Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

17 декабря 2001 г.

Содержание

Связь с зондом Deep Space 1 завтра отключат

Космолет X-38 совершил свой самый длинный испытательный полет

"Шаттл" Endeavour направляется домой, на МКС остался четвертый экипаж

Напоследок с "шаттла" Endeavour запустили зеркальный спутник

Стабильной работе МКС ежедневно угрожает более 3 тысяч тонн космического мусора

На Марсе полно водорода. Может быть, он весь в воде

Космическая победа

"Циклон-3" прибыл на космодром Плесецк

Российскую спутниковую навигационную систему восстановят к 2007 году



Связь с зондом Deep Space 1 завтра отключат

Американский экспериментальный исследовательский зонд Deep Space 1 (DS1) отправился в даль в октябре 1998 г. Его основной задачей было тестирование 12 перспективных технологий, которые, возможно, будут использоваться в будущих научных космических экспедициях. В частности на нем установлен ионный двигатель, который не сразу, но тачал работать нормально.

Изначально предполагалось, что DS1 проработает один год, то есть его миссия должна была закончиться в сентябре 1999 г. Однако системы аппарата к этому времени функционировали нормально, и было решено продолжить работы по проекту. И DS1 получил новую цель - комета Боррелли. Несмотря на то, что на зонде вышел из строя астроориентатор, он смог успешно долететь до кометы. Функции астроориентатора при этом выполняла фотокамера зонда. 22 сентября 2001 г. DS1 сделал самые подробные на сегодняшний день снимки ядра кометы.

В общем, DS1 выполнил все свои задачи, причем специалисты Лаборатории реактивного движения агентства NASA, работавшие по этому проекту, даже не ожидали такого успешного результата. Но теперь, после того как зонд передал всю записанную информацию, его решено отправить на покой. Точнее, он продолжит по инерции свой полет, но будет глух и нем. Завтра 18 декабря NASA отключит связь с ним.


Космолет X-38 совершил свой самый длинный испытательный полет

На прошлой неделе Летно-исследовательский центр Dryden космического агентства NASA проводил очередные испытания прототипа будущего космолета, известного под кодовым названием X-38.

Самолет B-52 сначала поднял X-38 на высоту 15 км, то есть почти на 2 км выше, чем во время предыдущих испытаний. Затем космолет отпустили с привязи, и он начал самостоятельный полет, а точнее, управляемое падение. Летел он так почти минуту, и достиг почти звуковой скорости. Спустившись на 4,5 км, он раскрыл тормозной парашют, благодаря которому скорость с 800 км/ч снизилась до 95 км/ч. Затем над аппаратом X-38 раскрылся большой параплан площадью 700 кв. м. Это самый большой параплан в мире, и именно на таком параплане и такого размера, как предполагается, будет совершать посадку реальный будущий космолет.

Космолет летел в общей сложности 12 минут и приземлился на дне высохшего озера Rogers на территории базы ВВС США Эдвардс. Скорость его при этом составляла около 60 км час.

Это был третий полет X-38 с посадкой на параплане. Испытания были признаны успешными по всем пунктам.

Следует отметить, что в разработке прототипа космолета X-38 принимает участие не только NASA (хотя оно несет основную нагрузку), но и космические агентства других стран, в том числе Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов, Франции, Испании, Швеции и Швейцарии. Эти страны поставляют для X-38 различное оборудование.


"Шаттл" Endeavour направляется домой, на МКС остался четвертый экипаж

В субботу 15 декабря "шаттл" Endeavour, закончив всю программу работ на Международной космической станции (МКС), отстыковался от модуля Destiny, сделал традиционный полукруг вокруг станции и отправился домой. Перед остыковкой пришлось сделать несколько включений двигателей Endeavour, чтобы поднять орбиту станции еще на 500 м, чтобы увернуться от ступени старой российской ракеты, которая могла повредить МКС.

На МКС остался четвертый долговременный экипаж (на снимке) - командир Юрий Онуфриенко и борт-инженеры Дэн Бурш (Dan Bursch) и Карл Уолц (Carl Walz). Они будут работать на МКС до мая будущего года. На Endeavour отправился на Землю предыдущий, третий по счету, экипаж станции в составе Фрэнка Калбертсона, Владимира Дежурова и Михаила Тюрина, которые работали там с 10 августа.

Приземление "шаттла" Endeavour назначено на сегодня понедельник 17 декабря. Он должен совершить посадку в 12:28 (20:28 по московскому времени) на территории космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал.


