На шаттле "Эндевор" возникли проблемы
Навигационное оборудование американского космического корабля "Эндевор", пристыкованного к МКС, работает с перебоями. Однако, по словам представителя НАСА, миссия корабля прервана не будет, передает "Рейтер".
Система, позволяющая шаттлу ориентироваться во время полета, вышла из строя на 45 минут. Однако затем, по словам представителя НАСА, все приборы в течение 10 часов работали нормально. Тем не менее, инженеры пока не могут понять первопричину неисправности.
Как отмечают в агентстве, данная проблема может оказать влияние на дальнейшие полеты "Эндевора" на МКС, поскольку при приземлении, которое намечено на понедельник, все системы корабля будут подвергнуты продолжительному тестированию.
По правилам космических полетов НАСА, в случае очередной неисправности миссия шаттла "Эндевор", будет прервана в экстренном порядке.
Новый космический турист кичится мускулами и банковским счетом
Первое, что говорит Марк Шаттлуорт всем тем, с кем он встречается в эти дни, это то, что он - не Деннис Тито. И демонстрирует свой мускулистый торс и бицепсы, способные поднять большой вес. У этого 28-летнего молодого человека на текущем счету около 500 млн. долларов, которые позволят ему осуществить свою мечту и совершить космический полет.
В своей стране этот южноафриканец известен своей благотворительностью. Кроме того, многие сравнивают его с Джеффом Безосом. Подобно владельцу и основателю интернет-магазина Amazon.com, Шаттлуорт раньше времени бросил учебу в университете и в гараже дома своего отца начал заниматься компьютерами. В то время как Безос продавал книги и диски, южноафриканец открывал в Интернет порталы, призванные помочь крупным южноафриканским фирмам связываться с остальным миром.
Когда Шаттлуорт уверяет, что он - не Тито, он объясняется это не только своим физическим развитием. Он указывает на свою хорошую подготовку в рамках российской космической программы, добавляя, что - в отличие от первого космического туриста - НАСА без особых проблем санкционировало его полет.
"Я буду равноправным членом экипажа, а не простым туристом", - заявил Шаттлуорт из "Звездного городка", где он вместе с командиром Юрием Гидзенко и итальянским астронавтом Роберто Виттори проходит подготовку к полету на МКС, который должен состояться в апреле будущего года.
"Мне хочется ущипнуть себя, чтобы проверить, не сон ли все это, поскольку я мечтал об этом моменте всю свою жизнь". Исполнение мечты будет стоить ему 20 млн. долларов (столько заплатил Тито) плюс дополнительно 5 млн. за подготовку.
"Я не буду сидеть на корабле без дела - как было бы, если б я ничего не смыслил в приборах. Я прошел полный курс подготовки астронавта и намерен провести ряд экспериментов".
Миллионер считает, что через несколько лет его примеру последуют многие другие. "Космические исследования должны перейти в частные руки, чтобы сократить расходы, и думаю, что через 15 лет появится возможность отправлять в космос частные корабли, которые будут проводить исследования, финансируемые фирмами, а не государствами".
В ЮАР Шаттлуорт возглавляет одноименный фонд, занимающийся вопросами образования и борьбы с нищетой.
Космолет разберут на части
Ученые, боровшиеся за сохранение космического самолета X-33, проиграли сражение - экспериментальный аппарат будет демонтирован.
На прошлой неделе оба партнера по проекту (НАСА и компания Локхид Мартин) были близки к заключению соглашения о размещении X-33 в специальном ангаре Военно-воздушной базы Эдвардс (Калифорния). Однако, эти намерения так и не были осуществлены. В понедельник рабочие приступили к демонтажу готового к полетам аппарата. Различные части X-33 будут распределены между НАСА и ее партнерами, занимающимися созданием космических транспортных систем следующего поколения.
Более 1.2 млрд. долларов было потрачено на проект с июля 1996 года. К этому моменту большая часть летательного аппарата уже была завершена. Проводились даже испытания двигателей, способных поднять его в небо. В марте этого года сотрудничество организаций было приостановлено по решению Военно-Воздушных Сил США. Основной задачей НАСА при проведении проекта X-33 было создание замены космическому шаттлу, для Локхид-Мартин же это был шанс проверить свои технологии при постройке фантастической многоразовой одноступенчатой машины, способной выйти на орбиту.
В настоящее время идет составление списка того оборудования, которое будет продано и распределено по другим программам. Среди него могут оказаться такие части X-33, как топливные баки, авиационная электроника, волоконно-оптические кабели, электро-механические приводы, системы термической защиты и специальное программное обеспечение.
10 миллионов за 2 полета в течение двух недель на высоту 100 км
В начале 20-го века летчики из разных стран мира боролись за приз Orteig Prize, который должен был получить тот, кто первым совершит перелет через Атлантический океан. Этот приз нашел своего владельца в 1927 г., его получил Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh). Теперь через Атлантический океан летают рейсовые самолеты, и времена уже настали космические. Но для пионеров в области "частных" космических полетов тоже есть приз. Он называется X Prize, он был учрежден в 1996 г., его денежный эквивалент - 10 млн дол. Его получит та команда, которая без поддержки государства сможет построить космический аппарат и в течение двух недель два раза запустит его на высоту 100 км и безопасно вернет на Землю. При этом на борту корабля должно быть как минимум 3 человека.
