28 декабря 2001 г.

Солнечный ветер опять устроил красочное шоу

Второй космический турист опять под вопросом?

Рождественские горы из космоса

Лунное затмение под занавес года

С космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель "Циклон-3" с шестью спутниками

Alcatel: оптический подводный кабель для подводного телескопа

Солнечный ветер опять устроил красочное шоу

На этой неделе очередной заряд солнечного ветра ударился в магнитосферу Земли, и результатом этого стало северное сияние, которое 24 декабря видели вовсе не за полярным кругом, а на большей части территории Северной Америки. Вот такой получился подарок к Рождеству. На этом снимке - вид неба в штате Северная Дакота. Это на севере США, но южнее 50-й параллели (для справки, Москва находится на 55-й параллели, но у нас полярного сияния что-то давно не было).

Полярное сияние получилось очень эффектным, переливающимся красным, голубым и зеленым цветами. Это заряженные частицы из солнечного ветра закручивались в магнитном поле Земли и взаимодействовали с разными атмосферными газами.

Второй космический турист опять под вопросом?

Как объявил Росавиакосмос, переговоры с NASA по поводу второго космического туриста прерваны в связи со сменой руководства NASA. Бывший администратор NASA Дэн Голдин ушел в отставку, а вместо него утвержден Шон Макифи (Sean O'Keefe). Хотя еще прежнее руководство сказало о том, что не возражает против полета Марка Шаттлворта (Mark Shuttleworth) из Южно-Африканской республики, тем не менее эти переговоры по поводу его полета прерваны и теперь возобновятся не раньше февраля.

А лететь Шаттлворту нужно уже в апреле-мае. Он отправиться на 8 дней на МКС в составе экипажа корабля "Союз". В начале декабря руководство Росавиакосмоса сказало, что контракт с Шаттлвортом уже подписан, и NASA по поводу второго космического туриста не возражало. Правда, сам Шаттлворт возражает против того, чтобы его называли "туристом", поскольку он прошел полный курс подготовки космонавта в Звездном городке и собирается быть полноценным членом экипажа.

Рождественские горы из космоса

Космический аппарат Terra запечатлел географическую точку планеты, напрямую связанную с Рождеством.

Космическое агентство НАСА опубликовала снимок полученный радиоспектрометром MISR спутника Terra, который запечатлел изображение канадской провинции Нью-Брансуик, облаченное в красные, зеленые и белые тона.

Примечательной особенностью фотографии являются Christmas Mountains - Рождественские горы. Восемь их вершин названы в честь оленей Санта-Клауса: Dasher, Dancer, Prancer, Vixen, Comet, Cupid, Donder и Blitzen. Еще два пика носят имена Северный Полюс и Святой Николай. Изображение было составлено из информации, полученной в синем, зеленом и близкой к инфракрасной частях спектра, вследствие чего растительность окрасилась в красный, вода в зеленый, а лед в бело-голубой цвета.

Размер запечатленной на фотографии территории составляет 380x470 км. Она была сделана 8 марта 2001 года в ходе 6499-й орбиты орбитального аппарата.

Лунное затмение под занавес года

Конец этого года будет отмечен лунным затмением. Оно произойдет около 5 утра 30 декабря. И увидят его жители средних широт северного полушария неба, сначала в Америке, а затем и в восточной Азии.

Напомним, что лунное затмение бывает, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем и загораживает Луне солнечный свет, благодаря которому мы и видим Луну. На этот раз затмение будет неполным (на 92%). Земная тень надвинется на Луну снизу слева, и будет видно, что эта ее часть будет более тусклой, чем верхняя правая сторона Луны.

С космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель "Циклон-3" с шестью спутниками

Рано утром в пятницу с космодрома Плесецк был произведен запуск ракеты с 6 спутниками, сообщает РИА "Новости".

Как сообщает пресс-служба Космических войск России, пуск был произведен боевыми расчетами Космических войск в 06:24 по московскому времени.

С этим запуском на разные орбиты выводятся сразу шесть спутников: три спутника серии "Космос" под номерами 2384, 2385, 2386 в интересах Министерства обороны РФ, и три других - типа "Гонец" - по заказу Росавиакосмоса".

В командном пункте Космических войск РФ сообщили, что вывод спутников на орбиты проходит штатно, отделение их от ракеты-носителя произойдет вне зоны радиовидимости.

Ракета-носитель "Циклон-3" используется для вывода на орбиту автоматических спутников с диапазоном высот от 150 до 10 тысяч километров от поверхности Земли.

Сегодня состоялся 120-ый старт ракеты-носителя "Циклон-3", из которых 113 прошли успешно. "Циклон-3" используется с 24 июня 1977 года.

Alcatel: оптический подводный кабель для подводного телескопа

Как объявила Alcatel, ею закончена прокладка глубоководного оптического кабеля, который предназначен для передачи информации между подводным телескопом "Антарес" и наземной станцией обработки данных.

Телескоп "Антарес" находится на дне Средиземного моря, в 45 км от побережья Франции. Он предназначен для обнаружения и изучения нейтрино и других элементарных частиц, "черных дыр", суперновых звезд, пульсаров и квазаров.

По условиям контракта с консорциумом "Антарес", подписанным в конце 2000 года, Alcatel поставила подводный кабель с 48 оптическими волокнами для связи между телескопом, установленным на глубине 2400 м и наземной станцией, расположенной в городке Ля Сейн-сюр-Мер (La Seyne-sur-Mer), Франция. Кроме данных, по кабелю на телескоп будет подаваться напряжение питания.

Реализация проекта "Антарес" началась пять лет назад силами нескольких европейских многоцелевых глубоководных лабораторий. Средиземное море выбрано для реализации проекта не случайно: здесь прозрачность воды достаточна для обнаружения элементарных частиц. Сверхчувствительные датчики, погруженные на глубину 2400 м, не испытывают воздействия космических лучей. Ученые могут быть уверены, что возникающие в этих датчиках потоки мезонов вызваны именно нейтрино. Телескоп вступит в строй в 2004 году.

В эксперименте принимает участие около сотни ученых-физиков и инженеров. Бюджет проекта "Антарес" составляет более 15 млн. евро. Эти средства предоставили участники проекта (Франция, ЕС, Голландия, Италия, Испания, Англия и Россия).