8 января 2002 г.

Мимо просвистел очередной астероид

Конец света для Земли откладывается

Пояс астероидов есть не только у нашего Солнца

Миллионер Марк Шаттлворт полетит на Международную космическую станцию 20 апреля

Француженку наградили за неделю на "Мире"

"Шаттл" на электромагнитной тяге

Специалисты NASA сейчас работают над таким проектом, который пока кажется фантастическим. Он предусматривает использование электрических магнитов для запуска ракет в космос. Пока это все находится на уровне определения возможности использования такой технологии. Но если это действительно удастся осуществить, то это обещает крупный технологических прорыв и резкое сокращение затрат на космические запуски (с двадцати до двух тысяч долларов на килограмм). Во всяком случае, такого большого количества топлива ракетам и "шаттлам" уже не потребуется.

Поезда на электромагнитной подушке уже существуют, и ездят они очень быстро. Теперь проблема в том, как соорудить аналогичные электромагнитные салазки для "шаттла". Пока таким способом удалось запустить в небо модель самолета, который разогнался до скорости почти 100 км/час менее чем за полсекунды.

Еще раз повторим, что работы по этому проекту находятся в самой начальной стадии. Об этом говорит хотя бы его бюджет - на следующий этап выделено всего 30 тыс. дол. Никаких сроков создания электромагнитной тяги для "шаттлов" также пока не называется, поскольку, все это может остаться только красивой идеей. Однако некоторые специалисты полагают, что речь идет о 20 годах, но есть и более оптимистичные прогнозы. Правда, для их реализации понадобятся немалые деньги.

Мимо просвистел очередной астероид

Астероид, получивший название 2001 YB5, был открыт совсем недавно - в декабре прошлого года. Обнаружил его автоматический калифорнийский телескоп Near Earth Asteroid Tracking, специально предназначенный поиска околоземных астероидов.

Астероид 2001 YB5 оказался довольно увесистым - его размеры порядка 300 метров в поперечнике. На днях он пролетел довольно близко от Земли - на расстоянии менее двух радиусов лунной орбиты. По космическим меркам это совсем близко. Если бы он не промахнулся, то мог бы стереть с лица Земли какую-нибудь не очень большую страну.

Этот случай еще раз доказывает, что опасностей, подстерегающих Землю в космосе, довольно много, и о грозящей катастрофе человечество может узнать слишком поздно. На этот раз "пуля" просвистела мимо, но в другой раз расклад может быть иным.

Правда, за астероидом теперь будут 2001 YB5 следить очень внимательно. Оказалось, что его период обращения вокруг Солнца составляет 1321 день, и его встреча с Землей в будущем не исключена.

Конец света для Земли откладывается

Группа астрофизиков из Сассекского Университета в Великобритании под руководством д-ра Роберта Смита (Robert Smith) представила новый прогноз жизни на Земле после смерти звезды по имени Солнце. Они утверждают, что даже после того как Солнце потухнет, "конец света" на Земле не настанет.

Правда, свою теорию они развивают не только конкретно для Земли, а для любой планеты, вращающейся вокруг солнцеподобной звезды. Они считают несостоятельной ныне признанную теорию о том, что планета, вращающаяся вокруг умирающей звезды, будет постепенно приближаться к ней и, в конце концов, упадет на нее. По их мнению, эта теория не учитывает потерю массы Солнца по мере того, как оно будет расширяться с образованием гигантской красной звезды. Соответственно уменьшится и сила гравитационного притяжения Солнца, действующая на Землю.

По подсчетам группы д-ра Смита вообще выходит, что Земля будет удаляться от гаснущего и увеличивающегося в размерах Солнца. Причем, радиус Солнца в процессе остывания увеличится в 120 раз. И тогда Солнце поглотит две ближайшие к нему планеты - Меркурий и Венеру. Правда, процесс этот растянется на 7,7 млрд лет. А наша планета за это время отодвинется от Солнца. Греть оно будет, конечно же, меньше, но тепла на Земле хватит для жизни еще на 5,7 млрд лет.