Для участия в соревнованиях за этот приз зарегистрировалась 21 группа конструкторов из пяти стран мира. Одной из таких команд являются создатели ракеты Nova (высота - 11 м, вес - 750 кг). Все они сотрудники частной компании Starchaser Industries из Великобритании, Возглавляет эту группу Стив Беннетт (Steve Bennett) - директор упомянутой компании.
В конце ноября в Великобритании прошел беспилотный испытательный полет этой ракеты. Она поднялась на высоту около 1,5 км и опустилась на двух парашютах. Не все было гладко во время полета, но, по мнению Стива Беннетта, запуск удался на 85%. Весной будущего года он собирается провести первый пилотируемй полет ракеты Nova. Тогда же в 2002 г. должны начать испытательные пуски своих космических аппаратов другие компании-претенденты. Что же касается приза, то, по мнению Беннета, он будет вручен где-то в 2003 году и именно его компании.
На шаттле "Эндевор" возникли проблемы
Навигационное оборудование американского космического корабля "Эндевор", пристыкованного к МКС, работает с перебоями. Однако, по словам представителя НАСА, миссия корабля прервана не будет, передает "Рейтер".
Система, позволяющая шаттлу ориентироваться во время полета, вышла из строя на 45 минут. Однако затем, по словам представителя НАСА, все приборы в течение 10 часов работали нормально. Тем не менее, инженеры пока не могут понять первопричину неисправности.
Как отмечают в агентстве, данная проблема может оказать влияние на дальнейшие полеты "Эндевора" на МКС, поскольку при приземлении, которое намечено на понедельник, все системы корабля будут подвергнуты продолжительному тестированию.
По правилам космических полетов НАСА, в случае очередной неисправности миссия шаттла "Эндевор", будет прервана в экстренном порядке.
Есть наземные телескопы, есть космические, а бывают еще самолетные
В 2004 году NASA собирается начать эксплуатацию нового инфракрасного телескопа, который будет не наземным и не космическим. Он будет базироваться на борту самолета Boeing 747SP, и работать он будет, когда самолет будет лететь на высоте 12,5 км.
Телескоп называется SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). В принципе, это не первый самолетный телескоп, но SOFIA будет самым большим и самым мощным. Он будет существенно крупнее своего предшественника телескопа Kuiper Airborne Observatory, который летал и работал с 1971 до 1995 года. Диаметр апертуры телескопа SOFIA - 2,5 м. На самолете он будет располагаться за задвижкой специальной конструкции, которая во время наблюдений будет открываться. Поэтому сейчас макет самолета Boeing 747SP проходит испытания в аэродинамической трубе центра им. Эймса, чтобы специалисты могли понять, каким образом это открывание заслонки будет влиять на параметры полета. Конструкция этой крышки довольно хитрая, чтобы ветер не создавал турбулентных вихрей и перемен давления внутри телескопа, то есть не вносил искажения в наблюдения.
Работы по этому проекту начались в декабре 1996 года, его сметная стоимость - 484,2 млн дол., а ежегодные затраты на его эксплуатацию составят 40 млн дол. Первый испытательный полет должен состояться в октябре 2003 года.
Менять орбиту марсианского зонда оказалось довольно трудной задачей
23 октября этого года американский зонд Mars Odyssey вышел на околомарсианскую орбиту. Эта орбита представляла собой сильно вытянутый эллипс, а период обращения зонда вокруг Марса составлял около 19 часов. После этого начались многочисленные коррекции орбиты, чтобы к февралю будущего года она стала круговой, высотой 400 км и периодом обращения вокруг Марса 2 часа.
13 декабря Mars Odyssey завершил свой сотый виток вокруг Красной планеты. И его зонд сделал за 6,3 часа, то есть за полтора месяца период обращения уменьшился почти втрое.
Правда, для ЦУПа расчет коррекций орбиты зонда оказался довольно сложной задачей. И все из-за неустойчивости тонкой атмосферы Марса. Для торможения зонд периодически направляется в верхние слои атмосферы, и этот пролет через атмосферу каждый раз занимает от трех до пяти минут. Однако высота атмосферы Марса в той точке, где в нее входит Odyssey, меняется в зависимости от времени и от расположения этой точки.
Следя за движением зонда, ученые с удивлением обнаружили, что в некоторых местах атмосфера Марса образует какое-то подобие "крыльев", простирающихся далеко за пределы "среднего" уровня атмосферы. Причем на одной и той же высоте плотность атмосферы может меняться практически вдвое. А от этой плотности зависит сила трения, действующая на зонд, и соответственно изменения параметров его орбиты. Поэтому, выполняя очередной маневр зондом, специалисты ЦУПа не могут с достаточной точностью сказать, что из него выйдет.
Пока Odyssey выйдет на заданную орбиту ему предстоит совершить еще около 200 витков вокруг Марса. В общем, специалистам ЦУПа, который находится в Лаборатории реактивного движения NASA, придется еще изрядно потрудиться.
|