела на орбиту целый интернационал спутников

Почему в полярном сиянии бывают темные полосы?

Четверка спутников Cluster, имеющих танцевальные названия Samba, Tango, Salsa и Rumba, занимается исследованием магнитного поля Земли. Именно благодаря наличию магнитного поля обитатели полярных широт частенько видят в небе такое эффектное зрелище как полярное сияние. Поэтому спутники Cluster занимаются и полярными сияниями тоже. И как выяснилось весьма успешно.

Аппаратура этих спутников составила картину распределения электронных потоков, с помощью которой можно объяснить существование так называемого темного полярного сияния, то есть темных областей в обычных разноцветных полярных сияниях.

В обычном полярном сиянии отрицательно заряженные электроны движутся по спирали из космоса вниз в сторону Земли. А в темном полярном сиянии электроны движутся в противоположном направлении, то есть от Земли в космос. Как выяснилось, темное полярное сияние вообще не является полярным сиянием, и темные области - это просто зоны, где отсутствуют процессы, происходящие в обычном полярном сиянии. Увидеть темное полярное сияние можно невооруженным глазом, но только в том случае, если его зона находится внутри обычного полярного сияния.

Измерения, проведенные спутниками Cluster, показали, что эти темные области соответствуют дырам в ионосфере. Эти структуры располагаются на высотах более 20 тыс. км над поверхностью Земли. Причем эти дыры могут очень быстро увеличиваться в размерах и снова уменьшаться. Вот эти процессы сейчас и исследуют спутники Cluster.

На Ио буйство красок и много шума, но никакого магнитного поля

NASA опубликовало новые снимки, полученные с зонда Galileo, который занимается исследованием Юпитера и его окрестностей. Это фотографии спутника Юпитера - Ио (общий план - вверху), который известен своей бурной вулканической активностью.

Это цветной снимок извержения вулкана Tupan Patera, одного из трехсот вулканов, имеющихся на Ио. А буйство красок на фотографии объясняется взаимодействием вытекающей из вулкана лавы с породами, богатыми серой.

Но на Ио есть не только вулканы, но и обычные горы. Причем как образовались эти горы до сих пор неясно. Располагаются они обычно рядом с вулканами, но намного выше их. На снимке внизу - одна из таких гор - Tohil Mons, высота которой 5400 метров.

Аппаратура зонда Galileo также зафиксировала мощные акустические волны вблизи северного и южного полушарий Ио. Аудиоклипы с Ио можно прослушать по адресу http://www.jpl.nasa.gov/videos/io. Звуки эти весьма напоминают шум от мощного электрического генератора.

Еще выяснилось, что у Ио нет никакого собственного магнитного поля. Чтобы определить наличие или отсутствие этого магнитного поля Galileo в августе этого года пролетал над северном полюсом этого спутника, а в октябре - над южным.

Следующая космическая "операция" - хирургическая

Во время межпланетного перелета переломы могут представлять для астронавтов серьезную опасность, поскольку гравитация на других планетах может превосходить земную, что увеличивает вероятность травм.

Целью новой совместной программы AO International - крупнейшей ассоциации хирургов-ортопедов - и НАСА является разработка тренажера для астронавтов, на котором они могли бы научиться делать хирургические операции.

Специфика межпланетных полетов такова, что травмированный астронавт не сможет вернуться на Землю, возможно, в течение нескольких месяцев, а то и лет. Потому все члены команды должны уметь "лечить себя сами" и оказывать помощь друг другу в экстренных ситуациях.

Для того и планируется разработка тренажера, прототип которого, как обещано, будет создан к 2005 году - вне зависимости от даты предполагаемого полета на Марс. Тренажер поможет астронавтам "почувствовать" анатомическое строение и упругость человеческого тела.

Доктор Энди Вийман, представитель по связям с общественностью AO International, считает тренажеры основой подготовки будущих хирургов. С развитием электронных методов обучения традиционные методы, по мнению Виймана, отойдут на второй план.