Напоследок с "шаттла" Endeavour запустили зеркальный спутник

Сегодня экипажу "шаттла" Endeavour предстоит приземление на мысе Канаверал, посадка пока назначена на 12:55 по местному времени (20:55 мск). Правда, в это дело может вмешаться погода (синоптики не исключают дождь в районе посадочной полосы). Несмотря на это посадка в другом месте (в Калифорнии на базе ВВС США Эдвардс) пока не планируется, в случае чего "шаттл" пойдет на следующий виток вокруг Земли и приземлится, спустя полтора часа.

У экипажа "шаттла" в этом полете была весьма насыщенная программа, но на обратном пути он выполнил еще один ее пункт. Вчера из грузового отсека "шаттла" был выпущен небольшой спутник Starshine 2. В его создании принимали участие старшеклассники из нескольких стран мира, они вручную отполировали 845 небольших зеркал, которыми покрыта внешняя поверхность этого спутника.

Теперь в течение восьми месяцев Starshine 2 будет дрейфовать на околоземной орбите, постепенно снижаясь. Собственного двигателя у него нет, так что через указанное время он должен сгореть в верхних слоях атмосферы. Но пока этого не произошло школьники будут следить за ним и собирать информацию о его траектории и яркости. Исходя из этих данных, будет проведен расчет плотности верхних слоев атмосферы. Работами по этому проекту ведет подразделение Исследовательской лаборатории ВМФ США.


Стабильной работе МКС ежедневно угрожает более 3 тысяч тонн космического мусора

Самым крупным космическим мусором считалась станция "Мир" в момент подготовки к затоплению. Тяжелая, безлюдная, с большим запасом опасного топлива, станция "Мир" представляла угрозу не только для других космических аппаратов, но и для землян. Ее спуск и удачное приводнение - самый крупный успех российской космонавтики в борьбе с мусором на орбите.

Человечество засоряет космос вот уже 40 лет. Отработавшие спутники, отделившиеся ступени ракет, результаты взрывов и саморазрушений - все это повисло на разных орбитах, мешая рабочим аппаратам и пугая людей возможным падением на землю. По разным оценкам сейчас в космосе находится более 10 тысяч подобных объектов весом более 3 тысяч тонн. Причем, речь идет только о мусоре размером от 10 сантиметров. Меньшее с Земли увидеть невозможно.

Василий Лукьященко, заместитель директора ЦНИИ машиностроения РФ: "Всe, что превышает размеры 1 сантиметра, можно рассматривать как объекты, потенциально опасные для МКС, в частности, для российского сегмента".

Частицы мусора, представляющие опасность, отслеживаются с Земли. Поэтому во избежание столкновения объект уводят вверх или вниз от летящего мусора. Все орбитальные станции, даже МКС, выполняли маневр уклонения по нескольку раз. "Альфу" вообще стараются держать на хорошем расстоянии от опасных объектов.

Скоро на станции будут установлены защитные противомусорные экраны. Это не удивительно, ведь крупные столкновения в космосе уже были, например, в 1996 году.

Лидия Рыхлова, заведующая отделом Института астрономии РАН: "Взорвался запущенный французский спутник "Церос". Столкнулся с французской же ракетой "Ариан", которая старше его на 10-12 лет. Это считается первым ДТП в космосе".

Видимо, в будущем стоит ожидать установления экологических стандартов в космосе. Ученые считают, что не исключено даже экономическое давление на страны-загрязнители. Однако, как и земная экология, чистота космоса еще долго останется нерешенной проблемой.


На Марсе полно водорода. Может быть, он весь в воде

Космический зонд Mars Odyssey, который в октябре этого года вышел на околомарсианскую орбиту, уже начал исследования, хотя он еще не достиг конечной орбиты с заданными параметрами. Его нейтронный спектрометр уже зафиксировал очень большое количество водорода в приполярных областях Марса. Возможно, изрядная часть этого водорода входит в состав воды, в каждой молекуле которой, как известно, содержится 2 атома водорода и 1 кислорода. Скорее всего, эта вода находится там в виде льда.

Причем, специалисты NASA даже не ожидали, что такие результаты получатся буквально с первого раза. Они полагали, что водород удастся обнаружить только после того, как Mars Odyssey сделает не один десяток витков вокруг Марса.

Основная миссия зонда Odyssey начнется в январе будущего года, когда он выйдет на заданную орбиту, и тогда он будет исследовать поверхность Марса целой батареей инструментов, для того, чтобы в конце концов составить подробную карту химического состава поверхности Красной планеты.