Ну а потом из красного гиганта Солнце начнет превращаться в белого карлика и в конце конца сожмется до шарика диаметром около 15 тыс. км.

Пояс астероидов есть не только у нашего Солнца

10 лет назад с помощью инфракрасного телескопа у звезды дзета-Зайца был обнаружен диск необычно теплой пыли. Дальнейшие исследования показали, что, скорее всего, в этой пыли идет образование астероидов или планет, подобно тому, как это происходило в нашей собственной солнечной системе. Также вполне возможно, что этот теплый пылевой диск скрывает пояс астероидов. У Солнца такой пояс есть: подавляющее большинство астероидов, вращающихся вокруг Солнца располагаются между орбитами Марса и Юпитера.

Звезда дзета-Зайца находится по космическим понятиям совсем рядом от нас - на расстоянии 70 световых лет. Ее масса вдвое превышает массу нашего Солнца. Известно также, что это очень молодая звезда, ей всего лишь 100 млн лет. По сравнению с ней наше Солнце очень древнее - ему почти 4,5 млрд лет.

Исследования показали, что температура пылевых частиц, окружающих дзета-Зайца, составляет около 77 градусов С. А масса содержимого этого диска сравнима с массой Земли, то есть в 1000 раз больше, чем масса астероидного пояса в нашей солнечной системе.

Однако самой большой неожиданностью для астрономов стало то, что пылевой диск с такими параметрами вообще не должен был бы находиться в этом месте. Он располагается так близко к самой звезде, что, по идее, все составляющие его частицы и частички материи должны были бы давно упасть на звезду дзета-Зайца под действием силы гравитационного притяжения. Значит, существует какой-то источник пополнения материи в пылевом диске. Возможно, в ходе дальнейших исследований дзета-Зайца астрономов ждут и другие еще более удивительные сюрпризы, и то, что известно об этой звезде - это лишь вершина айсберга.

Сейчас астрономы собираются получить спектр инфракрасного излучения звезды дзета-Зайца. Из этого спектра, возможно, удастся узнать, похожи ли вращающиеся вокруг нее астероиды по своему составу на объекты нашей солнечной системы. Кроме того, может быть все это окажется полезным для понимания процессов формирования планет в нашей собственной солнечной системе.

Миллионер Марк Шаттлворт полетит на Международную космическую станцию 20 апреля

Второй космический турист - миллионер Марк Шаттлворт - полетит на Международную космическую станцию /МКС/ 20 апреля.

Эту дату сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в московском отделении адвокатской конторы "Хоган и Хартсон", представляющей интересы Шаттлворта. Представитель ЮАР Марк Шаттлворт составит компанию двум профессиональным космонавтам - гражданину России Юрию Гидзенко и итальянцу Роберто Виттори.

Во время недельного пребывания на МКС Шаттлворт проведет ряд научных экспериментов, однако, в основном 28-летний бизнесмен "будет заниматься фото и видеосъемкой в личных целях", пояснили в адвокатской конторе. Отказавшись отвечать на вопрос о точной сумме контракта Шаттлворта, представитель адвокатской конторы уточнил, что "во всяком случае, она не меньше, чем заплатил за свой полет первый космический турист - американец Деннис Тито".

Француженку наградили за неделю на "Мире"

Французская астронавтка Андре-Клоди Эньере была удостоена высшей награды Франции - Ордена Почетного легиона.

Указ о награждении подписал президент Франции Жак Ширак. Тем же указом Андре-Клоди Эньере была произведена в офицеры Ордена Почетного Легиона. Таким образом было решено отметить ее вклад в популяризацию дела освоения космического пространства.

Высшая награда Франции вручается гражданским и военным лицам за выдающиеся заслуги перед французской нацией в мирное и военное время.

Андре-Клоди Эньере - врач-ревматолог и специалист по космической медицине - дважды совершила полеты в космос. Она провела неделю на российской космической станции "Мир", а в октябре прошлого года совершила путешествие на международную космическую станцию вместе с российскими космонавтами. Оба раза француженка стартовала на российских кораблях "Союз" с космодрома Байконур.