"Шаттл" задерживается на МКС на день, а третий экипаж уже соскучился по Земле

Третий экипаж МКС Фрэнк Калбертсон (Frank Culbertson), Владимир Дежуров и Михаил Тюрин уже переехали со станции на "шаттл" и с нетерпением ждут возвращения на Землю. За четыре месяца на орбите они соскучились по своим семьям и друзьям, а также по другим маленьким земным радостям. Например, командир экипажа Фрэнк Калбертсон мечтает о мороженом, а Михаил Тюрин - о большой кружке холодного пива. Вся программа их пребывания на станции выполнена и перевыполнена. Например, экипажу номер три пришлось сделать дополнительных выход в открытый космос, чтобы разобраться с непристыковавшимся грузовым кораблем "Прогресс".

Но с возвращением на Землю им придется подождать еще они лишний день, так как руководство NASA решило продлить на этот срок экспедицию "шаттла" Endeavour, для того чтобы астронавты спокойно успели разгрузить все доставленные на станцию грузы и выполнить другие работы. "Шаттл" должен будет отстыковаться от станции утром в воскресенье 16 декабря, и на МКС останется до мая будущего года четвертый экипаж - Юрий Онуфриенко, Дэниэл Бурш (Daniel Bursch) и Карл Уолц (Carl Walz).

В апреле их посетит экипаж "Союза", в составе которого будет второй космический турист Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth) из ЮАР. Как сообщается, он заплатит за этот полет 25 млн дол. Получается, что цены растут, так как первому туристу Дэнису Тито это удовольствие обошлось на 5 млн дол. дешевле.

Против отправки на МКС второго туриста NASA уже не возражало. Новый экипаж МКС весьма лояльно отнесся к перспективе пребывания в их владениях туриста. Оказывается, и Дэн Бурш и Карл Уолц встречали Марка Шаттлворта в Звездном городке. Они отозвались о нем, как об очень приятном человеке.

В ходе реализации запланированных экспериментов будут изучены, в частности, химический состав Луны и рельеф ее поверхности, сообщает АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС. Для своих космических программ, Индия импортирует лишь некоторые электронные компоненты, главным образом, из Соединенных Штатов, во всем остальном она полагается на свои силы. После достигнутого в октябре успеха, когда Индия вывела на орбиту спутник для проведения в космосе научных экспериментов, обнаружения очагов лесных пожаров и слежения за вулканической активностью на Земле, правительство страны готово к реализации долгосрочных коммерческих проектов, в частности, выводу на орбиту трансляционных спутников других стран.

Ракета "Зенит-2" вывела на орбиту целый интернационал спутников

В понедельник 10 декабря на космодроме Байконур в Казахстане состоялся запуск ракеты "Зенит 2", на борту которой было целых пять спутников.

Основной полезной нагрузкой был российский метеоспутник "Метеор 3М", весь которого составляет 2,5 тонны. Он будет заниматься наблюдением за поверхностью Земли и исследованиями атмосферы. Среди имеющейся на нем аппаратуры есть американская установка для исследования аэрозолей и газов в стратосфере - Stratospheric Aerosol and Gas Experiment-3 (SAGE 3). Всего же на "Метеоре" имеется 9 научных приборов, которые будут вести метеорологические наблюдения и фотографировать поверхность земли, океанов и облаков в разных диапазонах длин волн. Спутник рассчитан на работу в течение трех лет, поэтому из 2,5 тонн общего веса на научную аппаратуру в нем приходится только 900 кг. Он будет находиться на солнечно-синхронной орбите высотой 1020 км.

Кроме этого большого спутника, в космос были выведены 4 маленьких: российский, российско-американский, пакистанский и марокканско-немецкий.

Российский спутник "Компас" будет работать по проекту прогнозирования землетрясений, а российско-американский "Рефлектор" займется поиском космического мусора.

Пакистанский спутник Badr-B является демонстрационным. Предполагается, что он будет работать в течение двух с лишним лет. Основная его цель - проверка технологий, которые, возможно, будут использоваться в новом спутнике, предназначенном для съемки поверхности Земли и проверка осуществимости в Пакистане самой идеи запуска недорогого спутника.

Спутник Maroc-Tubsat - совместный плод Марокко и Германии, в Марокко сделали саму аппаратуру, а в Германии построили платформу спутника. Этот спутник будет заниматься дистанционным зондированием поверхности Земли и тестированием новых технологий для будущих научных спутников.