Космическая победа

Медиакомпания Image World Media в скором времени собирается начать игру, победители которой в 2003 году полетят в космос.

Телеигра, получившая название "Древний астронавт" (Ancient Astronaut), состоит из 13 этапов. Каждый раз участникам предстоит выполнять сложные задания и посещать места предполагаемой "высадки инопланетян", среди которых есть такие памятники культуры, как египетские пирамиды, английский Стоунхендж, перуанское плато Наска и т.д. Причем, как следует из названия игры, всем "древним астронавтам" в своей борьбе с пришельцами придется использовать исключительно подручные средства. Это, в свою очередь, еще больше увеличит сложность заданий, однако одновременно позволит выявить и наиболее сильных и выносливых людей, призом для которых станет поездка в космос.

Как планируют организаторы телешоу, победители игры смогут "покататься" на пристыкованном к МКС корабле-спасателе "Союз-ТМ", а также на следующем корабле этой серии - "Союз-ТМА". Однако это - только планы. И если американцы не дадут разрешения на посещения станции новоявленными астронавтами, то последним придется довольствоваться лишь недельным полетом на борту "Союза". Старт намечен на 2003 год.


"Циклон-3" прибыл на космодром Плесецк

На Государственный испытательный космодром Плесецк в понедельник утром доставлена ракета-носитель "Циклон-3".

Боевые расчеты осуществляют транспортировку "Циклона" на техническую позицию космодрома, где в монтажно-испытательном корпусе будет проводиться ее подготовка к предстоящему пуску.

Старт ракеты-носителя с шестью космическими аппаратами ( 3-х в интересах МО РФ, а 3-х по заказу Росавиакосмоса) планируется в конце декабря 2001 года. "Циклон" - последняя в серии космических ракет легкого класса, созданных на базе баллистических ракет в Особом конструкторском бюро # 586 (ныне - КБ "Южное", г. Днепропетровск, Украина) под руководством Михаила Янгеля. Орбитальный вариант межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты Р-36 и стал основой для создания ракет космического назначения серии "Циклон".

На космодроме Плесецк эксплуатируется космический ракетный комплекс "Циклон-3", предназначенный для подготовки ракет-носителей к пуску и проведения запусков автоматических космических аппаратов научного, прикладного, коммерческого и военного назначения массой от 1,3 т до 3,6 т на круговые и эллиптические орбиты в диапазоне высот от 150 до 10000 км.

Летные испытания трехступенчатого "Циклона-3" (стартовая масса -185 т., длина- 39,3 м) проходили на космодроме Плесецк с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года, а в январе 1980 года было принято постановление Совмина СССР о принятии комплекса в эксплуатацию.За период с июня 1977 года по н.в. с этого космодрома было проведено 119 пусков РН "Циклон-3", 112 из которых - успешно.


Российскую спутниковую навигационную систему восстановят к 2007 году

Орбитальная группировка российской навигационной системы ГЛОНАС в составе 24 спутников может быть восстановлена к 2007 году. Об этом сообщил представитель Космических войск РФ.

По его словам, в настоящее время в состав группировки входят всего шесть работоспособных спутников, передает ИТАР-ТАСС. Три новых аппарата, запущенные 1 декабря этого года, будут введены в эксплуатацию в начале 2002 года. В их числе два спутника ГЛОНАС с гарантийным сроком существования три года и один спутник новой модификации ГЛОНАС-М. Как отметил специалист, с этого запуска начались летные испытания нового аппарата, рассчитанного на семь лет работы.

До 2004 года планируются три запуска с помощью ракеты-носителя "Протон". При каждом из них на орбиту будут выводиться по три спутника, в том числе по одному аппарату ГЛОНАС-М. С 2004 года начнутся летные испытания малогабаритного спутника ГЛОНАС-К со сроком активного существования не менее 10 лет. В течение двух лет планируется выполнить четыре запуска с использованием как ракет-носителей "Протон", так "Союз-2". "Протон" сможет выводить на орбиту по шесть спутников ГЛОНАС-К, а "Союз-2" - по два таких аппарата. График запусков планируется, исходя из объемов финансирования на федеральную целевую программу "Глобальная навигационная сеть".

На запуски и поддержание наземной инфраструктуры в течение 2002-2011 годов предусматривается выделить примерно 9,5 млрд рублей.



Нас считают